previous arrow
next arrow
Slider

25 задание. Упражнения

№1.

(1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень — ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно!..

(7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами.

(9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11)Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной...

(12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)Зачем? (15)Почему она рыдала так страшно?

25. Среди предложений 1–5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

 25. Среди предложений 9–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстуального (контекстного) синонима. Напишите номер этого предложения.

 

№2.

(1)Некоторое время волею судеб мы жили в деревне Светихе, занимая половину пятистенного дома. (2)Против дома – ровная зелёная лужайка. (3) Приятно ступать босиком, лежать в тени развесистой старой липы...

(4)И вот мы видим из окна, как соседка наша Нюшка выносит большой таз помоев и выливает его на лужайку, как раз против окон. (5)Нюшке понравилась чем-то лужайка, и она каждый день стала носить помои и выливать их на одно и то же место. (6)Зловонная чёрная язва образовалась на нашей когда-то чистой зелёной лужайке. (7)И мы пошли делегацией на другую половину дома. (8)Я и жена говорили о вреде мух, о свирепости летних болезней, о чувстве и значении прекрасного. (9)Нюшка слушала молча, пока мы не дошли до её конкретной помойки. (10)Соседка тут послала нас довольно-таки далеко, но всё же с указанием самого точного, недвусмысленного адреса. (11)Бросив свою энергичную, из четырёх слов состоящую фразу, она ушла за перегородку, а мы как ошпаренные выскочили из избы.

(12)Между тем события развивались. (13)Чтобы хоть как-нибудь нейтрализовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую чёрную язву дустом: всё-таки дезинфекция. (14)Нюшка наблюдала из окна за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы её увиденное, но совпало так, что у Нюшки околел петух. (15)Не думаю, чтобы от дуста. (16)Тогда почему же не передохли все остальные куры? (17)Но в воображении Нюшки факт преломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведётся недозволенными химическими средствами. (18)Нужно было ждать ответных действий, и они не заставили ждать себя долго.

(19)В тихий предрассветный час в комнату с рыданиями вбежала жена и бросилась на кровать. (20)Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг выпалила:

– Иди и немедленно застрели её пса Рубикона!

(21)Оказывается, Нюшка только что, минут десять назад, пришибла палкой нашего Афанасия – прекрасного пушистого котёнка. (22)Жена рыдала и требовала немедленной мести. (23)Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшкино злодеяние убиваю Рубикона – она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнём истребляю всех её кур и уток, возможно, поросёнка – она ошпаривает кипятком наших детей… (24)Вероятно, так и началась история на земле. (25)Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех – яблоко… (26)И вот в конце концов накопился океан зла, где может потонуть всё человечество…

(27) – Выход есть: возьми пачку дрожжей, что я привёз из Москвы, и отнеси ей, – сказал я.

(28)Жена посмотрела на меня испуганно, как на сошедшего с ума, у неё даже слёзы высохли.

(29) – Да лучше я её съем зараз всю! – прошептала она.

(30) – Скажи, что подарок этот от нас, – твёрдо проговорил я.

(31) – Ни в жизнь!

(32) – Возьми и отнеси!..

(33)И жена пошла. (34)Я понимал, что она сейчас совершает героический поступок, в некотором смысле даже великий, потому что подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на сухое место более трудно, чем с сухого места шагнуть в болото, а самое трудное во все времена и для каждого человека – переступить через самого себя…

(35)Когда она вернулась, глаза её сияли, а голос прерывался от радостного волнения. (36)Оказывается, соседка, поняв, что к ней пришли с миром, вдруг заплакала и бросилась обнимать жену. (37)А потом обе они плакали на плече друг у дружки. (38)Не успели мы успокоиться, как Нюшка появилась на нашем пороге – глаза её светились счастьем, в руках она держала большое решето, полное отборного репчатого лука.

 

 25. Среди предложений 21–25 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 25. Среди предложений 8–13 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстуального (контекстного) синонима. Напишите номер этого предложения.

 

№3.

 

(1)Ленка стояла перед дедушкой, маленькая, худенькая, еле сдерживая слёзы. (2)Николай Николаевич Бессольцев ждал, когда она наберётся  сил рассказать о том, что тревожит её, он понимал, что одно неосторожно сказанное слово −  и  внучка замкнётся в себе. (3)Ленка подошла к окну, выглянула в него и начала:

− (4)А мне в классе объявили бойкот.

−  (5)За  что?  −  спросил  Николай  Николаевич,  стараясь  не  показывать, насколько он взволнован услышанным.

−  (6)Дедушка, однажды наш класс убежал с урока, потом Димка рассказал  об  этом  Маргарите  Ивановне, и она наказала нас: мы не поехали в Москву. (7)Вот  сидим  мы  в  классе, наблюдая, как уезжает автобус без нас, и вдруг...

− (8)«А я знаю, кто предатель!» − вдруг говорит Миронова.

(9)Ну, решила я, сейчас Миронова бабахнет про Димку.

(10)Заметалась я, засуетилась, посмотрела на Димку и не узнала! (11)Он стоял передо мной каким-то зелёным лунатиком − глаза у него из синих стали белыми. (12)И жалкая улыбочка ползала у него по губам. (13)Не веришь? − Ленка посмотрела на дедушку Николая Николаевича.

− (14)Думаешь, не бывает белых глаз?.. (15)Но они были белыми. (16)Тут  у  меня  прямо  сердце  оборвалось!

25. Среди предложений 6−11 найдите  такое,  которое  связано  с  предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

№4.

 

(14)Ранней  осенью,  когда  в  прозрачном  воздухе  отчётливо  слышится каждый  звук,  я  предложил  прослушать  мелодию «Полёт  шмеля»  из  оперы «Сказка  о  царе  Салтане»  Н.  Римского-Корсакова.  (15)Музыка  нашла  у  детей эмоциональный  отклик.  (16)Малыши  говорили:  (17)«Шмель  то  приближается, то  отдаляется.  (18)Слышится  щебетанье  маленьких  птичек...»  (19)Ещё  раз слушаем мелодию. (20) Потом идём к цветущей медоносной траве. (21)Дети  слышат  пчелиную  арфу,  жужжанье  шмеля.  (22)А  он,  большой, лохматый,  то  поднимается  над  цветком,  то  опускается.  (23)Дети  в  восторге: ведь  это  почти  такая  же  мелодия,  как  и  записанная,  но  в  музыкальном произведении  есть  какая-то  своеобразная  красота,  которую  композитор подслушал  в  природе  и  передал  нам.  (24)Детям  хочется  ещё  раз  услышать записанную мелодию. (25)В  том,  что  до  сих  пор  казалось  им  обычным,  открылась  красота − такова сила музыки.

25. Среди предложений 20−25 найдите  такое,  которое  связано  с  предыдущим  при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

 

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами. Информация на странице «25 задание. Упражнения» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 06.02.2023