Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Сформулированный инженером Эдвардом Мёрфи в 40-х годах «закон», утверждающий, что «если что-то может сломаться, то оно обязательно сломается», для большинства людей представляет собой не более чем житейскую мудрость, которая приносит утешение и помогает относиться с юмором к бытовым поломкам. (2)Но инженеры, в отличие от обычных людей, вовсе не ищут в утверждении Мёрфи утешение и оправдание, когда сталкиваются с поломками и неполадками. (3)<…> они намеренно пользуются «законом» Мёрфи для поиска слабых мест в созданных ими сложных системах: многократные испытания в максимально суровых условиях, приводящие к выведению системы из строя, позволяют выявить все слабые места и недочёты и устранить их как можно раньше.
1. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В отличие от большинства людей, инженеры не ищут в «законе» Мёрфи оправдание поломкам, а используют его для поиска слабых мест в создаваемых ими системах.
2) Большинство людей склонно воспринимать «закон Мёрфи» как житейскую мудрость, которая позволяет легче переносить жизненные трудности и с юмором относиться к бытовым поломкам.
3) Утверждение Мёрфи не просто помогает большинству людей примириться с жизненными неурядицами, но и является для инженеров «законом», позволяющим выявить все слабые места конструируемых систем.
4) Проводя испытания сложных систем, инженеры стремятся заранее выявить те или иные слабые места своей продукции, чтобы провести необходимые доработки, прежде чем изделия выйдут в серию.
5) Инженеры, сталкиваясь с поломками и неполадками систем, ищут оправдание случившемуся в «законе» инженера Эдварда Мёрфи, согласно которому всё, что может сломаться, рано или поздно ломается.
Ответ:_________________________________________________.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
Ответ:________________________________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛАБЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЛАБЫЙ, -ая, -ое.
1) Отличающийся малой силой, мощностью. С. человек. С. голос. С. мотор.
2) Болезненный, нездоровый, а также (о здоровье) плохой. С. ребёнок. С. лёгкие. С. здоровье. С. зрение.
3) Малый, незначительный. С. ветер. С. боль. С. надежда. С. признаки жизни.
4) Лишённый твёрдости, устойчивости, последовательности. С. характер. С. воля.
5) Неискусный, плохой. С. писатель. С. работник. С. ученик. С. книга.
6) Не крепкий, не насыщенный. С. чай. С. раствор.
7) Наиболее уязвимый (разг.) Этот тезис − с. сторона доклада.
Ответ:___________________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
включИшь
красИвее
тортЫ
клАла
балОванный
Ответ:__________________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На прилавках магазинов города лежат ОТБОРНЫЕ овощи и фрукты.
Художественная гимнастика — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых
видов спорта.
Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.
После просмотра фильма у меня сложилось ДВОЯКОЕ впечатление.
ПРОДУКТИВНЫМ было творчество юных мастеров, которые работали
под руководством известного художника-оформителя.
Ответ:_________________________________.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ:_________________________________.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХНИЕ письма
в ОБЕИХ руках
ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года
уважаемые ДИРЕКТОРА
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
Ответ:_________________________________.
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в построении предложения с причастным оборотом |
1) Мир русской культуры, благодаря её восприимчивости, необычайно богат.2) И. И. Левитан стремился показать на своих картинах не только красивый вид, но и передать всю трогательность природы.3) Сразу по приезду в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.4) Найдя чужую вещь, она немедленно возвращается её хозяину. 5) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 6) Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. 7) М. Горький как-то заметил, что «человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя». 8) Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. 9) В русский язык вошли и стали его частью имена многих литературных героев. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) сод..ржимое, водор..сли, соч..таемость
2) подн..мая (тяжести), зап..рать (дверь), поч..тать (старших)
3) переск..чить, запр..сить (документы), т..ребить (платок)
4) заг..релись (глаза), прир..щение, разж..мать
5) возвр..щает (долги), оз..рение, к..сые (лучи солнца)
Ответ:_______________________________________.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ро..черк, не..гибаемый, пере..дать
2) пр..интересный, пр..тендент, пр..творяется (в жизнь)
3) без..скусный, за..нтересованный, во..стину
4) поз..вчера, не..бозримый, ..твергнуть
5) пре..писание, по..работка, по..черкнуть
Ответ:______________________________________.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) размаз..вать, завед..вать
2) ореш..к, обманч..вый
3) кормил..ца, наста..вая
4) эмал..вый, имень..це
5) справ.. (от дома), половинч..тый
Ответ:______________________________________.
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) стро..тся (дом), подозрева..мый
2) труд..тся (электрики), броса..т (игроки)
3) леле..щая, пар..т (облака)
4) кат..тся (шар), вид..мый
5) лет..щий, постав..т (архитекторы)\
Ответ:_____________________________________.
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это (НЕ)СЧАСТЬЕ, а горе.
В классе были учащиеся, (НЕ)УСПЕВАЮЩИЕ по химии.
