Анна Малкова
Мы мечтали о дистанционной работе. Каждый год мы обещали себе «начать вести онлайн-уроки и освоить Zoom». Нам хотелось нового и современного – взамен привычных уроков.
О, как мы были наивны!
Больше 7 лет я веду онлайн-курс подготовки к ЕГЭ по математике на 100 баллов. Сейчас на моем курсе учатся больше 2,5 тысяч старшеклассников и педагогов. Я знаю, как вести трансляции и стримы, когда у меня есть студия, оператор, крутая аппаратура, команда специалистов и онлайн-система, в которой весь учебный материал структурирован по темам, урокам и заданиям тренажера.
Но сегодня – после 25 лет преподавания и 7 лет работы онлайн – мне приходится многому учиться заново. Искать ответы на новые вопросы.
Мы поговорим об особенностях работы педагога онлайн в условиях карантина. Об основных сложностях и о том, как с ними справиться.
- Первое, с чем сталкивается педагог, работая дистанционно, – отсутствие контакта. Мы не видим учеников. Нам приходится представлять их себе! Говорить «в дырочку» видеокамеры на ноутбуке так, как будто перед нами – живые слушатели! Они, конечно, есть, настоящие, но невидимые. Мы тратим энергию на то, чтобы представить себе их реакции и предугадать, в каком месте они, возможно, что-то не поняли.
У ведущего онлайн-занятий всегда слегка отрешенный вид, как у человека, говорящего с призраками.
- К десятому онлайн-занятию мы привыкаем читать лекции в пустоту. Можно выдохнуть… и подумать о комфорте учеников! Не устанут ли они смотреть на «говорящую голову» в течение нескольких часов? И не возненавидят ли препода после такой учебы?
Больше 10 лет я веду интенсивные курсы по сложным задачам Профильного ЕГЭ по математике – по геометрии, параметрам, нестандартным задачам. Раньше, в довирусную эпоху они проходили в течение 5 дней по 4 часа каждый день. Представляете? 5 дней по 4 часа. И сократить курс невозможно – ЕГЭ близко.
Что же, изобретаем разные виды активности. Хочется разнообразия!
«Дорогая, где мы в этом году проведем отпуск? – Может, в гостиной? Или нет, на балконе? А давай на кухне? – Нет, на кухне не надо – это слишком дорого!»
Вот какая у нас может быть активность:
1) Файл с заданиями заранее рассылается ученикам на электронную почту. У участников должно быть время подумать над задачами самостоятельно.
2) Для обсуждения задачи и эскиза решения можно использовать режим демонстрации экрана и виртуальную доску. Рисовать могут все участники.
3) Некоторые из задач можно предложить ученикам для самостоятельного решения. Во время урока ученики присылают мне решения на whatsApp, и я могу их комментировать.
4) Эскиз решения – на виртуальной доске, а полное решение задачи - на флипчарте. Кто-то пользуется магнитно-маркерной доской, кто-то графическим планшетом. Все-таки похоже на обычный формат занятий.
5) Полное решение с оформлением рассылается ученикам на электронную почту.
- Третья проблема – в том, что активность учеников и вовлеченность в процесс разная.
Приходится настойчиво просить включать камеры и микрофоны. Проверять, все ли участвуют. Все ли прислали решения задач на WhatsApp и ДЗ на электронную почту.
Вот кто-то из участников выключил камеру и микрофон. Молчит и не задает вопросов. Почему он молчит?
- Может быть, у него действительно нет вопросов? Он слушает вас (параллельно общаясь с друзьями в чате), а потом сам разберется с домашним заданием. И дистанционный формат его вполне устраивает.
- А может, у него внутренний протест? От заточения в квартире, тревоги, неприятия того, что случилось с привычным миром? Такие вещи не каждый взрослый готов выдержать или хотя бы осознать. Чего же мы хотим от детей?
«Пятерка» – уже не вкусно. «Двойка» - уже не страшно. Хорошо, что этот ученик пока еще на уроке. Может быть, для него ваш урок – воспоминание о прошлом «нормальном» мире и обещание будущего «нормального»? Ученик готов получать от вас знания, но не согласен на дополнительный дискомфорт.
- Труднее всего тем, кто привык к состоянию выученной беспомощности. На уроках они смотрели на вас взглядом беззащитного котенка и говорили: «Я ничего не понял…» Однако эпоха перемен плохо приспособлена для застенчивых, молчаливых и беспомощных. И может быть, стоит поговорить один на один с самим учеником или с родителями.
Например, так: «Да, вот такая у нас сейчас учеба, и другой нет. Мы понимаем, что гречка, которую ты ешь дома во время самоизоляции, не такая вкусная, как пицца в кафе с друзьями. Но, отказавшись от гречки, ты останешься голодным. Выбирая пассивность, ты рискуешь фатально отстать. Просто попробуй участовать активно».
Можно попросить: «Пожалуйста, спрашивай и не стесняйся. Задавая вопрос, ты делаешь доброе дело. Может быть, кто-то еще хотел спросить, но сомневался, и он будет тебе благодарен».
Нам всем трудно – и учителям, и ученикам. Вопросов больше, чем ответов. Мы надеемся, что в 2020 году учебный год завершится досрочно – для всех классов, кроме выпускных. Потому что 9-му классу надо сдать ОГЭ, а 11-му ЕГЭ, и эти экзамены вряд ли отменят.
Возможно, в «послевирусном» мире школа изменится. И не будет больше вот этого: «Садись, два». И онлайн-образование станет таким, о каком мы мечтали. Точнее, мы его таким сделаем.
Помощь учителям:
- Полный Справочник для подготовки к ЕГЭ по математике. Бесплатно.
- Стримы и разбор задач на Ютьюбе. Бесплатно
- Пробные ЕГЭ онлайн. Бесплатно.
- Онлайн-курс для учителей и репетиторов. Весь курс подготовки к ЕГЭ – в видеолекциях. Готовые подборки задач с решениями и ответами по всем темам курса подготовки к ЕГЭ по математике Профильного уровня. Онлайн-тренажер по всем задачам (№1-19).