previous arrow
next arrow
Slider

Репетиционный ЕГЭ онлайн русский язык 29 марта 2020

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 

(1) Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым лёгким и быстрым способом «отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног». (2) Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название можно сменить за час. (3) Но прошло время, мы стали мудрее и понимаем теперь, что от прошлого отречься невозможно, стряхнуть с ног прах и забыть собственную историю – опасно, <…> народ, лишённый исторической памяти, перестаёт существовать как единый живой организм, превращается в жалкую толпу.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)    Переименование улиц и городов является самым простым способом забыть свою историю.

2)    Для народа представляет огромную опасность забвение истории.

3)    Смена названий улиц и городов помогает сохранить историческую память.

4)    Если народ теряет историческую память, он превращается в толпу.

5)    В 20-е – 30-е годы было массовое переименование улиц, связанное со стремлением забыть прошлое, отречься от него.

Ответ:

 

2. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ:

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАСШТАБ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

            МАСШТАБ, -а, м.

1)         Отношение отрезка линии к изображаемой им действительной длине (на чертеже, плане, карте и т.п.). Масштаб сто километров в сантиметре. Сделать план местности в масштабе один к тысяче.

2)         Разг. Об отношении величины, роли, значения и т.п. кого-, чего-л. к величине, роли, значению и т.п. кого-, чего-л. аналогичного, подобного. Актёры разного масштаба. Сравнить по масштабу два города. Изучить масштабы цен и заработной платы.

3)         Степень значения, влияния и т.п. кого-, чего-л. в чём-л. Завод областного масштаба. Деятель местного масштаба. Музыкант крупного масштаба.

4)         Величина измерения чего-л.; мера. Расстояние, пройденное им, может быть измерено масштабом в сотни километров. В масштабе времени – этот срок небольшой.

Ответ:

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мизЕрный

одолжИт

пролитА

запломбирОванный

(нет) бИнта

Ответ:

 

 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В абсолютной тишине пустой комнаты она услышала ЯВСТВЕННЫЙ шорох.

Старославянское слово НЕВЕЖДА получило значение «несведущий, необразованный».

Я на правую руку НАДЕЛА перчатку с левой руки.

Я ПРЕТЕРПЕВАЛ неудобства моего путешествия с большим трудом.

В Толковом словаре можно прочитать, что АДРЕСАТ – это тот, кто адресует кому-либо почтовое отправление (письмо, телеграмму, посылку).

Ответ:

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Лейтмотив – это выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или всё творчество писателя. Главными лейтмотивами творчества А.С. Пушкина являются стихия, встреча героев, благословение родителей.

Ответ:

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙТЕ на море

с ВОСЬМЬЮСТАМИ книгами

глубокие ДОНЬЯ

много ЩУПАЛЬЦЕВ

СЕМЕРО котят

Ответ:

 

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Б) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Давайте перелистаем страницы рассказа «Золотого жука», в котором дается описание открытия клада.
2) Благодаря специальному указу Петра I был основан первый российский музей – Кунсткамера.
3) А.С. Пушкин писал, что «я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю».
4) По истории костюма можно восстановить не только социальное положение человека в обществе, а также степень развития ремесла и торговли.
5) Падая на мостовую, Павел увлёк за собой конвоира, и не было сил, которых заставили бы его выпустить оружие в такую минуту.
6) Те, кто привыкли делать всё заранее, никогда не переживают перед началом экзаменов.
7) Грибы забирают много времени: по возвращению из леса их надо чистить, мыть, отваривать.
8) Предметы первого столового сервиза, изготовленный в 1744 году на Императорском фарфоровом заводе России, сохранились до наших дней.
9) Надев акваланги, археологи погружаются в морскую пучину.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

А Б В Г Д
         

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 

1) ск..чок, неприм..римый, сн..говой

2) ум..лять (значение), ус..ление, ут..пический

3) г..роический, вл..стелин, бл..стательный

4) пок..рать, упл..тняя (бетон), предназн..чение

5) ч..та, пост..мент, пок..ряющий

Ответ:

 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..пристрастно, бе..ценный, ра..кидать

2) пред..явить, трёх..язычный, с..ёжиться

3) пр..уныл, гостепр..имный, непр..менно

4) под..грать, с..змала, из..мать

5) о..далённый, на..треснутый, по..пилить

Ответ:

 

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) здоровь..чко, вермишел..вый

2) ноч..вка, стаж..р

3) берёз..нька, гнёзд..шко

4) крупитч..тый, задумч..вый

5) продл..ваю, выдёрг..вать

Ответ:

           

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) замасл..нный, обид..вший

2) приемл..мый, закле..вший

3) (вы) гоня..те, эконом..шь

4) рассе..нный, недремл..щий (глаз)

5) (он) кол..т, (мы) реж..м

Ответ:

 

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пугачёв проворно вскочил в седло, (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ казаков, которые хотели было подсадить его.

