previous arrow
next arrow
Slider

Задачи на равноускоренное движение

Из кодификатора по физике, 2020:

«1.1.6. Равноускоренное прямолинейное движение:

\(x(t)={ x }_{ 0 }+{ \upsilon }_{ 0x }\cdot t+\frac { { a }_{ x }\cdot { t }^{ 2 } }{ 2 }\), \({ \upsilon }_{ x }(t)={ \upsilon }_{ 0x }+{ a }_{ x }\cdot t\)
\({ a }_{ x }=const\), \(\quad { \upsilon }_{ 2x }^{ 2 }-{ { \upsilon } }_{ 1x }^{ 2 }=2{ a }_{ x }\cdot ({ x }_{ 2 }-{ x }_{ 1 })\).»

Теория

В данной статье будем считать, что Вы умеете без проблем находить проекции величин и в примерах не будем подробно объяснять, чему они равны.
В задачах на равноускоренное движение применяют пять величин: проекции перемещения \({ s }_{ x }\), проекции начальной скорости \({ \upsilon }_{ 0x }\) , проекции конечной скорости \({ \upsilon }_{ x }\), проекции ускорения \({ a }_{ x }\) и времени t. Достаточно знать любые три величины, чтобы найти все остальные.

При решении задач по данной теме применяют два способа решения.

1 способ. При решении запоминаем и применяем две формулы:

\({ \upsilon }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }+{ a }_{ x }\cdot t\),

\({ s }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }\cdot t+\frac { { a }_{ x }\cdot { t }^{ 2 } }{ 2 } \).

А в наиболее сложных случаях решаем систему этих двух уравнений.

2 способ. При решении запоминаем и применяем пять формул (см. таблицу 1).

Таблица 1

Формула Отсутствующая величина
1 \({ \upsilon }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }+{ a }_{ x }\cdot t\) \({ s }_{ x }\)
2 \({ s }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }\cdot t+\frac { { a }_{ x }\cdot { t }^{ 2 } }{ 2 } \) \({ \upsilon }_{ x }\)
3 \({ s }_{ x }={ \upsilon }_{ x }\cdot t-\frac { { a }_{ x }\cdot { t }^{ 2 } }{ 2 } \) \({ \upsilon }_{ 0x }\)
4 \({ s }_{ x }=\frac { { \upsilon }_{ x }^{ 2 }-{ \upsilon }_{ 0x }^{ 2 } }{ 2{ a }_{ x } }\) t
5 \({ s }_{ x }=\frac { { \upsilon }_{ x }+{ \upsilon }_{ 0x } }{ 2 } \cdot t\) \({ a }_{ x }\)

 

Почему пять формул? Каждая из этих формул использует только четыре величины из пяти. Одна из величин не используется при решении (отсутствует) (см. таблицу 1, столбец № 3). Вариантов с одной отсутствующей величиной из пяти может быть только пять.

Алгоритм решения вторым способом.

1) определите, какие величины используются (даны или надо найти), а ка-кая отсутствует;

2) по отсутствующей величину из таблицы выберите рабочую формулу.

Пример 1. Найдите перемещение \({ s }_{ x }\), если известны \({ \upsilon }_{ x }\), \({ \upsilon }_{ 0x }\) и \({ a }_{ x }\).

Отсутствующая величина t. Согласно таблице 1 для решения нужно ис-пользовать формулу № 4:
\({ s }_{ x }=\frac { { \upsilon }_{ x }^{ 2 }-{ \upsilon }_{ 0x }^{ 2 } }{ 2{ a }_{ x } }\).

Пример 2. Найдите перемещение \({ s }_{ x }\) если известны \({ \upsilon }_{ x }\), \({ \upsilon }_{ 0x }\) и t.

Отсутствующая величина \({ a }_{ x }\). Согласно таблице 1 для решения нужно использовать формулу № 5

\({ s }_{ x }=\frac { { \upsilon }_{ x }+{ \upsilon }_{ 0x } }{ 2 } \cdot t\).

Для сомневающихся и любопытных.

Вывод формулы №3. Из уравнения \({ \upsilon }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }+{ a }_{ x }\cdot t\) найдем проекцию начальной скорости:

\({ \upsilon }_{ 0x }={ \upsilon }_{ x }-{ a }_{ x }\cdot t\).

Подставим полученное выражение в формулу № 2:

Вывод формулы №4. Из уравнения \({ \upsilon }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }+{ a }_{ x }\cdot t\) найдем время:

\(t=\frac { { \upsilon }_{ x }-{ \upsilon }_{ 0x } }{ { a }_{ x } } \).

Подставим полученное выражение в формулу № 2:

Вывод формулы №5. Из уравнения \({ \upsilon }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }+{ a }_{ x }\cdot t\) найдем проекцию ускорения:

\({ a }_{ x }=\frac { { \upsilon }_{ x }-{ \upsilon }_{ 0x } }{ t }\).

Подставим полученное выражение в формулу № 2:

Задачи

Задача 1. Пассажирский поезд тормозит с ускорением 0,2 м/с2. На каком расстоянии от места включения тормоза скорость поезда станет равной 5 м/с, если перед торможением скорость была 15 м/с?

