previous arrow
next arrow
Slider

Искусство и ремесло

Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, искусство – это творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная действительность. Ремесло – понятие многозначное. Одно из значений – профессия, занятие. В качестве же антонима к слову «искусство» актуальным можно считать значение, имеющее неодобрительную окраску, – ремесленничество, то есть работа по шаблону, без творческой инициативы.

В этой статье мы разберём некоторые художественные и публицистические произведения, которые учащиеся смогут использовать в качестве литературных аргументов на итоговом сочинении.

Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» в письме тридцать втором под названием «Понимать искусство» отмечал: «Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награждённый даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее».

А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк» (1826 г.) описывает трансформацию обычного человека в Поэта. В основе стихотворения лежит сравнение поэта с пророком. Как известно, пророки у древних – народные вожди, носители высоких истин. Такими, по мнению А.С. Пушкина, и должны быть поэты – всё знать и всё видеть: и «неба содроганье», и «дольней лозы прозябанье». Именно так – тяжело, мучительно, но с осознанием высшей миссии происходит рождение истинного Поэта. В принципе мы можем говорить так обо всех людей, отдавших себя искусству и понимающих истинное предназначение творчества:

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

А.С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» исследует природу гениальности. «Гений и злодейство – две вещи несовместные», – основная мысль произведения. Пушкин изображает два типа художников: истинного гения – Моцарта, создающего божественную музыку, и «ремесленника» Сальери, стремящегося музыку расчленить, как труп. Сальери завидует Моцарту и, находясь во власти этого чувства, подсыпает Моцарту яд. Гений, по мысли автора, – это человек, призванный природой творить добро, а поэтому истинный талант беззащитен перед жизнью.

Одной из основных проблем романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» является проблема истинного и ложного творчества. Писатель акцентирует внимание читателя на вечном и временном, уверенный, что только полная отдача истине, стремление нести правду, добро и свет является незыблемой ценностью – такой же, как музыка Ш. Гуно и И. Баха. Главный герой произведения – Мастер – пишет роман о Понтии Пилате и философе Иешуа Га-Ноцри. В произведении Мастер затрагивает «вечные» темы трусости и душевной смелости, доброты и жестокости, раскаяния и наказания. Противопоставлены Мастеру деятели МАССОЛИТа. Это ремесленники, которым не важна истина, они служат «социальному заказу», открывающему им путь к материальному благополучию. Мастер подвергается их критике. Не выдержав этого, он сжигает своё творение, но «рукописи не горят». Торжествует мир вечных ценностей – любви, добра, свободы и поиска истины.

Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души», в VII главе, рассуждает о двух типах писателей. Он представляет писателя-романтика и писателя-реалиста:«Счастлив писатель, который<…> окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. <…>Великим всемирным поэтом именуют его.<…> Нет равного ему в силе – он бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, – всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная.<…> Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ; ему не избежать<…> лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество<…>Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество».

К.ф.н. Кривенкова И.А.