Сдай ЕГЭ на 100 баллов!

Учебные материалы и курсы для подготовки
к ЕГЭ по математике и другим предметам

+7 (495) 984-09-27
+7 (800) 775-06-82
Декабрьское сочинение

Россия в представлении наших детей. Статья для взрослых

Татьяна Воронцова
Анна Малкова

Что вы думаете о России? Только честно.

Еще лет тридцать-сорок назад считалось, что наша страна – родина всего передового и замечательного. Что все научные открытия в мире совершили российские и советские ученые. Что все великие писатели, композиторы и художники родились и выросли на нашей земле. Да и вообще, Россия – родина слонов.

Сейчас – другая крайность. Принято верить, что Россия – богом забытое и отсталое место. Что у нас ничего не было и нет, кроме грязи, невежества и ГУЛАГа. Взрослые дяди и тети, транслирующие это мнение, немного лукавят, оставляя за скобками Суворова и Жукова, Ломоносова и Менделеева, Сикорского и Королева, Капицу и Курчатова, Чайковского и Шостаковича, Пушкина и Пастернака, Рублева и Кандинского. А вот подростки вполне искренне убеждены в том, что наша страна не дала миру ничего, кроме Сталина, водки и автомата Калашникова.

Где черпают сведения о мире нынешние школьники? — Во «ВКонтакте», конечно. Они обмениваются фильмами, картинками. Постят «умные мысли на каждый день» – цитаты из Наполеона Хилла, Роберта Кийосаки и Бодо Шефера. Вывешивают на своих «стенах» мотивирующие фразы Стива Джобса, президента Линкольна, американских бизнесменов начала прошлого и американских кинозвезд начала этого века. В Советском Союзе детей пичкали историями про Ленина и его детство. Теперь на смену им пришли очень похожие истории про детство Джорджа Вашингтона и Билла Гейтса.

В США существует целая индустрия по созданию мотивирующих текстов и притч. Они связаны с национальными героями Америки, привязаны к национальному менталитету американцев. И это естественно. США воспитывают патриотов.

А что же наши? Наши ленивы. Им в лом написать что-то свое. Лень даже дойти до ближайшей библиотеки, взять там книжку, которую еще не выложили в Интернет, и списать слова. Зачем утруждать себя? Клик-клик – и готово.
В тиражируемых в Интернете списках «величайших фильмов о войне» нет ни одного фильма на русском языке. Думаете, это случайность? В сочинениях 11-классников нет слов «Великая Отечественная», а есть лишь «Вторая мировая», которую плохой ученик легко может спутать с Первой. Тоже случайность? И не говорите, что память о войне жива, если на сумке вашего сына или дочери уже полгода болтается нестиранная георгиевская ленточка.

На уроках физики теперь не модно говорить о вкладе, который внесли русские ученые в мировую науку. В итоге старшеклассники знают об Эдисоне – и понятия не имеют ни о лодыгинской лампе накаливания, ни о разработках Яблочкова. Говоря об изобретении радио, чтят Маркони и умалчивают о Попове.

Электротехника, телевидение, экспериментальная физика, теория межпланетных полетов – все это области, в которых русские и советские ученые действительно были первыми. Но в школе рассказывают о ком угодно, только не о наших соотечественниках.

Советские учебники устарели, да и веры им нет: про наследие «тоталитарного советского режима» школьники наслышаны не меньше, чем их бабушки и дедушки были наслышаны про наследие «кровавого царского режима». Так где же брать информацию?

Подростки хотели бы услышать хоть что-то о себе из «правильных» источников. Они искренне радуются, когда в одной из популярных вампирских хроник появляется русский герой из Бийска (оказывается, это городок в Сибири, и добраться до него можно лишь одним способом: три дня трястись в поезде Москва – Омск, а оттуда – на машине). Они любят японскую мангу «Хеталия и страны Оси», где Россия изображена в виде то добродушного, то жестокого парня, страдающего психическим расстройством и обожающего водку, подсолнухи и балет. С увлечением читают книги про древних руссов и верят Задорнову, утверждающему, что древнеиндийский священный язык санскрит и русский – почти одно и то же… Но какое это имеет отношение к реальной России, ее языку и культуре?

Что же все это значит? Почему в сознании наших сограждан Россия почти исключена из культурной и духовной картины мира?

Эта крайность – эхо 90-х, когда мы с бешеным энтузиазмом осваивали другую точку зрения, чувствуя неполноценность своей. Теперь же выросло новое поколение, понятия не имеющее, что в России вообще было что-то изобретено, написано, снято. Они не забыли! Им просто не дали возможности об этом узнать.

Уважаемые родители! Имейте в виду: картина мира в сознании ваших детей сильно отличается от вашей. И возможно, что России, какой мы ее знаем, в этой картине мира просто нет.

Поменяв для себя базовые ценности, вы почему-то решили, что школа, оставаясь неизменной, будет продолжать транслировать то, что когда-то внушали вам. Но школа тоже поменялась. И если вы ничего не расскажете вашим детям, то, возможно, и в школе им многого не расскажут.

Можно говорить об инфантилизме, но дело не только в нем. Подростки зачастую – редкостные минималисты. Им не слишком интересен широкий мир и не слишком интересна жизнь собственных родителей. Компьютер, бутылка с кока-колой, друзья во «ВКонтакте»… Искать разностороннюю информацию? Зачем? А в результате – невежество.

Мы написали эту статью три года назад, в более благополучное время. Проблема не исчезла — наоборот, стала более острой. Давайте задумаемся над этим и будем работать вместе. Ведь мы все хотим, чтобы дети были умнее, добрее, лучше, чем мы.

Звоните нам: +7 (495) 984-09-27, +7 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)

Или нажмите на кнопку «Записаться на тестирование», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

Записаться на тестирование

Полезные материалы для ЕГЭ в нашей рассылке. Обучающее видео бесплатно!

Ссылка на обучающее видео придет Вам по e-mail.