Решение. Скорость поезда уменьшается, поэтому ускорение направлено против начальной скорости. При прямолинейном движении (без поворотов) перемещение поезда равно расстоянию, которое он пройдет, т.е. s = s. Ось 0Х направим по направлению начальной скорости (рис. 1), поэтому

\({ s }_{ x }=s,\quad { \upsilon }_{ x }=\upsilon ,\quad { \upsilon }_{ 0x }={ \upsilon }_{ 0 },\quad { a }_{ x }=-a\)

1 Способ. Из уравнения \({ \upsilon }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }+{ a }_{ x }\cdot t\) находим время:

\(t=\frac { { \upsilon }_{ x }-{ \upsilon }_{ 0x } }{ { a }_{ x } } =\frac { \upsilon -{ \upsilon }_{ 0 } }{ -a } ,\quad t=50c.\)

Перемещение находим из уравнения \({ s }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }\cdot t+\frac { { a }_{ x }\cdot { t }^{ 2 } }{ 2 } \):

\(s={ \upsilon }_{ 0 }\cdot t-\frac { a\cdot { t }^{ 2 } }{ 2 } \), s = 500 м.

2 Способ. Используются υ0, υ, a и s (надо найти).

Так как отсутствующая величина t, то применяем формулу № 4:

Задача 2. Самолет при взлете за 20 с пробегает по дорожке взлетной полосы 700 м. Какую скорость самолет имеет в конце дорожки взлетной полосы? Движение самолета считайте равноускоренным.

Решение. Скорость самолета увеличивается, поэтому ускорение направлено в сторону движения. Фраза из условия «при взлете» позволяет сделать вывод, что υ0 = 0. Ось 0Х направим по направлению начальной скорости (рис. 2), поэтому

\({ s }_{ x }=s,\quad { \upsilon }_{ x }=\upsilon ,\quad { \upsilon }_{ 0x }=0,\quad { a }_{ x }=a\)

1 способ. Из уравнения \({ s }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }\cdot t+\frac { { a }_{ x }\cdot { t }^{ 2 } }{ 2 } \) находим ускорение:

Конечную скорость находим из уравнения \({ \upsilon }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }+{ a }_{ x }\cdot t\):

\(\upsilon =a\cdot t,\quad \upsilon =70\) м/с.

2 способ. Используются \({ \upsilon }_{ 0 }\), \(\upsilon\) (надо найти), t и s.

Так как отсутствующая величина a, то применяем формулу № 5:

Тогда

Задача 3. Шарик в начале наклонного желоба толкнули вниз со скоростью 2 м/с. Определите скорость шарика в конце желоба, если шарик двигался с ускорением 1,25 м/с2, а длина желоба – 2 м.

Решение. Скорость шарика увеличивается, поэтому ускорение направлено в сторону движения. По условию длина желоба – это расстояние, которое пройдет шарик, и при прямолинейном движении s = l. Ось 0Х направим по направлению начальной скорости (рис. 3), поэтому

\({ s }_{ x }=l,\quad { \upsilon }_{ x }=\upsilon ,\quad { \upsilon }_{ 0x }={ \upsilon }_{ 0 },\quad { a }_{ x }=a.\)

1 способ. Из уравнения \({ s }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }\cdot t+\frac { { a }_{ x }\cdot { t }^{ 2 } }{ 2 } \) находим время:

Получили квадратное уравнение относительно t. Корни этого уравнения:

находим конечную скорость из уравнения \({ \upsilon }_{ x }={ \upsilon }_{ 0x }+{ a }_{ x }\cdot t\):

\(\upsilon ={ \upsilon }_{ 0 }+a\cdot t,\quad \upsilon =3\) м/с.

2 способ. Используются \({ \upsilon }_{ 0 }\), \(\upsilon\) (надо найти), a и s.

Так как отсутствующая величина t, то применяем формулу № 4:

Тогда

Задача 4. Хоккейная шайба проскользила по льду 50 м за 2,5 с и остановилась. С каким ускорением двигалась шайба?

Решение. По условию длина поля – это расстояние, которое пройдет шайба, и при прямолинейном движении s = l. «Шайба … остановилась» следовательно, \(\upsilon =0\). Скорость шайбы уменьшается, поэтому ускорение направлено против движения. Ось 0Х направим по направлению начальной скорости (рис. 4), поэтому

\({ s }_{ x }=l,\quad { \upsilon }_{ x }=0,\quad { \upsilon }_{ 0x }={ \upsilon }_{ 0 },\quad { a }_{ x }=-a\)

1 способ. Данную задачу по действиям решить нельзя, т.к. в каждом уравнение неизвестны две величины (ускорение и начальная скорость). Необходимо решать систему уравнений:

или

В итоге получаем:

2 способ. Используются \(\upsilon \), a (надо найти), t и s.

Так как отсутствующая величина \({ \upsilon }_{ 0 }\), то применяем формулу № 3:

Тогда

Вывод.

1) Преимущество первого способа только в том, что нужно запомнить две формулы. При применении второго способа надо запомнить пять формул.

2) При применении первого способа вы можете решать, как линейное уравнение с одним неизвестным, так и квадратные уравнения или систему двух уравнений в общем виде. При применении второго способа вы решаете одно уравнение с одним неизвестным.

Сакович А.Л., 2020