previous arrow
next arrow
Slider

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1) И подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным.

Сущ. – сущ.

Погода – единственное препятствие, способное помешать исполнению нашего плана.

Сущ. – вот (это) сущ.

Самое большое богатство – это труд.

2) Подлежащее выражено именем числительным, а сказуемое – именем существительным.

Числ. – сущ.

Семь – загадочное число.

Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – именем числительным.

Сущ. – числ.

Высота водонапорной башни – двадцать четыре метра.

И подлежащее, и сказуемое выражены именем числительным.

Числ. – числ.

Два и пять – семь.

3) И подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом глагола.

Инф. – инф.

Учить – ум точить.

Инф. – значит инф.

Становиться мудрей – значит всё более познавать несовершенство нашего разума и нашего восприятия.

4) Подлежащее выражено инфинитивом глагола, а сказуемое – именем существительным.

Инф. – сущ.

Встретить друга – большая радость.

5) Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – инфинитивом глагола.

Сущ. – инф.

Счастье – жить в гармонии с природой.

6) Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – устойчивым словосочетанием.

Сущ. – фразеологизм.

 Его тактика – разделяй и властвуй.

7) Подлежащее выражено инфинитивом глагола, сказуемое – именем существительным, а между ними обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Инф., /п.о./, – сущ.

Установить площадь города, погрузившегося под воду, – задача фантастическая.

Тире при приложении

Приложение выражено именем существительным или именем существительным с зависимыми словами.

1) Тире ставится, если распространённое приложение имеет дополнительную информацию.

Сущ. – /приложение/.

Придёт апрель – /самый шумный месяц вешней воды/.

2) Тире ставится, если приложение носит пояснительный характер.

Сущ. – /приложение/.

Другое дело – /получение денег/ – точно так же встречало препятствие.

 

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ

 

1) Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то перед ними ставится ДВОЕТОЧИЕ:

ʘ: и О, и О, и О

Снег покрыл всё: и деревья, и дома, и стога сена.

2) Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится ТИРЕ:

ʘ: О, О, О – …

Всё вокруг хаты: подсолнухи, акация, сухая трава – было покрыто шершавой тканью.

3) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то ставится ТИРЕ:

О, О, О – ʘ.

В саду, в доме – всюду стояла тишина.

После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ: в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие. Пример:

В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЕНИЙ

1. Вторые обстоятельства места и времени, которые отвечают на вопрос где именно? или когда именно?

Эти книги мы нашли в нашем деревенском доме, на чердаке (где? в доме, где именно? на чердаке).

В этих местах в середине лета, в конце июня и в июле, часто идут такие грибные дожди (когда? в середине лета, когда именно? в конце июня и в июле ).

  1. Обособленные уточнения могут присоединяться при помощи союзов «то есть», «или» (в значении то есть), «а именно», а также словами «особенно», «главным образом», «даже», «например», «в частности». Обособляются такие уточнения в том случае, если имеют интонационное значение, близкое к значению оборота «а именно».

Жили они в курной избе, то есть с печью без трубы, выводящей дым.

При любых погодных условиях и при любой дорожной обстановке, даже во время весеннего паводка, этот вездеход доставит вас к месту назначения.

Агрессия молодёжи, а в особенности членов молодёжных экстремистских организаций, может представлять собой серьёзную общественную опасность.

ОБОСОБЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ОБОРОТОВ

Обособляются обороты с союзами «как», «словно», «будто», если выражают сравнение предметов, понятий или действий. Всегда обособляются обороты с союзом «как…, так и».

Не обособляются:

- если оборот можно заменить другим, со словом «в качестве»;

- если оборот входит в состав сказуемого или фразеологизма.

Он потянулся и зевнул, как в лихорадке .

Поистине замечательно было то уважение, с которым все посетители обращались  к Губареву как наставнику или главе. (Обращались к Губареву в качестве наставника или главы.)

Он уже стал теперь как тень.

Вошедший покраснел как рак.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ

Обращения на письме всегда выделяются запятыми или восклицательным знаком. Обращением называется слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращено высказывание. Не являются обращением местоимения, следовательно, не выделяются знаками препинания.

Ну, что вы, Павел Иванович! Совершенно не затруднит, почту за честь.

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь – это один из способов передачи чужой речи.

Далее приведены схемы, по которым легко ориентироваться при постановке знаков препинания.

А – слова автора с большой буквы.

П – прямая речь с большой буквы.

а – слова автора с маленькой буквы.

п – прямая речь с маленькой буквы.

СЛОВА АВТОРА ПЕРЕД ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

А: «П».

А: «П…»

А: «П!»

А: «П?»

 

СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ

«П», – а.

«П…» – а.

«П!» – а.

«П?» – а.

 

СЛОВА АВТОРА ВНУТРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

«П, – а, – п».

«П? – а. – П».

«П! – а. – П».

«П, – а, – п!»

«П, – а: – П».

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ ВНУТРИ АВТОРСКИХ СЛОВ

А: «П», – а.

А: «П!» – а.

А: «П?» – а.

 

Приведём примеры к некоторым схемам:

«Горек чужой хлеб, – говорил Данте, – и тяжелы ступени чужого крыльца».

Дети закричали: «Волк!» – и бросились врассыпную.

«Ничего себе…» – удивился Иван.

 

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

Постановка тире в бессоюзном сложном предложении

1) [ ] – [быстрая смена событий].

Я постучал – открыли сразу.

2) [ ] – [противопоставление].

План есть – действий нет.

3) [ ] – [сравнение].

Посмотрит – рублём одарит.

4) [условие] – [ ].

Назвался груздем – полезай в кузов.

5) [время] – [ ].

Зубы у всех были крепкие, ешь – хруст стоит.

6) [ ] – [результат].

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

7) В неполном предложении (чаще отсутствует сказуемое во второй части сложного предложения).

Куда-то пошёл, а куда – не помнит.

 

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении

1) [ ]: [пояснение].

И вдруг произошло чудо: я попал на концерт.

2) [ ]: [ ] и увидел, что… / и услышал, что…

Я сразу догадался: мы выиграли.

3) [ ]: [причина].

Успокойтесь: рана не опасная.

4) [ ]: [ ]?

Зададим себе вопрос: растёт ли на земле зло?

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 07.02.2023