(НЕ)ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ экспедиции проводились с целью сбора статистических сведений о населении.
В пляс пустились (НЕ)ТОЛЬКО взрослые, но и дети.
Некоторые гималайские вершины, уступая в своей высоте знаменитой
Джомолунгме, (НЕ)ВЗЯТЫ альпинистами-любителями до сих пор.
Ответ:____________________________________.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)СВЯЗИ с опозданием поезда стоянка была сокращена, (ПО)ЭТОМУ нам пришлось поторопиться.
Лес КАК(БУДТО) притих, ЗА(ТО) в поле раздавалось громкое карканье ворон.
(В)ТЕЧЕНИЕ дня погода несколько раз менялась и ИЗ(ЗА) серых туч показывалось яркое солнце.
(НА)ВСТРЕЧУ нам (В)ДОЛЬ железнодорожного полотна шла пёстрая ватага туристов.
Витя получил пятерку по литературе ЗА(ТО), что выучил (НА)ИЗУСТЬ поэму Жуковского.
Ответ:________________________________.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Автор «Слова о полку Игореве» всем сердцем переживал события, положе(1)ые в основу повествования; он создал образы огромной эмоциональной силы, использовав разнообразные художестве(2)ые приёмы, например, внутре(3)ий монолог.
Ответ:______________________________________.
16. Расставьте знаки препинания.
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.
2) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.
3) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.
4) Солнце — мощный источник как света и тепла так и других излучений.
5) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.
Ответ:
17.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Николай Иванович в тот день ни с того ни с сего почувствовал себя плохо и (1) немедленно прервав совещание (2) и (3) вызвав автомобиль (4) уехал к себе домой.
Ответ:_____________________________________________.
18. Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Хлопья снега (1) по словам горожан (2) были такие большие, что (3) казалось (4) будто (5) с неба слетают на город мягкие белые розы.
Ответ:_____________________________________________.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всякая героиня (1) при создании (2) которой (3) граф Толстой жил нежными воспоминаниями о своей матери (4) является у него натурой эмоциональной и мечтательной.
Ответ:____________________________________________.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.
Ответ:____________________________________________.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Наука о камнях — интересная наука. 2) Прошло больше пятидесяти лет с тех пор, как я начал увлекаться минералогией — наукой о камнях. 3) Мне вспоминаются первые детские переживания,
связанные со сбором камней. 4) Недалеко от дома на каменной горушке мы – весёлая детвора – целые дни ползали по скалам, спускались к медленно текущей речушке. 5) Однажды нам удалось
добыть пирамидки-кристаллики горного хрусталя, прозрачные, как стекло. 6) В нашем воображении где-то в глубине, за неведомыми дверями, рисовались подземные пещеры со сверкающими
кристаллами самоцветов. 7) Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию.
Ответ:_______________________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.
(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных
мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. (6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет. (7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны? (13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. (16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. (17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.
(По В. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Внешний вид страны, лицо страны должны быть предметом заботы государства.
2) Пейзаж, ландшафт страны совершенно не зависят от представления человека о красоте.
3) Хозяйственная деятельность человека во многом определяет ландшафт и пейзаж страны.
4) Ландшафт страны многое рассказывает об отношении общества к человеку, природе.
5) Необходимо создать ведомство по охране внешнего вида земли.
Ответ:__________________________________.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–4 представлено рассуждение и описание.
2) В предложениях 6–8 представлено повествование.
3) Предложения 8–10 содержат элементы рассуждения.
4) Предложение 17 содержит объяснение высказанного в предложении 16 суждения.
5) В предложениях 13–14 содержится описание.
Ответ:___________________________________.
24. Из предложений 6–7 выпишите слово, имеющее значение «произведение, результат творчества».
Ответ:__________________________________.
25. Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:___________________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26. «Посвящая текст проблеме создания пейзажа и ландшафта страны, В. Солоухин уже в первом предложении, используя такой прием, как (А)_____, сравнивает работу художника над пейзажной картиной с созданием ландшафта целым народом. Этот же приём повторяется в шестом предложении. Используя многочисленные (Б)_____ (предложения 4, 7, 14, 17), автор старается точнее описать то или иное явление. Ключ к пониманию проблемы, поставленной автором, находится в предложениях 7–12. (В)_____ («душа спит, она мертва») в 7-м предложении заставляет читателя по-новому взглянуть на привычные вещи. Текст проникнут авторским пониманием проблемы. Неравнодушное отношение к тому, о чём пишет автор, постоянно подчёркивает точно выверенная лексика, например, «опрятность, прибранность, одухотворённость», а также (Г)_____ («конечно», «в первую очередь»)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) контекстные антонимы
4) ряды однородных членов
5) олицетворение
6) сопоставление
7) вводные слова и конструкции
8) просторечная лексика
9) риторическое обращение
Ответ:
A | Б | В | Г |
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы сходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.