Сдай ЕГЭ на 100 баллов!

Учебные материалы и курсы для подготовки
к ЕГЭ по математике и другим предметам

+7 (495) 984-09-27
+7 (800) 775-06-82
Задача 19

Как победить на олимпиаде по литературе? Образец сочинения «на отлично».

Автор статьи — кандидат филологических наук Э. М. Зобнина.
Эта статья — для тех, кто стремится поступить на Филологический факультет МГУ или хочет стать призером олимпиады по литературе.

Из года в год выпускники школ приходят в Университет на вступительные (или подают олимпиадные работы), пишут сочинение и делают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей вступительной работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к вступительному сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Эта статья объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Каких ошибок в построении работы и изложения материала следует избегать,
2. Как правильно спланировать работу (дан план сочинения на определенный тип темы).
3. Каким должно быть сочинение на отлично (для этого мы публикуем образец вступительного сочинения).
4. Как аргументировать свои и чужие мысли.

Для детального разбора обратимся к теме 2008 года «Пейзаж и его функция в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”».

План для этой темы может быть очень кратким. Например, таким:

1. Что такое пейзаж?
2. Функции пейзажа в произведении.
3. Приемы изображения природы.

Конечно, следует помнить о вступлении и заключении, обрамляющих работу.

Что такое пейзаж? Это средство композиции, и он выполняет различные функции в произведении. Экзаменаторы, оценивая полноту раскрытия темы, хотят увидеть в вашей работе именно это умение грамотно изложить, для чего нужен Лермонтову в той или иной главе романа пейзаж и какой именно это пейзаж.

Функции пейзажа в произведении (любом) обычно бывают такие:

1. Раскрытие характера героя.
2. Раскрытие внутреннего мира героя.
3. Раскрытие авторской композиции.
4. Создание фона для действия героев. Пейзажи сельские и городские.
5. Прием передачи движения времени («календари» природы)
6. Прием определения масштабного соотношения людей и окружающего мира (Бородинское и Шенграбенское сражения в «Войне и мире»).
7. Использование пейзажа для постановки проблемы жизни и смерти (особенно сцены на кладбище)
8. Пейзаж-символ (вишневый сад у Чехова)
9. Символ передачи национального колорита (русская зима в «Онегине»)
10. Слияние пейзажа с жанровой картинкой из народного быта как средство передачи единства человека и природы (пейзаж у Некрасова)
11. Изображение природы как «действующего лица», наделенного способностью страдать, обладающего памятью, разумом и т.д. (см. лирику Тютчева)

Образец вступительного сочинения:

Пейзажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» значительное место уделено картинам природы, которые присутствуют в каждой из пяти повестей лермонтовского произведения. При этом для описания природы в каждой из новелл оказывается характерен какой-то определенный мотив, окрашивающий повесть в целом. Разные по содержанию, эти мотивы выполняют в романе каждый свою роль.

В повестях «Максим Максимыч» и «Бэла» доминируют горные пейзажи. Горный колорит в обоих рассказах обусловлен сюжетно. И оба эти рассказа и «Бэла», и «Максим Максимыч» — это путевые очерки офицера, путешествующего по горным дорогам Кавказа. Однако художественная функция мотива гор в этих повестях значительно шире, чем простое обозначение места действия. Горные пейзажи даны от лица романтически настроенного повествователя. Характерно, что в большинстве из них горы представлены как нечто манящее, блистающее и сверкающее: автор то восторженно описывает панораму Койшаурской долины, через которую, сверкая, «тянется серебряной нитью» Арагва, то восхищается видами «золотой бахромы» горных снегов, их блеском и яркостью («Бэла»), то с упоением наблюдает за громоздившимися на горах «золотыми облаками» («Максим Максимыч»). Все эти картины вызывают у повествователя желание остаться здесь «жить навсегда» и являются символом природы, возвышающей человека. Тишину и покой, царящие в горах, повествователь сравнивает с тишиной «в сердце человека в минуту утренней молитвы». Горная природа помогает человеческой душе избавится от всего порочного, «приобретенного» и делает ее вновь по-детски чистой, такой, какой, по убеждению рассказчика, она «была некогда и верно будет опять». В связи с такими ощущениями странствующий офицер, как она сам признавался, было «жалко» расставаться с горами.

Однако в «Бэле» мотив гор приобретает и другое значение. В описании рассказчиком горной тропы, по которой они с Максимом Максимовичем спускались в Чертову долину, и погодного ненастья, застигнувшего их в пути, горы предстают в образе чего-то зловещего, несущего смерть: «узкая дорога частию была покрыта снегом, который в иных местах проваливался, а в других превращался в лед», «лошади падали, налево зияла глубокая расщелина», тучи сгущались, «повалил град, снег, ветер, врываясь в ущелья, ревел свистел, как Соловей-разбойник». Эта картина дисгармоничной и опасной природы, приобретая символические черты, напрямую соотносится с трагическим концом истории Бэлы, о котором проезжему офицеру еще предстояло узнать.

