Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, доброта – это душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Жестокость – это совершение жестоких поступков. Синонимами являются такие слова, как: крайне суровый, безжалостный, беспощадный.
В этой статье мы разберём некоторые художественные и публицистические произведения, которые учащиеся смогут использовать в качестве литературных аргументов на итоговом сочинении.
Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» в седьмом письме под названием «Что объединяет людей» отмечает: «Истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо», а в письме сорок шестом «Путями доброты» – заключительном в этой книге – призывает читателя осознать, что «в жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью».
Поистине незабываемый урок доброты преподала главная героиня повести В. Распутина «Уроки французского» своему ученику. Учительница Лидия Михайловна приглашает своего ученика на дополнительные занятия. Автор описывает тяжёлое голодное послевоенное время. Лидия Михайловна пытается подкормить мальчика, видя его слабое состояние, но ребёнок отказывается от помощи. Тогда она предлагает сыграть ему в запрещённую игру на деньги, при этом постоянно проигрывая. Об этом узнает директор. Абсолютно не разобравшись в ситуации, он тут же увольняет учительницу. Мальчик на всю жизнь запомнил этот бескорыстный и благородный поступок своей учительницы. Вспомним ещё раз седьмое письмо Д.С. Лихачёва: «Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и “умного результата”».
Примером проявления жестокости может послужить событие, описанное в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Произведение построено с помощью такого приёма, как антитеза. В первой части – прекрасная атмосфера бала, влюблённый Иван Васильевич (он же является и рассказчиком), чудесная музыка, белые платье и перчатки Вареньки и, конечно, её«сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Полковник – отец Вареньки – трогательный, нежный, любящий отец. Во второй части рассказа – утренний мокрый туман, чёрные мундиры солдат, неприятная визгливая мелодия. И тот же полковник, на лице которого не осталось ни одной добродушной черты, жестоко наказывает беглого татарина. Теперь перед читателем беспощадный и ужасный «воинский начальник». Полковник совершенно искренен и на балу, танцуя с дочерью, и на казни, избивая солдата за то, что тот «недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Любовь Ивана Васильевича сошла на «нет», Варенька осталась лишь воспоминанием, он также не связал свою жизнь ни с армией, ни со службой. Он никак не мог постичь этой жестокости наказания, когда один человек издевается над другим, и это «всё надо по закону»: «Очевидно, он (полковник) знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Л.Н. Толстой убеждает читателя в том, что зачастую поведение человека зависит от настроения в обществе. Не будь такой жестокости в России при Николае I, возможно, не было бы этой жестокости в сердце полковника.
К.ф.н. Кривенкова И.А.