Нельзя было предполагать обман, (НЕ)ПРАВДУ при таком открытом, честном лице.

Давно (НЕ)КРАШЕННЫЕ деревянные беседки увиты плющом.

Раньше родословная человека играла далеко (НЕ)ПОСЛЕДНЮЮ роль в экономической жизни, так как право владения землёй передавалось по наследству.

Ничто (НЕ)ПОДВЕРЖЕНО такому быстрому изменению, как мода и костюм человека.

Ответ:

 

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ТОГО что радуга была так близко, она казалась КАКОЙ(ТО) необыкновенно яркой и широкой.

Осень, весна, зима – (ПО)ИСТИНЕ любимые темы русской пейзажной живописи (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего ХIХ века и позднее.

Я думал, лодка ударится (С)РАЗМАХУ о берег и разлетится (В)ДРЕБЕЗГИ; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима.

(В)ТЕЧЕНИЕ шести лет они исследовали эту пустыню, но (НИ)ЧЕГО не удалось обнаружить.

Собаки ТО(ЖЕ) притихли, ОТ(ТОГО) что их больше не тревожили.

Ответ:

 

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В просторном, но низком зале, на большом деревя(1)ом столе, сколоче(2)ом из грубых, плохо струга(3)ых досок, приготовле(4)а была вечер(5)яя трапеза.

Ответ:  

 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)         Родиной шелка является Китай и долгое время китайские императоры хранили его производство в глубоком секрете.

2)         Ветер гнал то к югу то к западу сизо-опаловые волны.

3)         Он следил и за садом и за оранжереей и за конюшней.

4)         Мы ходили по музеям и театрам и любовались по вечерам закатом.

5)         В Европе в средние века посуда была достаточной редкостью и большая её часть изготовлялась из дерева.

Ответ:

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Войдя в маленькую дверь (1) и (2) спустившись по камням (3) небрежно положенным один на другой (4) и (5) служившим ступеньками (6) посетитель попадал (7) в закопченную и сырую комнату.

Ответ:

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Без всякого сомнения (1) лучшие произведения искусства (2) всегда (3) будят человеческую душу (4) по крайней мере (5) лишают человека самоуспокоенности и удовлетворённости собой и своим образом жизни и (6) зачастую (7) заставляют его (8) по-новому (9) взглянуть на мир.

Ответ:

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.

Ответ:  

 

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Они крепко запирали сени (1) двери (2) и (3) чтобы не привлечь зверей светом (4) наглухо занавешивали половиком окна (5) хотя надо было делать совсем наоборот (6) потому что зверь не человек (7) и (8) он огня боится.

Ответ:

 

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Тишину утра нарушали ежеминутные всплески рыб, сухой шелест стрекоз, возня и разноголосица птиц. (2)Из зеленой путаницы камышей неожиданно с громким криком поднялась чем-то напуганная утка. (3)Она описала большой круг над лугами, опустилась на прежнее место, успокоенно крякнула. (4)Вскоре на гладь реки она вывела утят и направилась к другому берегу. (5)Выстроившись цепочкой и проворно работая лапками, утята старались не отставать от матери. (6)Семейство уже благополучно достигло залива, как вдруг крутанулась воронкой и брызнула осколками зеркальная гладь, на миг показалась щучья пасть. (7)Выводок с писком кинулся в разные стороны. (8)Мать строго прикрикнула, и пушистые комочки нырнули за ней в спасительную осоку.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

 

(1)Война решительно не дает мне покоя. (2)Я ясно вижу, что она затягивается, и когда кончится – предсказать очень трудно. (3)Наш солдат остался тем же необыкновенным солдатом, каким был всегда, но противник оказался вовсе не таким слабым, как думали. (4)И вот уже четыре месяца, как война объявлена, а на нашей стороне еще нет решительного успеха. (5)А между тем каждый лишний день уносит сотни людей. (6)Нервы, что ли, у меня так устроены, только военные телеграммы с обозначением числа убитых и раненых производят на меня действие гораздо более сильное, чем на окружающих. (7)Другой спокойно читает: «Потери наши незначительны, ранены такие-то офицеры, нижних чинов убито 50, ранено 100», и еще радуется, что мало, а у меня при чтении такого известия тотчас появляется перед глазами целая кровавая картина. (8)Пятьдесят мертвых, сто изувеченных – это незначительная вещь! (9)Отчего же мы так возмущаемся, когда газеты приносят известие о каком-нибудь убийстве, когда жертвами являются несколько человек? (10)Отчего вид пронизанных пулями трупов, лежащих на поле битвы, не поражает нас таким ужасом, как вид внутренности дома, разграбленного убийцей? (11)Отчего катастрофа на тилигульской насыпи, стоившая жизни нескольким десяткам человек, заставила кричать о себе всю Россию, а на аванпостные дела с «незначительными» потерями тоже в несколько десятков человек никто не обращает внимания?