Мотив гор также присутствует в повести «Княжна Мери». Однако здесь он занимает значительно меньше места, чем в «Бэле», и в основном служит для выявления сложного характера Печорина, от лица которого ведется повествование. Новелла начинается с описания героем панорамы, открывающей вид на Пятигорск из окон его квартиры (яркое солнце, синее небо, пестреющий внизу «чистенький, новенький городок», громоздящиеся за ним затуманенные горы, тянущаяся «на конце горизонта серебряная нить горных вершин»), Печорин завершает свое описание вопросом: «…зачем тут страсти, желания, сомнения?» Эти слова обнаруживают мучительное переживание героем своей повседневной суетности в сравнении с прекрасным, вечным. В сущности, аналогичное отношение Печорина к природе прослеживается и в двух других горных пейзажах, предваряющих в повести описание дуэли с Грушницким. Печорин воспринимает окружающую природу как человек, которому в самое ближайшее время, возможно, придется проститься с жизнью: он с увлечением наблюдает, как «радостный луч молодого дня […] золотит […] верхи утесов», и наслаждается видом на терявшиеся в «золотом тумане утра» вершины гор. Однако помимо передачи состояния героя эти две картины природы служат также созданию определенной обстановки, в которой разворачивается действие. По мере приближения к месту дуэли Печорин замечал, что утесы становились «все синее и страшнее» и, наконец, казалось, сходились непроницаемой стеной». Вид, открывавшийся с площадки, на которой проходил поединок, отличался еще большей напряженностью, зловещую атмосферу: «Внизу казалось темно и холодно, как в гробе, мшистые зубцы скал […] ожидали своей добычи».

В «Княжне Мери» также очень важную роль играют символические образы моря и звезд. Вся значимость этих мотивов становится ясна при сопоставлении их смысла в новеллах «Княжна Мери», «Тамань» и «Фаталист».
Если «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» — повести большей частью «горные», то в «Тамани» доминирующим оказывается мотив моря с неотъемлемым от него образом одинокого корабля. Эти два символа, характерные для романтической поэзии, а также мотив луны и месяца, которые присутствуют почти во всех романтических пейзажах, создают в повести романтическую атмосферу таинственности, тревоги и простора. Своеобразным поэтическим комментарием к образу неукротимой стихии и одиноко несущегося по ее темно-синим волнам судна служит песня контрабандистки. В этой песне «по вольной волюшке – по зеленому морю» ходит «лодка неснащенная», которой в «темну ночь» правит «буйна головушка».

Тема корабля в «Герое нашего времени» тесно перекликается с соответствующим мотивом лермонтовского стихотворения «Парус». Благодаря этой параллели мотив судна в романе приобретает важное значение психологической характеристики Печорина. Подобно «парусу» в стихотворении, герой не может установить равновесие, найти гармоническое соответствие между своим внутренним миром и миром внешним. И как одинокое судно «мятежно просит бури», так и беспокойная душа Печорина стремится к хаосу и дисгармонии.
Эту внутреннюю тягу Печорин ясно ощущает, когда в конце повести «Княжна Мери» сравнивает себя с матросом, «рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига». По словам героя, душа этого моряка «сжилась с бурями и битвами», и, случайно оказавшись на берегу, не прельщаясь ни тенистою рощей, ни светом мирного солнца, он все «всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте желанный парус […], мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани».
Мотив звезд повторяется в «Княжне Мери» дважды – в связи с упоминаниями этих природных явлений Грушницкий и Печорин. Грушницкий вспоминает о них, радуясь своему производству в офицеры: «О, эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки!» Печорин говорит о звезде накануне дуэли с Грушницким: «Но мы бросили жребий!.. и тогда… что […] если моя звезда наконец мне изменит? И немудрено: она так долго верно служила моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле». В обоих случаях звезды-«путеводители», но с той разницей, что для Грушницкого – это «путеводительная звездочка» карьеры, а для Печорина – звезда судьбы.

То же значение какого-то оберегающего начала в жизни Печорина, к которому судьба оказывается благосклонна во всех его рискованных предприятиях, звезды приобретают особое значение и в «Тамани». Здесь они упоминаются всего один раз и именно в тот момент, когда Печорин направляется с таинственной «ундиной» навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем небе».

С особенной силой мотив «путеводительной» звезды звучит в замыкающей роман повести «Фаталист». В этой новелле конкретный пейзаж ночного звездного неба посредством лирического отступления как бы переключается во вселенский. «Спокойно сиявшие на темно-голубом своде» звезды, которые Печорин видит по пути от дома майора С***, наталкивают его на рассуждение о сопричастности небесных светил и человеческих судеб. Герой с усмешкой вспоминает, что «были некогда люди премудрые», думавшие, что «небо с его бесчисленными жителями» принимает неизменное участие в их судьбах. Эту наивную уверенность, дававшую предкам силу для деятельной жизни, Печорин противопоставляет упадочному настроению современников, «жалких потомков», не имеющих какого-либо надличного идеала, а вместе с тем и нравственных убеждений, лишенных энергии и воли, верящих в «невозможность» счастья. Во многом за счет этого пейзажно-философского лирического отступления, в котором проявится «метафизика главного героя», «Фаталист» служит своеобразным философским комментарием ко всему роману.

Таким образом, «Герой нашего времени» синтезирует различные типы пейзажа (аллегорический, философско-символический, идеалистический) и различные его функции (создание обстановки, фона действия, отражение внутреннего состояния героя, его психологического настроя).

В следующей статье: Темы сочинений на вступительных экзаменах в МГУ, с 2001 по 2013 год.

Звоните нам: +7 (495) 984-09-27, +7 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

Узнать больше

Полезные материалы для ЕГЭ в нашей рассылке. Обучающее видео бесплатно!

Ссылка на обучающее видео придет Вам по e-mail.