Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). |
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. |
(1) Два ума – эмоциональный и рациональный – почти всегда работают в полном согласии, объединяя свои в корне различные способы понимания, чтобы с успехом вести нас в этом мире. (2) Обычно существует некое равновесие между эмоциональным и рациональным умами, когда эмоции питают и воодушевляют действия рационального ума, а рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявление эмоций. (3) <…> эмоциональный и рациональный умы являются отдельными способностями, каждая представляет работу отдельного, хотя и имеющего межсоединения, контура в головном мозге. |
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Взаимосвязь эмоционального и рационального умов несомненна, но при этом оба ума являются отдельными способностями.
2) Между эмоциональным и рациональным умами существует равновесие, и каждый из них питает действие другого.
3) Эмоциональный и рациональный умы – это две абсолютно противоположные способности в головном мозге.
4) Эмоциональный и рациональный умы работают в полном согласии, чтобы с успехом вести нас в этом мире.
5) Между эмоциональным и рациональным умами есть определённое равновесие, обеспечивающее взаимосвязь в их работе, при этом они являются отдельными способностями.
Ответ:
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОЗГ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МОЗГ, -а, м.
1) Центральный отдел нервной системы человека и животных – нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника; орган высшей нервной деятельности. Спинной м. Работа м.
2) Перен. Основное ядро, руководящий центр чего-н. Лаборатория – м. завода.
3) Мягкая ткань, заполняющая полости костей. Костный м.
4) Перен. Ум, умственные способности (разг.). Мозги набекрень у кого-н.
5) Ткань, заполняющая череп некоторых животных и употр. как пища. Телячьи мозги.
Ответ:
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
придАное
вернА
свЕрлит
избалОванный
завИдно
Ответ:
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ЭФФЕКТИВНОЕ управление тепловым потоком имеет огромное значение.
Модельеры и работники обувной и кожевенной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и ПРАКТИЧНОЙ.
На мебель были НАДЕТЫ чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.
Все её странные поступки продиктованы непомерным самомнением и ГОРДЫНЕЙ.
Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает своё УДАЧЛИВОЕ произведение.
Ответ:
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.
Ответ:
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет ДЖИНСОВ
менее ИНТЕРЕСНЫЙ
ДВЕ племянницы
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду
японские ВЕЕРЫ
Ответ:
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
|
1) Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы, бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала.
2) Ещё учеником городского училища, куда он поступил по окончании церковноприходской школы, Платонов начинает сочинять стихи. 3) Старшим никак не удавалось собрать их в хоровод вокруг ёлки, потому что то один, то другой вырывался из круга и бежал к своим игрушкам, оставленными кому-нибудь на временное хранение. 4) Исторический жанр требует от художника не только исторических знаний, но и хорошо ориентироваться в быте, нравах той эпохи, к которой он обращается. 5) Только в XV веке, благодаря португальских мореплавателей, изделия из китайского фарфора попадают в Европу. 6) Приступая к работе над изложением, учителю необходимо знать, насколько хорошо усвоили дети понятие «текст». 7) Те, кто привыкли делать всё заранее, никогда не переживают перед началом экзаменов. 8) Он переписывает работу и объяснил все свои ошибки. 9) Сестра сказала, что я рада тебя видеть. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р..внодушный, к..парис, потр..сение
2) запр..щение, пок..яние, пок..рять
3) г..рестный, выч..тать (из журнала), б..кал
4) ст..лист, инж..нер, зам..рать
5) оп..сения, обн..влённый, разув..рять
Ответ:
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) д..бежать, пр..образ, п..дписка
2) чере..чур, ра..считать, во..хождение
3) пр..клоняться (перед талантом), пр..одолевать, пр..небрежение
4) вз..мать, сверх..зысканный, по..грать
5) не..добровать, не..доровый (вид), не..гибаемый
Ответ:
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) колокольч..к, завистл..вый
2) слаб..нький, замш..вый
3) смел..сть, доклад..вать
4) бревенч..тый, зала..л
5) ружь..цо, потч..вать
Ответ:
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ка..щийся, ма..вшийся
2) рассе..нный, застрел..нный
3) хлещ..щий, (они) кол..т
4) завис..мый, обкле..в
5) замеч..нный, пол..шь
Ответ:
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
То справа, то слева являются красные пятна огней и, ничего (НЕ)ОСВЕТИВ, исчезают за неожиданными поворотами берега.
Лапти – обувь отнюдь (НЕ)ПРОСТАЯ.
С места последней остановки пассажирского поезда мы выехали довольно поздно, но, (НЕ)СМОТРЯ на это, намеревались добраться до ночлега засветло.
На столе стоит букет ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИХСЯ цветов.
Море было (НЕ)ЛАСКОВЫМ, а грозным, штормовым.
Ответ:
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Одно старое дерево (С)НИЗУ почти умерло, и на каждой веточке висит (СЕРО)ЗЕЛЁНАЯ борода, но на вершине плодов можно собрать целый амбар.
Он КАК(БУДТО) сам удивлялся новой для него силе этих неожиданных мелодий и ждал ещё ЧЕГО(ТО).
Каждый оттенок его скорби ТОТ(ЧАС) же дрожал в чудесной дудке, тихо срывался с неё и звучно нёсся (В)СЛЕД за другими среди чутко слушавшего вечера.
Уже художник начинал (МАЛО)ПОМАЛУ заглядываться на небо, озарённое КАКИМ(ТО) прозрачным, тонким сомнительным светом.
