ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
Итоговое сочинение по традиции проводится в первую среду декабря. В этом году вы пишете 6 декабря.
Декабрьское сочинение является допуском к основному экзаменупо русскому языку. Если не напишете сочинение с первого раза, то пересдаёте его в первую среду февраля и в первую (рабочую) среду мая.
Что проверяет декабрьское сочинение?
- умение излагать мысли в письменной форме
- умение доказыватьс помощью художественных произведений.
Декабрьское сочинение оценивается по системе «ЗАЧЁТ-НЕЗАЧЁТ».
Итоговое сочинение пишется в течение 3 часов 55 минут.
ФИПИ рекомендует писать сочинение объёмом в 350 и более слов. Однако минимум – 250 слов. Если в сочинении будет меньше 250 слов, ставится незачёт по всем критериям.
Мне часто задают вопрос, как подсчитывать слова. При подсчёте слов учитываются и самостоятельные, и служебные части речи, то есть союзы, частицы, предлоги считаются за отдельные слова. Обратите внимание, что слово, написанное через дефис, – это одно слово: «кто-то», «светло-синий», «в-третьих» и т.д., а если вы пишете словосочетание «в то же время», то здесь 4 слова, «так же, как» – 3 слова. Инициалы с фамилией считаются одним словом: М.А. Шолохов – одно слово. Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются: 2 года – это одно слово, а два года – это два слова.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
По школьным правилам зачёт за всю работу ставится, если получены обязательные зачёты по:
Требованию №1 (Объём сочинения)
Требованию №2 (Самостоятельность работы) – вопрос о плагиате, списывании у соседа, использование каких-либо интернет-ресурсов или шпаргалок. Помните, что вы можете пользоваться только Орфографическим словарём, который выдадут на экзамене.
Критерию №1 («Соответствие теме»)
Критерию №2 («Аргументация. Привлечение литературного материала») – важно привести хотя бы одно литературное произведения. Но лучше два. Помните, что засчитывается не количество приведённых произведений, а качество их анализа в рамках заявленной проблемы.
Незачёт может быть поставлен, если:
1. сочинение написано без привлечения литературного материала;
2. содержание произведения искажено;
3. есть лишь упоминание литературных произведений, но они не становятся опорой для рассуждения.
Также должен быть получен зачёт по одному из трёх оставшихся критериев:
либо по Критерию №3 («Композиция») – помните о соотношении тезиса и доказательства.
либо по Критерию №4 («Качество речи») – здесь говорим о речевых ошибках.
либо по Критерию №5 («Грамотность») –по данному критерию оценивается грамотность выпускников. Незачёт ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, превышают в сумме 5 ошибок на 100 слов текста.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. КОМПОЗИЦИЯ
Композиционная структура сочинения выглядит обычно:
• Вступление
• Основная часть
• Заключение
Во вступлении я рекомендую поразмышлять над содержанием ключевого слова.Приведу примеры: тема звучит так: «В чём проявляется истинная доброта?» – здесь берём за основу слово «доброта». В теме «Как вы понимаете смысл фразы “Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние”»? – два ключевых понятия «надежда» и «отчаяние».
В первом абзаце вы обязательнодолжны сформулировать тезис. Напомню, что тезис – это ответ на поставленный проблемный вопрос, это мысль, которую надо доказать.
Основная часть может состоять из одного или двух абзацев. Эта часть содержит доказательство тезиса в виде литературных аргументов.
Заключение подводит итог, обобщает сказанное выше.
Разберём подробнее содержание каждого абзаца.
В первом абзаце содержится вступление. Вы должны продемонстрировать понимание заданной темы. Необходимо найти в теме ключевое понятие и дать ему определение. Разобравшись в ключевом слове или словах темы, дав им грамотное определение, вы легко поймёте вопрос, заключённый в теме, и начнёте свои рассуждения. Далее необходимо раскрыть тему, написать своё понимание проблемы, высказать своё мнение, то есть сформулировать тезис (мысль, нуждающуюся в доказательстве). Важно осознавать, что аргументы, которые будут разбираться далее, должны соответствовать заявленному тезису. В первом абзаце должно обязательно звучать собственное мнение. В конце первого абзаца можно подвести небольшой итог сказанному – буквально одним предложением.
Во втором абзаце вы приводите литературный аргумент, который подтверждает тезис. Необходимо точно помнить фамилию и инициалы автора, а также название произведения. Необходимо включить элементы пересказа эпизода или сюжета произведения. Также на сочинении важно продемонстрировать базовые навыки анализа художественного произведения. Здесь надо уметь характеризовать портрет героя, владеть знаниями тропов и фигур речи. В конце абзаца хорошо подвести некий итог сказанному выше – в одном предложении.
Если анализ литературного аргумента будет подробным, детальным, исчерпывающим, большим по объёму, то вы можете ограничиться одним художественным примером и даже разделить его на два абзаца. Но эксперты рекомендуют приводить два литературных аргумента. Соответственно, второй литературный аргумент будет в третьем абзаце сочинения.
Четвёртый абзац итоговой работы заключает в себе вывод всего, о чём говорилось в сочинении. Вы должны помнить, что композиция сочинения должна быть кольцевой, то есть вывод обязательно связан с исходным утверждением.