previous arrow
next arrow
Slider

Репетиционный ЕГЭ онлайн русский язык 26 апреля 2020

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 

(1)Рассматривая археологические находки последних десятилетий, учёные всё более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал. (2)С одной стороны, все киевские правители и большая часть дружинников вплоть до конца X века носили скандинавские имена. (3)<...>, попав в Киев и со временем став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворились в славянском населении.

 
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)    Археологические находки свидетельствуют о том, что древнерусское государство возникло в результате взаимодействия славянского и варяжского начал, что подтверждают скандинавские имена киевлян, правящих до конца X века, и полное слияние варягов со славянским населением.

2)    На основании археологических находок последних десятилетий учёные всё более склонны говорить о возникновении и становлении древнерусского государства под названием Киевская Русь.

3)    Учёные склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате активного участия шведов, однако, став частью древнерусской элиты, они не растворились в славянском населении.

4)    На основании археологических находок учёные установили, что все киевские правители и большая часть дружинников до конца X века носили скандинавские имена.

5)    Мысль о том, что древнерусское государство возникло в результате взаимодействия славянского и варяжского начал, подтверждается современными археологическими находками, из которых следует, что правители Киева еще в Х веке носили скандинавские имена, а позднее растворились среди славян.

Ответ:

 

2. Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это словосочетание.

Ответ:

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГОВОРИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ГОВОРИ́ТЬ, -рю, -ришь; несовер.

 

1)         Владеть устной речью, владеть каким-н. языком. Ребёнок ещё не говорит. Г. по-русски.

2)         Словесно выражать мысли, сообщать. Г. правду. Г. медленно. Г. с большим увлечением. Г. о чём-н. с интересом. В своей книге автор говорит о новых открытиях. Говорит, что занят.

3)         Высказывать мнение, суждение, обсуждать что-н. Г. об успехах товарищей. Говорят, что зима будет холодная.

4)         Общаясь, разговаривать, вести беседу, разговор. Г. с товарищем. Г. по телефону. Они давно уже не говорят друг с другом (не разговаривают, в ссоре).

5)         перен., о чём. То же, что свидетельствовать (во 2 знач.). Данный факт о многом говорит. Говорит само за себя что-н. (настолько очевидно, что не нуждается в дополнительных разъяснениях, доказательствах). Имя этого человека мне ничего не говорит (оно мне неизвестно, этого человека я не знаю).

Ответ:

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вОвремя

прирУченный

вероисповЕдание

озлОбить

вернА

Ответ:

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

А ведь был он тогда ФАКТИЧЕСКИМ правителем государства.

 

Звон в кузне утих, кузнецы, молотобойцы и подмастерья высыпали наружу и низко склонились в ПОЧТЕННОМ поклоне.

 

Следует радикально изменить характер предвыборной агитации и расширить ИНФОРМИРОВАННОСТЬ избирателей о кандидатах.

 

В результате достигнутой нами тактической внезапности СОПРОТИВЛЕНИЕ противника в районе границы было неэффективным.

 

Уровень заработной платы не может быть ниже минимального размера ОПЛАТЫ труда, установленного государством.

Ответ:

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

И следующим же утром он между делом порасспросил девушек из машинописного бюро и из канцелярии, нет ли там свободных вакансий и не собирается ли начальство расширять штаты ввиду срочности работы или увеличения её объёма.

           

Ответ:

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

нет РЕЛЬСОВ

ВЫСЫПИТЕ в тарелку

НАСМЕХАТЬСЯ над знакомым

он ЗАМЁРЗ

из ПЯТИСТА книг

 

Ответ:

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
Б) ошибка в построении предложения
с однородными членами
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряжённый график работы.
2) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.
3) Поняв проблемы другого человека, помогите ему их решить.
4) Те, кто хоть раз в жизни бывали в Африке, с восторгом рассказывают о своих приключениях и мечтают вернуться туда снова.
5) Хирург Иванова прооперировала больного.
6) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».
7) Природа врачует не только душу человека, но и может быть слепа и жестока к нему.
8) Невозможность вернуться после войны 1812 года к старым порядкам широко ощущалась в обществе, пережившим национальный подъём.
9) По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.
.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

А Б В Г Д
         

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) р..внозначный, сокр..щать, исп..рение

2) г..ристая (местность), м..ролюбивый, од..ревенеть

3) зам..рать, водор..сли, отн..мать

4) пром..кательная (бумага), ур..внение, неук..снительно

5) расст..лить, недор..сль, бл..стательный

Ответ:

 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) п..дъехать, з..гремел, пр..дедушка

2) дез..нформация, спорт..нвентарь, сверх..зысканный

3) пр..образиться, пр..терпеться (к трудностям), пр..зирать (недруга)

4) кон..юнктура, неот..емлемый, пред..юбилейный

5) ра..чищать, бе..вкусный, во..кликнуть

Ответ:

 

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

           

1) потч..вать, ноч..вать

2) письм..цо, одол..вая

3) монаш..нка, больш..нство

4) во..вать, имень..це

5) ёж..к, голосоч..к

Ответ:

 

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) задерж..шься, опериру..мый

2) предвид..шь, (печка) топ..тся

3) выгор..шь, прикле..л

4) раска...ться, раскруч..нный

5) ненавид..щий, муч..вшийся

Ответ:

 

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Грядки в огороде были (НЕ)ПРОПОЛОТЫ, да и сад находился в удручающем состоянии.