Мы ТО(ЖЕ) решили разделиться (ПО)ДВОЕ: мы хотели проверить, какой путь короче к реке.
Ответ:
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Лето мы провели в Серебря(1)ом бору, в стари(2)ом заброше(3)ом доме с маленькими лестницами-переходами, с рез(4)ыми деревя(5)ыми потолками.
Ответ:
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Он очень долго говорил с ней то тихо то печально то весело.
2) Ярко горели лампы и всё пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид.
3) Он работал не только за письменным столом но и не меньше под открытым небом.
4) Дети и взрослые шумели и смеялись по поводу и без повода.
5) В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
Ответ:
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Перечитывая (1) его критические статьи и рецензии (2) я (3) даже не соглашаясь (4) с ними (5) всегда восхищался их бесстрашной правдивостью (6) доведённой до крайнего своего выражения.
Ответ:
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В конечном счёте (1) о замечательной находке узнал (2) буквально (3) весь мир, и в пещеру (4) по словам очевидцев (5) началось настоящее паломничество: все (6) разумеется (7) хотели увидеть прославленное чудо.
Ответ:
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не было на перроне стариков (1) никто не высовывал из окна младенца (2) дабы он бросил последний взгляд на своего дедушку (3) в тусклых глазах (4) которого (5) отражается (6) обычно страх перед железнодорожными сквозняками.
Ответ:
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды в одной испанской провинции охотник преследовал лису (1) и (2) когда ему пришлось раскапывать нору (3) он вдруг увидел (4) что перед ним вход в пещеру.
Ответ:
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Я люблю дорогу. (2)Дорога – это постоянная новизна впечатлений. (3)Дорога как жизнь: она всегда ведёт в будущее. (4)Радостно ощущать, что тебя что-то впереди ожидает. (5)«Вечное юное любопытство является ценнейшим в жизни качеством», – говорил Ромен Роллан.
(6)Путешественники бывают разные. (7)Одних влекут самые оживлённые, людные места, других – заповедные уголки природы. (8)Одним интересно осматривать памятники старины и фотографировать достопримечательности, другим – бродить по неведомым тропинкам необъятного родного края. (9)Путешествовать в одиночку по родным просторам – хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую жизнь. (10)Отдых – это здоровые и естественные нагрузки, на которые изначально настроен наш организм.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 22–27. |
УРОДИНА
(1)Я живу на новостройке. (2)За моим домом начинается картофельное поле. (3)Наш дом еще не телефонизировали. (4)Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
(5)Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6)Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7)Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8)То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.
(9)И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10)Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11)Очень красивая. (12)Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13)«Слепой лишь ее не заметит…». (14)Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15)И поэтому поражает.
(16) – Мне надо позвонить, – сказала девушка. (17)«Мне надо!» – для нее это уже значило все. (18) – Меня там ждут. (19)Я спешу! (20)Вы понимаете это?! – добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, – она выразительно посмотрела на меня…
(21) – Ну и что? – возмущенно раздалось из очереди. (22) – Не мешайте гражданину.
(23)Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.
(24)Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.
(25) – Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.
(26) – Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) – У меня свои такие. (28)Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.
(30) – Серёжа! – кричала она. (31) – Как договорились, жду на условленном месте.
(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33) – Да тут всякие...
(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтобы не слышно было другим:
(35) – Уродина!..
(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.
(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.
(39) – Сейчас приедет неотложка.
(40) – Спасибо.
(41) – Как вы себя чувствуете?
(42) – Лучше.
(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.
(45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.
(47) – Вы здесь?! – взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.
(48) – Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.
(49) – Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.
(51) – Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. (52) – Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую!
(59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.
(63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.
(По П.А. Васильеву*)
*Васильев Павел Александрович (1929 – 1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.
22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Очередь не пропустила девушку в будку телефона-автомата.
2) Рассказчик, Полина Ивановна и её внучка дождались скорую помощь, которая пришла через несколько минут.
3) Дом героя-рассказчика ещё не телефонизировали, поэтому он вызывал скорую из телефона-автомата.
4) Рассказчику удалось вызвать скорую помощь лишь со второго раза.
5) У Полины Ивановны, соседки рассказчика, поднялось очень высокое давление, поэтому пришлось вызвать неотложку.
Ответ:
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5–8 представлено повествование.
2) В предложениях 29–33 представлено рассуждение.
3) Предложение 37 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 38.
4) Предложение 4 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 3.
5) В предложениях 10–13 дано описание.
Ответ:
24. Из предложений 1–14 выпишите слово, имеющее значение «Устройство, имеющее точку опоры и служащее для уравновешивания большей силы при помощи меньшей, а также для совершения какой-нибудь работы».
Ответ:
25. Среди предложений 51–65 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения . Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. |
26. «Описывая внешнюю красоту девушки, П. Васильев использует такие синтаксические средства, как (А)__________ (предложения 10 – 12) и (Б)___________ (предложение 13). Наличие диалога неизменно влечёт за собой такое лексическое средство, как (В)________ («неотложка» в предложении 39, «психоз» в предложении 54), а эмоциональность речи придаёт синтаксическое средство (Г)_____________, заключённое в предложениях 17, 19, 26, 53, 54.
Список терминов:
1) Восклицательные предложения
2) Сравнение
3) Разговорная лексика
4) Эпитет
5) Цитирование
6) Просторечная лексика
7) Метафора
8) Парцелляция
9) Градация
Ответы:
А | Б | В | Г |
Часть 2
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.