Сдай ЕГЭ на 100 баллов!

Учебные материалы и курсы для подготовки
к ЕГЭ по математике и другим предметам

+7 (495) 984-09-27
+7 (800) 775-06-82
Декабрьское сочинение

Предложения в тексте, кроме смысловой, логической связи, могут быть связаны с помощью лексических и грамматических средств. Лучше всего познакомиться с этими способами связи на практике.

 

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку

 

Формулировка задания:

Среди предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер

этого предложения.

 

Обратите внимание: вы сравниваете предложения, стоящие рядом, и находите средство связи во втором из них.

 

Давайте вспомним основные средства связи предложений в тексте.

 

  1. 1.     Лексический повтор.

Никогда не забыть мне дней, проведенных на охоте. Не забыть звонкую ясность рассветов и чуткую тишину ночей.

Лексический повтор служит средством выразительности.

 

  1. 2.     Формы одного и того же слова.

Охота – мое давнее увлечение. На охоту я начинаю собираться за много дней до начала.

Как правило, слово меняет окончание, при нем может появиться предлог.

 

  1. 3.     Однокоренные слова.

Я опытный охотник. Охоту люблю с детства. Охотился на разную дичь.

Однокоренные слова различаются приставками, суффиксами, могут быть разными частями речи.

 

  1. 4.     Синонимы, контекстные синонимы.
  2. 5.     Антонимы, контекстные антонимы.

Об этих средствах мы говорили подробно в задании 22. Так они выступали в роли лексических средств выразительности, в этом задании – как средство связи.

 

  1. 6.     Союзы.

Я долго вслушивался в тишину. И всё мне казалось, что слышу чей-то голос.

Я долго вслушивался в тишину. Но лес молчал в густом сумраке.

Я долго вслушивался в тишину. Моя собака тоже насторожила уши.

Я долго вслушивался в тишину. Хотя что я там мог услышать?

Обратите внимание: союзы тоже, также располагаются не в начале предложения, они «запрятаны» внутри.

Чаще всего в роли средства связи выступают сочинительные союзы: и,  а,  но, однако,  зато. Подчинительные союзы, как правило, соединяют простые предложения  в составе сложноподчиненного и редко соединяют отдельные простые предложения.

  1. 7.     Местоимения.

 

Личные местоимения. Ветер слегка пошевелил листьями. Ему понравилась эта игра.

Гости расселись вокруг стола. Радушные хозяева принялись угощать их.

Личное местоимение заменяет существительное из предыдущего предложения.

 

Притяжательные местоимения отвечают на вопрос (чей?).  Дети разбежались по саду. Вскоре их звонкие голоса раздались за сараем.

Различайте личные и притяжательные местоимения  его, её, их. Личные местоимения отвечают на вопрос (кого? чего? что?); притяжательные – на вопрос (чей? чья? чьи?).

 

Указательные местоимения: этот, это, эти, эта, тот, та, те, такой, такая и др. (Обратите внимание они обилие Т в их составе).

Вскоре их звонкие голоса раздались за сараем. Этот сарай стоял в глубине сада сто лет.

Дни  стояли жаркие, а ночи — холодные. Такая погода не редкость в августе.

Прекрасные были годы. Немало стихов и песен посвящено тому времени.

 

  1. Наречия.

Чаще всего в роли средства связи выступают указательные наречия: здесь, там, тут, туда, оттуда. (Обратите внимание на букву Т.)

На опушке леса мы остановились. Здесь нам предстояло ждать вторую группу.

 В деревне раздавался звон колокола. Мужики побежали туда, побросав косы.  

 

  1. 9.     Частицы.

Роль средства связи могут играть указательные частицы: вот, вон и некоторые другие модальные частицы: именно, как раз, лишь, только, даже, всё же, всё-таки и др.

Видишь эти ворота? Вот куда ты  завернешь.

За городом был пустырь. Именно на нем и проходили наши футбольные сражения.

По всем предметам я учился хорошо. Только иностранные языки не давались мне.

 

10. Вводные слова.

В задании 17 мы говорили о вводных словах, которые могут выражать отношения между частями высказывания: порядок мыслей, их связь, обобщение, выделение и т. д.: во-первых, во-вторых, например, к примеру,  наконец, наоборот, напротив,  следовательно, таким образом, итак, вообще, одним словом, значит, между прочим, кстати, с одной стороны, с другой стороны, кроме того и др.

Многие животные весной линяют.  Белка, например, надевает яркую рыжую шубку.

 

Если вы были внимательны, то заметили, что часто в одном предложении присутствует не одно, а несколько средств связи.

Существуют также синтаксические средства связи: неполные предложения, парцелляция, синтаксический параллелизм. Эти  явления встретятся нам в задании 24 в роли изобразительно-выразительных средств. Там мы поговорим о них подробно.

 

Выполним задание:

(34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть

свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.

 

Повторяются слова в предложениях 36-37 (страшно) и в предложениях 40-41 (скажу). Но только в предложениях 36-37 использовано еще и личное местоимение (храбрый человек – он).

Ответ:___37___

Звоните нам: +7 (495) 984-09-27, +7 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)

Или нажмите на кнопку «Записаться на тестирование», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

Записаться на тестирование

Полезные материалы для ЕГЭ в нашей рассылке. Обучающее видео бесплатно!

Ссылка на обучающее видео придет Вам по e-mail.