Пятое направление "Год литературы".
По информации с сайта ФИПИ: Направление «Год литературы», с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определённого читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Указом Президента РФ В.В. Путина «О проведении в РФ Года литературы» 2015 г. объявлен годом литературы. И это совершенно справедливое решение со стороны нашего правительства. Основной задачей проведения Года является привлечение внимания к чтению и литературе, повышения интереса россиян к книгам.
КАКИЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ?
• Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду.
• Творец книги – автор, творец её судьбы – общество.
• Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются – и старые, и малые.
• Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
• Роль книги в жизни человека.
Способна ли книга сделать человека лучше?
Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
Может ли человек обойтись без книг?
Почему книги требуют бережного к себе отношения?
• Значение литературы в жизни общества.
Какие жизненно важные вопросы задаёт литература?
Помогает ли литература познать человеку самого себя?
Какие нравственные уроки может преподать литература?
Согласны ли Вы с утверждением Д.С. Лихачева «Литература – это совесть общества, его душа?
• Отношение читателей к литературным героям.
Кто для Вас идеальный литературный герой?
Какой литературный герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?
Кто из литературных героев Вам интересен и почему?
Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?
• Книга или компьютер.
• Роль книги в жизни моей семье.
• Моя настольная книга.
• Моя золотая полка.
• Мои любимые герои.
• Книга, которая меня изменила.
• Книга, которую хочется перечитать.
КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
И.А. Гончаров «Обломов».
Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
М. Горький «Детство. В людях. Мои университеты», «Мать».
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Е.И. Замятин «Мы».
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Б.Л. Пастернак «Нобелевская премия».
В.А. Каверин «Два капитана».
ПИСАТЕЛИ-ЮБИЛЯРЫ 2015-2016 гг.
Прошло со дня рождения:
190 лет – САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Михаила Евграфовича
145 лет – КУПРИНА Александра Ивановича
140 лет – БУНИНА Ивана Алексеевича
135 лет – БЛОКА Александра Александровича
130 лет – ГУМИЛЁВА Николая Степановича,
125 лет – БУЛГАКОВА Михаила Афанасьевича,
120 лет – ЕСЕНИНА Сергея Александровича,
110 лет – ШОЛОХОВА Михаила Александровича,
100 лет – СИМОНОВА Константина Михайловича.
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
на тему «Какие нравственные уроки может преподать русская литература»
В русской литературе всегда ставились морально-нравственные проблемы, и предлагались пути их решения на примерах конкретных поступков. Спектр этих проблем достаточно широк. Рассмотрим, какие нравственные уроки читатель может извлечь из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Уже сам эпиграф к произведению – «Береги честь смолоду» – указывает на то, что тема чести является основной для писателя. Он стремится осмыслить это понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться мыслями о чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.
В начале повести отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему напутствие: служить честно, начальству не угождать, а самое главное – беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв крупную сумму денег в бильярд, юноша ни на секунду не задумывается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, пот которым требовалось немедленно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, Пётр, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выплачивать долг, потому что деньги были выманены у него обманом. Но он их выплатил, честно ответил за свой проступок. По мнению Пушкина, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.
Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогородской крепости Пугачёвым, он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов умереть на виселице. Он предпочитает погибнуть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую дал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов это сделать. От виселицы его спасла только случайность.
Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринёв хотя и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству не нарушает и честь сохраняет: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводителя мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать. Самозванец не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.
Постепенно Пётр Гринёв приходит к высшему пониманию чести – самопожертвованию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с арестованным атаманом и обвинённым в измене Родине, пушкинский герой из-за соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придётся вспоминать все недавно пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душевное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит. В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям чести и долга. Чего не скажешь о другом герое – подлом предателе Швабрине, который забыл свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогородской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторону Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру. А главное – хотел расправиться со своим врагом – Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.
На примере жизни Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем самым выбирая путь Гринёва или Швабрина.
Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вывод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произведении. Оно учит читателя не только тому, что честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимыми, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов Родины – страшный грех, которому нет прощения. Именно эти нравственные уроки способны преподать читателю бессмертные произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить известные слова Д.С. Лихачёва: «Литература – это совесть общества, его душа».