Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, мечта – это мысленный образ чего-либо, представление о чём-либо, сильно желаемом, реальность – это то, что существует на самом деле, окружающая действительность.
В этой статье мы разберём некоторые художественные произведения, которые учащиеся смогут использовать в качестве литературных аргументов на итоговом сочинении.
В рассказе В. Сухомлинского «Две матери» перед нами предстают две женщины, родившие в одно и то же время сыновей. Каждая из них мечтает о лучшем будущем для своего ребёнка. Каждая лелеет мечту, что её сын вырастет замечательным человеком: «У колыбели новорождённого мечтают о будущем, конечно, только о счастливом». Но свои мечты женщины формулируют по-разному. «Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, – говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. <…> Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить». Чернокосая же хотела, чтобы её «сын стал хорошим человеком. <…> Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов». Мечты обеих матерей сбываются в точности, как они задумали. Проходит тридцать лет, и они снова встречаются в той же больнице. У Белокосой сын стал всемирно известным музыкантом, а у Чернокосой – простым хлеборобом. Но в течение месяца, пока женщины находились на лечении, к Чернокосой сын приезжал каждый день, привозя ей «улыбку сыновнюю», а к Белокосой так никто и не приехал. Через месяц Чернокосая выздоровела, а Белокосой врачи сказали ещё полежать. Мечты сбылись у обеих женщин, но мы видим, что мать хлебороба счастлива и осознаёт, что её ребёнок вырос прекрасным человеком, любящим сыном и отцом. Мечта сбылась и у Белокосой, но она несчастлива как мать. Её сын стал всемирно признанным дирижёром, но ему чуждо проявление сыновней любви и преданности.
В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» представлен образ человека, который отказывается от своей мечты и в течение жизни духовно деградирует. В начале произведения Дмитрий Старцев предстаёт перед нами приятным, образованным молодым человеком, он работает врачом и мечтает посвятить свою жизнь служению людям. Действительно, в его речи слышны такие фразы, как: «нужно трудиться», «без труда жить нельзя». Он очень много работает. Старцева постигает неудачная любовь. Он переживает отказ возлюбленной как удар по самолюбию, а также испытывает некоторое разочарование от того, что за Екатериной Ивановной должны были бы дать немалое приданое. Со временем деятельность Ионыча утрачивает свой благородный смысл. Автор замечает, что ему нравилось «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой». Постепенно он превращается в грубияна, который кричит на больных, ему «живётся скучно, ничто его не интересует». Потеряв смысл жизни, перестав мечтать, герой морально деградирует: «жадность одолела», «горло заплыло жиром». Жизнь человека без мечты, без цели – бессмысленна.
Проблема противостояния мечты и реальности поднимается в пьесе А.М. Горького «На дне». Лука – один из центральных персонажей, который напоминает остальным героям, что можно и нужно мечтать. Лука способствует тому, что в жизни обитателей ночлежки появляется надежда: умирающей Анне он обещает покой после смерти, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице, Ваське Пеплу – о возможности начать новую жизнь в Сибири и так далее. И на какое-то время возникает атмосфера воодушевления, надежды на лучшую жизнь, на исправление прошлых ошибок. Но самоубийство Актёра реализует трагическое столкновение мечты и реальности. Остальные герои также теряют веру в возможность изменений к лучшему и скатываются обратно «на дно». Что же не позволило героям реализовать свои мечты? Только ли социальное устройство? Вопрос остаётся открытым, но авторская позиция довольно прозрачная: чтобы достичь мечты, человек должен верить в неё и действовать, отбросив все страхи и сомнения.
К.ф.н. Кривенкова И.А.