(12)Несколько дней тому назад Львов, знакомый мне студент-медик, с которым я часто спорю о войне, сказал мне:

– (13)Ну, посмотрим, миролюбец, как вы будете проводить ваши гуманные убеждения, когда вас заберут в солдаты и вам самим придется стрелять в людей.

– (14)Меня, Василий Петрович, не заберут: я зачислен в ополчение.

– (15)Да если война затянется, тронут и ополчение. (16)Не храбритесь, придет и ваш черед.

(17)У меня сжалось сердце. (18)Как эта мысль не пришла мне в голову раньше? (19)В самом деле, тронут и ополчение – тут нет ничего невозможного. (20)«Если война затянется»... (21)Да она скорее всего затянется. (22)Если не протянется долго эта война, все равно, начнется другая. (23)Отчего ж и не воевать? (24)Отчего не совершать великих дел? (25)Мне кажется, что нынешняя война – только начало грядущих, от которых не уйду ни я, ни мой маленький брат, ни грудной сын моей сестры. (26)И моя очередь придет очень скоро.

(27)Куда ж денется твоё «я»? (28)Ты всем существом своим протестуешь против войны, а все-таки война заставит тебя взять на плечи ружьё, идти умирать и убивать. (29)Да нет, это невозможно! (30)Я, смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию, да семью и еще несколько близких людей, думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды. (31)Я, наконец, привыкший смотреть на мир объективно, привыкший ставить его перед собою, думавший, что всюду я понимаю в нем зло и тем самым избегаю этого зла, – я вижу все мое здание спокойствия разрушенным, а самого себя напяливающим на свои плечи то самое рубище, дыры и пятна которого я сейчас только рассматривал. (32)И никакое развитие, никакое познание себя и мира не дадут мне жалкой физической свободы – свободы располагать своим телом.

(33)Львов посмеивается, когда я начинаю излагать ему свои возмущения против войны.

(34)Относитесь, батюшка, к вещам попроще, легче жить будет, – говорит он. – (35)Вы думаете, что мне приятна эта резня? (36)Кроме того, что она приносит всем бедствие, она и меня лично обижает, она не дает мне доучиться. (37)Устроят ускоренный выпуск, ушлют резать руки и ноги. (38)А все-таки я не занимаюсь бесплодными размышлениями об ужасах войны, потому что, сколько я ни думай, я ничего не сделаю для ее уничтожения. (39)Право, лучше не думать, а заниматься своим делом. (40)А если пошлют раненых лечить, поеду и лечить. (41)Что ж делать, в такое время нужно жертвовать собой.

(По В.М. Гаршину*)

*Гаршин Всеволод Михайлович (1855–1888) – русский писатель, поэт, художественный критик.

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)         Рассказчик выступает против войны.

2)        Персонаж, от лица которого ведется рассказ, очень переживает, что его призовут  в  армию и ему придётся убивать людей.

3)        Студент Львов считает, что необязательно выполнять свой профессиональный долг в экстремальных условиях.

4)         Повествователь уверен, что война скоро закончится.

5)        За первые четыре военных месяца нашей стороной был достигнут значительный успех.

Ответ:

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 30–31 дано описание.

2) В предложениях 17–26 представлено рассуждение.

3) Предложения 17 и 18 противопоставлены друг другу по смыслу.

4) Предложение 2 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 1.

5) В предложениях 27–29 представлено повествование.

Ответ:

 

24. Из предложений 12–26 выпишите разговорное слово.

Ответ:

 

25. Среди предложений 1–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

26. «Душевные муки главного персонажа рассказа В.М. Гаршина подчеркиваются использованием такого синтаксического средства, как (А) __________ (предложения 9–11, 23–24, 30–31). Эмоциональные переживания персонажа отражены в (Б) __________ (предложение 32) и передаются с помощью такого тропа, как (В) __________ («кровавая картина» предложение 7). Большое количество (Г) __________ (предложения 9–11, 18, 27) демонстрирует неразрешимые душевные сомнения, которые мучают главного героя произведения».

Список терминов:

1) Синтаксический параллелизм

2) Гипербола

3) Анафора

4) Градация

5) Вопросительные предложения

6) Метафора

7) Лексический повтор

8) Эпитет

9) Эпифора

Ответ:

А Б В Г
       

Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.