Slider

Квадратные уравнения и квадратичные неравенства с параметрами

Дорогой друг! Если ты никогда не решал задач с параметрами – прочитай статьи «Что такое параметр» и «Графический способ решения задач с параметрами». Квадратные уравнения, а тем более неравенства с параметрами только на первый взгляд кажутся простыми. Чтобы уверенно решать их, надо знать определенные приемы. О некоторых мы расскажем.

И заодно – стоит повторить темы «Квадратные уравнения» и «Квадратичные неравенства».

Разберем сначала подготовительные задачи. А в конце – реальную задачу ЕГЭ.

1. Найдите все значения a, при которых уравнение \left ( a-2 \right )x^{2}+2\left ( a-2 \right )x+2=0 не имеет действительных корней.

Всегда ли это уравнение является квадратным относительно переменной х? – Нет, не всегда. В случае, когда коэффициент при x^{2} равен нулю, оно станет линейным.

Рассмотрим два случая – когда это уравнение квадратное и когда оно линейное.

1) a-2=0\Rightarrow a=2

Тогда уравнение примет вид 2 = 0. Такое уравнение не имеет действительных корней, что удовлетворяет условию задачи.

2) a\neq 2

Уравнение будет квадратным. Квадратное уравнение не имеет действительных корней тогда и только тогда, когда его дискриминант отрицательный.

Найдем дискриминант D:

D=b^{2}-4ac=4\left ( a-2 \right )^{2}-8\left ( a-2 \right ) < 0.

\left ( a-2 \right )^{2}-2\left ( a-2 \right ) < 0

\left ( a-2 \right )\left ( a-4 \right ) < 0

Решив неравенство, получим
a\in \left ( 2;\;4 \right )

С учетом пункта 1, получим ответ: a\in \left [ 2;\;4 \right ).

2. Найдите все значения a, при каждом из которых сумма квадратов действительных корней уравнения

x^{2}-ax+a-2=0

минимальна.

Мы привыкли находить корни квадратного уравнения по известной формуле, с помощью дискриминанта. Однако для задач с параметрами такой способ подходит не всегда. А вот теорема Виета нам поможет.

В условии сказано: «Сумма квадратов действительных корней…» Это значит, во-первых, что корни есть, а во-вторых, их должно быть два. А это будет в случае, когда дискриминант положителен (D > 0).

Если x_{1} и x_{2} – корни квадратного уравнения
ax^{2}+bx+c=0, то по теореме Виета:

\left\{\begin{matrix}x_{1}+x_{2}=\frac{-b}{a}\\\!\!\!\!\!\!\!x_{1}x_{2}=\frac{c}{a}\end{matrix}\right.

В нашем случае:

Решим первое неравенство системы

Квадратный трехчлен в левой части не имеет корней, так как дискриминант равен -32, то есть отрицателен. Поэтому неравенство будет выполняться для всех действительных значений a.

Возведем второе уравнение системы в квадрат:

\left\{\begin{matrix}x_{1}^{2}+2x_{1}x_{2}+x_{2}^{2}=a^{2}\\\!\!\!\!\!\!\!\!\!\!\!\!\!x_{1}x_{2}=a-2\end{matrix}\right.

Из этих двух уравнений выразим сумму квадратов x_{1} и x_{2}.

x_{1}^{2}+2\left ( a-2 \right )+x_{2}^{2}=a^{2}

x_{1}^{2}+x_{2}^{2}=a^{2}-2\left ( a-2 \right )

x_{1}^{2}+x_{2}^{2}=a^{2}-2a+4

Значит, сумму квадратов корней уравнения S можно выразить через параметр a.

S=a^{2}-2a+4

График функции S\left ( a \right ) - парабола, ее ветви направлены вверх, минимум будет достигаться в ее вершине. Найдем вершину параболы: a=\frac{2}{2}=1

Ответ: 1

3) Найдите все значения a, при каждом из которых все решения уравнения

\left ( a-3 \right )x^{2}-2ax+5a=0

положительны.

Как и в первой задаче, уравнение является квадратным, кроме случая, когда a-3=0. Рассмотрим этот случай отдельно

1) a=3. Получим линейное уравнение

-6x+15=0

x=2,5

У него единственный корень, причем положительный. Это удовлетворяет условию задачи.

2) При a\neq 3 уравнение будет квадратным. Нам надо, чтобы решения существовали, причем были положительными. Раз решения есть, то D\geq 0.

Покажем один из приемов решения квадратичных уравнений и неравенств с параметрами. Он основан на следующих простых утверждениях:

- Оба корня квадратного уравнения \boldsymbol{x_{1}} и \boldsymbol{x_{2}} положительны тогда и только тогда, когда их сумма положительна и произведение положительно.

Очевидно, что сумма и произведение двух положительных чисел также положительны. И наоборот – если сумма и произведение двух чисел положительны, то и сами числа положительны.