 

В полном одиночестве он простоял с минуту, (НЕ)РЕШАЯСЬ двинуться дальше.

 

Ничуть (НЕ)ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ рассказ.

 

Вдоль улиц громоздятся горы (НЕ)РАСТАЯВШЕГО снега.

 

Землетрясения в этом регионе отнюдь (НЕ)РЕДКОСТЬ, но люди всё равно не покидают родных мест.

 

Ответ:

 

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, КАК(БУДТО) воздух промыт родниковой водой.

Максимка, (ЧТО)БЫ ни говорили все вокруг, верил в успех, и (ПО)НЕМНОГУ дело пошло.

Музыка Шопена бередила воспоминания. От её звуков, ТАК(ЖЕ) как и в детстве, перехватывало горло и хотелось, ЧТО(БЫ) люди были счастливы.

И (ТОТ)ЧАС же сквозь лёгкое облачко набежавшей грусти я почувствовал сладкое замирание сердца, которое (ЗА)ЧАСТУЮ испытывал при мысли о дальних поездках, о новых впечатлениях.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ допуск посторонних на предприятие был ограничен (В)ЦЕЛЯХ безопасности.

 

Ответ:

 

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

Ответ:  

 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)         Передо мной тянулось ночною бурей взволнованное море и однообразный шум его напомнил мне старые годы.

2)         Через несколько часов он покинет дом и хутор и поедет куда-то на юг.

3)         Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

4)          От него не было ни слуху ни духу.

5)         Картины и вазы и другие детали интерьера отражали утончённость вкуса её хозяина.

Ответ:

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Весной (1) выдавленные из недр (2) сваи торчали наперекосяк и играли домиком и так и сяк (3) расшатывая и без того хлипкие стенки (4) и (5) заклинивая окна и двери.

 

Ответ:

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Парень смолкнул на минуту,

Чтоб прочистить мундштучок,

Словно (1) исподволь кому-то

Подмигнул: держись (2) дружок…

– Вот ты вышел спозаранку,

Глянул – в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков…

– Тыща танков? Ну (3) брат (4) врёшь.

 

– А с чего мне врать (5) дружище?

Рассуди – какой расчёт?

– Но (6) зачем же (7) сразу – тыща?

– Хорошо. Пускай (8) пятьсот.

(А.Т. Твардовский)

Ответ:

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На основе нравственных сил (1) русская культура (2) выразителем которой (3) является русская литература (4) объединяет культуры различных народов.

Ответ:  

 

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В церкви в те минуты (1) когда сердце сжималось сладкой печалью о чём-то (2) или (3) когда его кусали (4) и царапали маленькие обиды истекшего дня (5) я старался сочинять свои молитвы.

Ответ:

 

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. (2)Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. (3)Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. (4)Было тихо и темно, только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался в сетях паука. (5)Направо, в старом фруктовом саду, нехотя пела иволга, должно быть, тоже старая. (6)Передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. (7)На ней горел крест.

Ответ:
 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

 

БРЕМЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА

(1)Гоголь сочинял «Мёртвые души» за границей, и следы отстраненного взгляда остались на бумаге. (2)Совершая свое путешествие по России, он объясняет родину не только соотечественникам, но и иностранцам – словно автор путеводителя. (3)Вскользь брошенные замечания («в большом ходу у нас на Руси»), заботливо составленные перечни («белеет всякое дерево – шитое, точеное, лаженое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец»), словарик местных выражений, примечания, публицистические рассуждения, капризные обобщения («Эх, русский народец! не любит умирать своей смертью!») – все это обличает гоголевский замысел: представить Россию в едином образе, сжатом, характерном, типичном.
(4)Из Европы он озирал Россию как целое. (5)И вот эту невообразимо огромную страну Гоголь должен был оторвать от карты и оживить своим воображением. (6)Может, ради этого грандиозного Гоголь сидел в первом Риме, чтобы российская действительность не мешала ему наблюдать законченную картину Рима третьего.
(7)Свою Россию Гоголь строит с самого начала, на пустом месте. (8)Географическая точка – город NN – и в ней человек, самый заурядный, самый обыкновенный: «Ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». (9)Человек этот такая же абстракция, как буквы NN в названии города. (10)Такими должен быть герой путеводителя – типичный пример, любой и каждый, нейтральный и невзрачный инструмент исследования. (11)Выбор автора случаен: мог бы подвернуться и кто-нибудь другой.
(12)Однако, как только Гоголь выделил Чичикова из толпы, с героем начались приключения. (13)Гоголевский глаз таков, что любой предмет, попадающий в поле его зрения, разрастается, пухнет и наконец взрывается, обнаруживая свою подноготную. (14)Не зря Гоголь угрожает читателю, предлагая обратиться к самому себе с вопросом: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» (15)Если отвечать на этот вопрос возьмется Гоголь, результат неизбежен – сглазит. (16)Можно сказать, что Чичиков пострадал за других: он такой же, как все, и его заурядность лежит в фундаменте всей конструкции поэмы.
(17)Заурядность, серость Чичикова, этого «господина средней руки», постоянно подчеркивается автором. (18)Ограниченность – главная черта Чичикова. (19)И карьеру свою он строит из скучных кирпичиков – бережливости, терпения, усердия. (20)Ему кажется, что райское блаженство начинается за порогом «дома, отлично устроенного». (21)Эта наивность даже придает ему некоторую человечность. (22)Маленький человек с маленькими страстями, Чичиков знает одну цель – деньги. (23)Чичикову не дано ни в чём добиться успеха. (24)Вечно у него всё рушится в последний момент.
(25)А почему, собственно, ловкий Чичиков обречен на провал? (26)Гоголь ясно отвечает на этот вопрос: Чичиков слишком мелок для России, для этой грандиозной, мифической державы. (27)Маленький человек в огромной стране – вот трагический масштаб «Мертвых душ».
(28)Гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых – эпическая фигура. (29)И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки. (30)Гоголь с наслаждением описывает свою Русь, где тайна заключена во всем, где ничего нельзя объяснить до конца, где жизнью управляет абсурд, нелепица. (31)Чичиков – герой другого романа. (32)Ведь он единственный персонаж «Мертвых душ», который что-то делает. (33)Город NN со всеми окрестностями погружен в вековую спячку. (34)Тут царит праздность – бесцельная и вечная. (35)А Чичиков деньги зарабатывает. (36)Трудолюбивое насекомое, он верит, что «цель человека все еще не определена, если он не стал наконец твердой стопой на прочное основание». (37)И ничтожность натуры не позволяет ему понять, насколько мнима прочность этого «основания». (38)Однако, как ни уютно было Гоголю с его бесполезными монстрами, Русь-тройку он запряг, чтобы везла она Чичикова – других не было. (39)Что с того, что он нам не нравится? (40)Гоголю он тоже не нравился. (41)Но, повторим, других-то нет.
(42)Писатель понимал, что из сказочного оцепенения нельзя вырвать Коробочку или Манилова. (43)Прекрасные в своей цельности, завершенности, эти фигуры принадлежат эпическому времени. (44)Другое дело – Чичиков. (45)Он – герой нового времени. (46)Его энергия – отражение внутренней противоречивости. (47)Чтобы Русь понеслась к ослепительному идеалу, именно Чичикову надо пережить «второе рождение», именно с ним должно случиться чудо обращения, которое так часто происходит с будущими героями Толстого. (48)Только если маленький человек вырастет в большого, утопическое создание гоголевского гения станет реальностью. (49)Мужественная борьба автора со своим героем вела к тому, что Чичиков смог бы сбросить скорлупу подлых цепей и пошлых желаний.
(50)Перед величием гоголевского замысла меркнет его поражение. (51)Пусть Чичиков остался мелким подлецом, а «Мертвые души» – незаконченной книгой. (52)Русская литература получила ориентир и задачу, выполнять которую выпало на долю Толстого и Достоевского. (53)А маленький человек так и остался величайшей тайной и величайшим шедевром нашей словесности.
(По П. Л. Вайлю и А. А. Генису *)

* Вайль Пётр Львович (1949) и Генис Александр Александрович (1953) – русские писатели, сформировавшиеся на Западе – авторы увлекательных и тонких эссе. Авторы книг «Современная русская проза», «Потерянный рай. Эмиграция: попытка автопортрета», «Русская кухня в изгнании», «60-е. Мир советского человека», «Родная речь».

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)         Гоголь писал «Мёртвые души» в Риме, чтобы объективно представить картину российской действительности.

2)         Авторы статьи уверены, что Чичиков мог бы стать героем нового времени.

3)         Герой «Мёртвых душ» – особенный, незаурядный человек.

4)         Гоголь не даёт ответа, почему такой человек, как Чичиков, обречён на провал.

5)         Все персонажи гоголевской поэмы бездействуют.

Ответ:

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 24 подтверждает суждение, высказанное в предложении 23.

2) В предложениях 8–10 содержится описание.

3) В предложениях 17–24 содержится повествование.

4) В предложениях 42–48 содержится рассуждение.

5) Предложение 18 содержит причину того, о чём говорится в предложении 17.

Ответ:

 

24. Из предложений 42–52 выпишите антонимы.

Ответ:

 

25. Среди предложений 1–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

26. Авторы статьи используют такой приём, как (А)________(предложения 3, 8, 14), а также (Б)__________(предложения 10, 13, 19, 29). Эмоциональность статье придают (В)__________(«следы взгляда» предложение 1, «гоголевский глаз» предложение 13), а также (Г) __________ («сглазит» предложение 15, «подлец» предложения 51).

Список терминов:

1) Олицетворение

2) Цитирование

3) Метафора

4) Однородные члены предложения

5) Вопросительные предложения

6) Эпитет

7) Разговорная лексика

8) Анафора

9) Парцелляция

 

Ответы:

А Б В Г
       

 

Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.