previous arrow
next arrow
Slider

ЕГЭ по информатике 2021

Лада Борисовна Есакова

Приветствую вас, дорогие ученики!

Спешу поделиться с вами новостями. Недавно опубликована демоверсия ЕГЭ по информатике 2021, глядя на которую можно сделать вывод, что экзамен нас ждет совсем новый и непривычный. Наконец ЕГЭ по информатике будет полностью выполняться на компьютере и компьютером же проверяться. Я говорю «наконец», потому что для учеников, выбирающих одним из предметов ЕГЭ информатику, гораздо удобнее выполнять задания в привычной им обстановке (на компьютере). Да и вообще написание программного кода ручкой на бумаге давно вызывало много вопросов. Однако, изменения в структуру экзамена внесены действительно серьезные, литературы и пробных вариантов пока нет совсем, а потому среди учеников, родителей, да и преподавателей возникла паника.

Давайте разберемся, какие же изменения внесены в структуру экзаменационной работы. Заданий, по-прежнему, 27. Не изменилось и время, отведенное на выполнение работы, – 3 часа 55 минут.

Однако, теперь результаты ВСЕХ заданий вносятся учеником в компьютерную форму и проверяются автоматически. Ход решения (бумажные черновики и разработанные на компьютере программы) комиссией НЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ. Т.е. не важно, как получен ответ (перебором вручную, функциями Excel-я, написанием программы на любом из разрешенных языков), но он должен быть верным.

На все время экзамена ученику предоставляется компьютер с установленным на нем программным обеспечением, необходимым для выполнения заданий (OS Windows, текстовые редакторы, электронные таблицы, среда для разработки программ на разрешенных языках программирования), ну и конечно же бумага для черновиков.

Немного изменен список разрешенных для использования языков программирования. Теперь там отсутствует Basic, зато добавлены С# и Java. Теперь программировать разрешается на языках: C++, C#, Pascal, Python, Java, Школьный алгоритмический язык.

Что касается содержания заданий, то 9 из них новые и выполняются на компьютере, а 18 полностью повторяют задания прошлых лет.

Изменилась и система оценивания заданий. Теперь правильно выполненные задачи с 1 по 24 оцениваются в один балл каждая, а задачи с 25 по 27 – в два балла. Т.е. абсолютно правильно выполненная работа оценивается в 30 первичных баллов (что соответствует 100 тестовым).

Далее в таблице я приведу соответствие заданий 2021 и 2020 лет. Цветом выделены новые задания, которые выполняются с использованием компьютера:

Номер задания 2021 г. Номер задания 2020 г.
1. 3.
2. 2.
3. 4.
4. 5.
5. 6.
6. 8.
7. 9.
8. 10.
9. Анализ данных в электронной таблице
10. Поиск информации средствами операционной системы или текстового редактора
11. 13.
12. 14.
13. 15.
14. 16.
15. 18.
16. Рекурсивные функции. Разработка программы или использование Excel.
17. Разработка программы для обработки целочисленной информации (10-20 строк)
18. Обработка информации в электронных таблицах
19. 26.1.
20. 26.2.
21. 26.3.
22. 20.
23. 22.
24. Разработка программы для обработки символьной информации (10-20 строк)
25. Разработка программы для обработки целочисленной информации (10-20 строк)
26. Обработка целочисленной информации (сортировка, группировка)
27. Разработка программы для анализа числовых последовательностей (20-40 строк)

 

Как вы видите, из экзаменационной работы исключена 23-я задача (системы логических уравнений), которая традиционно считалась одной из самых сложных. Новые задания принципиально отличаются от заданий прошлых лет. Они моделируют жизненную ситуацию: есть задача, и ее надо решить, т.е. продумать алгоритм, выбрать наиболее удобный инструмент, разработать программу, запустить ее на конкретных данных и получить ответ. Вся эта последовательность действий не анализируется и не оценивается. Оценивается только результат. Ученик сам заинтересован в том, чтобы получить верный ответ, затратив минимальное время. Так, например, 16-я и 18-я задачи похожи на задания прошлых лет, которые решались вручную. Но объем данных предоставлен такой, что решение вручную займет непозволительно много времени. Можно разработать программу на одном из языков программирования или использовать функции электронных таблиц. Ученик сам выбирает, какой инструмент позволит ему быстрее и проще решить задачу.

В целом, на мой взгляд, экзаменационная работа стала интереснее и ближе к реальной жизни, хотя и требует серьезной подготовки. Но впереди целый учебный год и вместе мы наверняка добьемся хороших результатов!