- Оба корня квадратного уравнения \boldsymbol{x_{1}} и \boldsymbol{x_{2}} отрицательны тогда и только тогда, когда их сумма отрицательна, а произведение положительно.

Корни квадратного уравнения \boldsymbol{x_{1}} и \boldsymbol{x_{2}} имеют разные знаки тогда и только тогда, когда их произведение отрицательно.

Сумма и произведение корней входят в формулировку теоремы Виета, которой мы и воспользуемся. Получим

Второе и третье неравенства имеют одинаковое решение a\in \left ( -\infty;\; 0\right )\cup \left ( 3;\;+\infty \right ). Решение первого неравенства:
a\in \left [ 0;\;3,75 \right ] .

Решение системы: a\in \left ( 3;\;3,75 \right ] .

С учетом пункта 1 получим ответ

Ответ: a\in \left [ 3;\;3,75 \right ]

4. При каких значениях параметра a уравнение \left ( a-1 \right )4^{x}+\left ( 2a-3 \right )6^{x}=\left ( 3a-4 \right )9^{x}

имеет единственное решение?

Уравнение является показательным, причем однородным. Мы умеем решать такие уравнения! Разделим обе части на 9^{x}\neq 0 .

Получим:

\left ( a-1 \right )\left ( \frac{2}{3} \right )^{2x}+\left ( 2a-3 \right )\left ( \frac{2}{3} \right )^{x}=3a-4

Сделаем замену 

\left ( a-1 \right )t^{2}+\left ( 2a-3 \right )t-\left (3a-4 \right )=0

Для того, чтобы исходное уравнение имело единственное решение, нужно, чтобы уравнение относительно t имело ровно один положительный корень.

1) В случае a=1 уравнение будет линейным

-t+1=0

t=1

Значит, a=1 подходит. В этом случае уравнение имеет единственный положительный корень.

2) Если a\neq 1, уравнение будет квадратным.

Его дискриминант

D=\left ( 2a-3 \right )^{2}+4\left ( a-1 \right )\left ( 3a-4 \right )=16a^{2}-40a+25=\left ( 4a-5 \right )^{2}

Дискриминант является полным квадратом и поэтому всегда неотрицателен. Уравнение имеет либо один, либо два корня. В этом случае несложно найти корни в явном виде.

t_{1}=\frac{3-2a+4a-5}{2\left ( a-1 \right )}=\frac{2a-2}{2a-2}=1

t_{2}=\frac{3-2a-4a+5}{2\left ( a-1 \right )}=\frac{4-3a}{a-1}=1

Один корень получился не зависящим от параметра, причем положительным. Это упрощает задачу.

Для того, чтобы уравнение имело единственный положительный корень, нужно, чтобы либо второй был отрицательным, либо равным нулю, либо чтобы корни совпадали. Рассмотрим все случаи.

а) t_{2}\leq 0\Rightarrow \frac{4-3a}{a-1}\leq 0

Тогда a\in \left ( -\infty;\;1 \right )\cup \left [ \frac{4}{3};+\infty \right )

б) t_{1}=t_{2}=1\Rightarrow \frac{4-3a}{a-1}=1
a=1,25

Объединив все случаи, получим ответ.

Ответ: a\in \left ( -\infty;\;1 \right ]\cup \left \{ 1,25 \right \}\cup \left [ \frac{4}{3};+\infty \right )

И наконец – реальная задача ЕГЭ.

5. При каких значениях a система \left\{\begin{matrix}\left ( a-1 \right )x^{2}+2ax+a+4\leq 0\\ax^{2}+2\left ( a+1 \right )x+a+1\geq 0\end{matrix}\right. имеет единственное решение?

Решением квадратного неравенства может быть:

1) отрезок

2) 2 луча

3) точка

4) ∅

В каких случаях система двух квадратных неравенств имеет единственное решение:

1) единственная общая точка двух лучей-решений ( или интервалов-решений)

2) одно из неравенств имеет решение – точку, которая является решением второго неравенства

Рассмотрим первый случай.

Решим систему

\left\{\begin{matrix}\left ( a-1 \right )x^{2}+2ax+a+4\leq 0\\ax^{2}+2\left ( a+1 \right )x+a+1\geq 0\end{matrix}\right.\Rightarrow\left\{\begin{matrix}D_{1}=4a^{2}-4\left ( a-1 \right )\left ( a+4 \right )\\D_{2}=4\left ( a+1 \right )^{2}-4a\left ( a+1 \right )\end{matrix}\right.

Если x_{0} является решением 1 и 2 уравнений, то x_{0} является решением уравнения x^{2}+2x-3=0 (вытекает из второго первое) ⇒ x_{0}=1 или x_{0}=-3.

Если x_{0}=1\Rightarrow a=-\frac{3}{4}, при этом система примет вид:

\left\{\begin{matrix}\left ( -\frac{3}{4} -1\right )\left ( x-1 \right )\left ( x+\frac{13}{7} \right )\leq 0\\\!\!\!\!\!\!-\frac{3}{4}\left ( x-1 \right )\left ( x+\frac{1}{3} \right )\geq 0\end{matrix}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{matrix}\left ( x-1 \right )\left ( x+\frac{13}{7} \right )\geq 0\\\left ( x-1 \right )\left ( x+\frac{1}{3} \right )\leq 0\end{matrix}\right.

Второй корень первого уравнения:
\frac{a+4}{a-1}=\frac{-\frac{3}{4}+4}{-\frac{3}{4}-1}=-\frac{13}{7}

Второй корень второго первого:
\frac{a+1}{a}=-\frac{1}{3}

Единственное решение x=1.

Если x_{0}=-3\Rightarrow a=\frac{5}{4}, при этом система примет вид:

\left\{\begin{matrix}\left ( x+3 \right )\left ( x+7 \right )\leq 0\\\left ( x+3 \right )\left ( x+\frac{3}{5} \right )\geq 0\end{matrix}\right. – бесконечно много решений, не подходит.

Рассмотрим второй случай.

\left ( a-1 \right )x^{2}+2ax+a+4\leq 0 – решением является точка, если D=0,\;a=\frac{4}{3}\Rightarrow x=-4 – является решением второго неравенства.

ax^{2}+2\left ( a+1 \right )x+a+1\geq 0 – решением является точка, если D=0,\;a=-1\Rightarrow x=0 – не является решением первого неравенства.

Ответ: a=-\frac{3}{4},\;a=\frac{4}{3}

Интенсивная подготовка

Бесплатные пробные ЕГЭ

Расписание курсов

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)
                       +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

НОВЫЙ НАБОР 2020 ЕГЭ И ОГЭ

Типы подготовки:
Сказать спасибо
ege-tv

Полный онлайн-курс подготовки к ЕГЭ по математике. Структурировано. Четко. Без воды. Сдай ЕГЭ на 100 баллов!

Смотреть

Для нормального функционирования и Вашего удобства, сайт использует файлы cookies. Это совершенно обычная практика.Продолжая использовать портал, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Позвоните мне

Все поля обязательны для заполнения

Отправить

Премиум

Вся часть 2 на ЕГЭ по математике, от задачи 13 до задачи 19. То, о чем не рассказывают даже ваши репетиторы. Все приемы решения задач части 2. Оформление задач на экзамене. Десятки реальных задач ЕГЭ, от простых до самых сложных.

Видеокурс «Премиум» состоит из 7 курсов  для освоения части 2 ЕГЭ по математике (задачи 13-19). Длительность каждого курса - от 3,5 до 4,5 часов.

  1. Уравнения (задача 13)
  2. Стереометрия (задача 14)
  3. Неравенства (задача 15)
  4. Геометрия (задача 16)
  5. Финансовая математика (задача 17)
  6. Параметры (задача 18)
  7. Нестандартная задача на числа и их свойства (задача 19).

Здесь то, чего нет в учебниках. Чего вам не расскажут в школе. Приемы, методы и секреты решения задач части 2.

Каждая тема разобрана с нуля. Десятки специально подобранных задач, каждая из которых помогает понять «подводные камни» и хитрости решения.  Автор видеокурса Премиум - репетитор-профессионал Анна Малкова.

Получи пятерку

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Сразу после оплаты вы получите ссылки на скачивание видеокурсов и уникальные ключи к ним.

Задачи комплекта «Математические тренинги - 2019» непростые. В каждой – интересные хитрости, «подводные камни», полезные секреты.

Варианты составлены так, чтобы охватить все возможные сложные задачи, как первой, так и второй части ЕГЭ по математике.

Как пользоваться?

  1. Не надо сразу просматривать задачи (и решения) всех вариантов. Такое читерство вам только помешает. Берите по одному! Задачи решайте по однойи старайтесь довести до ответа.
  2. Если почти ничего не получилось – начинать надо не с решения вариантов, а с изучения математики. Вам помогут книга для подготовки к ЕГЭи Годовой Онлайн-курс.
  3. Если вы правильно решили из первого варианта Маттренингов 5-7 задач – значит, знаний не хватает. Смотри пункт 1: Книгаи Годовой Онлайн-курс!
  4. Обязательно разберите правильные решения. Посмотрите видеоразбор – в нем тоже много полезного.
  5. Можно решать самостоятельно или вместе с друзьями. Или всем классом. А потом смотреть видеоразбор варианта.

Стоимость комплекта «Математические тренинги – 2019» - всего 1100 рублей. За 5 вариантов с решениями и видеоразбором каждого.

Это пробная версия онлайн курса по профильной математике.

Вы получите доступ к 3 темам, которые помогут понять принцип обучения, работу платформы и оценить ведущую курса Анну Малкову.

Вы получите:

— 3 темы курса (из 50).
— Текстовый учебник с видеопримерами.
— Мастер-класс Анны Малковой.
— Тренажер для отработки задач.

Регистрируйтесь, это бесплатно!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных