Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). |
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. |
(1) Изложения и сочинения не являются основным способом проверки правописных умений и навыков учащихся, так как прежде всего эти виды заданий используются для проверки у школьников сформированности навыков связного высказывания. (2) <...> при записи самостоятельно созданного или пересказываемого текста ученик должен продемонстрировать умение правильно записать слова и предложения, правильно орфографически и пунктуационно оформить высказывание. (3) Поэтому при оценке изложений и сочинений выставляется самостоятельная оценка за орфографическую и пунктуационную грамотность. |
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Изложения и сочинения являются основным способом проверки правописных умений и навыков учащихся, поэтому при оценивании данного вида работ выставляется оценка за грамотность.
2) При написании изложения и сочинения учащиеся должны продемонстрировать не только сформированность навыков связного высказывания, но и орфографическую и пунктуационную грамотность, отдельная же оценка за грамотность не выставляется.
3) Изложение и сочинение должны продемонстрировать уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, именно поэтому при проверке подобного вида работ выставляется отдельная оценка за орфографию и пунктуацию.
4) Самостоятельно создавая или пересказывая текст, ученики должны продемонстрировать уровень сформированности навыков связного высказывания, а также уметь орфографически и пунктуационно правильно оформить его, поэтому за грамотность выставляется самостоятельная оценка.
5) Изложение и сочинение не являются основным способом проверки грамотности учащихся, так как они проверяют прежде всего сформированность навыков связного высказывания, но оценка за орфографию и пунктуацию выставляется, так как учащийся всё равно должен уметь грамотно оформлять свой текст.
Ответ:
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
СОЧИНЕНИЕ, -я, ср.
1) Создание какого-л. литературного или музыкального произведения. Приступить к сочинению балета. Стихи собственного сочинения.
2) Литературное, научное или музыкальное произведение. Собрание сочинений Пушкина. Сочинения Гоголя. Философское сочинение.
3) Письменная школьная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему. Классное сочинение. Домашнее сочинение.
4) Линг. Соединение слов или предложений на основе их грамматической равноправности (ср. подчинение).
Ответ:
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
мозаИчный
переслАла
нАчатый
ногтЯ
ободренА
Ответ:
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Он принял участие в нескольких учёных диспутах, на которых ему опять сказали в глаза, что он круглый НЕВЕЖДА, который для начала должен сесть за букварь.
Я даже слышал сквозь запертую дверь сначала выразительный и ЯВСТВЕННЫЙ шёпот, а потом и жаркий разговор вполголоса, причём иногда вырывались и громкие слова.
Каждый день, в который вы не ПОПОЛНИЛИ своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Они стройно и согласно пели романсы, хоровые песни: у одного чистый, ЗВУЧНЫЙ сопрано, у другого прекрасный контральто.
И лишь в последнее время косметические фирмы поняли, что экономить наше время и облегчить наложение макияжа можно, если синтезировать обе функции – КРАСОЧНЫЕ и маскирующие вещества соединить с гигиеническими и лечебными.
Ответ:
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я увидел в нескольких шагах дом, всем известный дом, который я отлично знаю как свои пять пальцев.
Ответ:
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОГАС свет
до ДВЕ ТЫСЯЧИ шестнадцатого года
ТРЕНЕРЫ по футболу
пять КУХНЕЙ
ПРОБЕГИ сто метров
Ответ:
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом |
1) По возращению из путешествия, вновь встретившись с Татьяной в Петербурге, Онегин полюбил её.
2) В основе драмы Островского «Гроза» лежит не только столкновение Катерины с самодурными силами «тёмного царства», но глубокая внутренняя драма главной героини. 3) Из сеней Чичиков попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившем из-под широкой щели, находившейся внизу двери. 4) Нарисовав образ Печорина в романе «Герой нашего времени», Лермонтов дал реалистический портрет своего современника – молодого человека 30-х годов XIX века. 5) Парфюмеры, предпочитающие творить, используя «живые» запахи, вечно находятся в поиске ещё не изведанных ими мест, где растёт самая благоуханная роза или самая ароматная ваниль. 6) В седьмой главе «Евгения Онегина» Пушкин рисует московское барство, уже знакомое читателю по произведению А.С. Грибоедова – комедии «Горя от ума». 7) Все, кто были в эти минуты свободен, не ожидая приглашения, собрались в аудитории. 8) В детстве будущему писателю нравилось играть маленькими человечками, вырезанными из бумаги и раскрашенными красками, сочиняя для них разные истории с приключениями и наделяя их индивидуальными качествами. 9) Истории известны как таланты, так и посредственности. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) словосоч..тание, б..ру, пл..вучий
2) м..роженое, пор..внялся, выр..стить
3) сж..мать, нач..нать, обж..гать
4) прим..нать, разм..кать (в воде), скл..няться
5) пон..мание, раст..рание, оз..рение
Ответ:
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..глый, с..знова, из..мать
2) беспр..рывно, пр..бывание (в столице), пр..следование
3) ро..вальни, ни..вергнуть, ра..чётливый
4) с..экономить, с..уметь, вз..ерошенный
5) о..дать, на..рыв, пре..ставить
Ответ:
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) затм..вать, памятл..вый
2) сетч..тый, придирч..вый
3) монаш..нка, затуш..вать
4) сирен..вый, выращ..вать
5) стаж..р, туш..нка
Ответ:
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) зате..нный, выполн..нный
2) завис..шь, ненавид..вший
3) вытерп..шь, завис..мый
4) кол..м (дрова), гон..шь
5) пряч..шься, застро..нный
Ответ:
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Печорин отличается от большинства окружающих его людей силой характера, глубоким аналитическим умом, (НЕ)ПРИНИМАЮЩИМ ничего на веру.
Образ Татьяны, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине», (НЕ)МЕНЕЕ важен, чем образ Онегина.
Когда долго, (НЕ)ОТРЫВАЯ глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества.
Количество (НЕ)УСПЕВАЮЩИХ по химии в классе было невелико.
Он уже и сам был (НЕ)РАД такой встрече.
Ответ:
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)НАЧАЛЕ было холодно, правда, (ЗА)ТЕМ наступило долгожданное тепло.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.
Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и (ТАК)ЖЕ переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
(В)ВСЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединенных проводников возникает одно и (ТО)ЖЕ напряжение.
Надо было дождаться Семенова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд много решал.
Ответ:
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Пирамиды состояли из очень запута(1)ых лабиринтов, слепых камер и ловушек, которые должны были помешать злоумышле(2)икам добраться до мумий и могильных драгоце(3)остей, но к тому времени, когда учё(4)ые всерьёз занялись их изучением, пирамиды уже были почти пусты.
Ответ:
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А к полудню опять парило находили облака и начинал сыпать дождь.
2) За снежной густой занавеской какой-то сторожки стена дорога и край перелеска и новая чаща видна.
3) Свежеет и горы и холмы принимают лиловые тона.
4) Люблю вагонов и кают геометрический уют.
5) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли.
Ответ:
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На картине будут лишь (1) омытый дождем (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.
Ответ:
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сумерки (1) может быть (2) и были причиной того, что внешность прокуратора резко изменилась. Он (3) как будто (4) на глазах постарел и (5) кроме того (6) стал тревожен.
Ответ:
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сколько лет ни проходило бы между нашими встречами с Володькой (1) он оставался всё тем же улыбчивым толстячком (2) оптимизма и добродушия (3) у которого (4) с годами (5) несмотря на то что на его долю выпало немало трудностей (6) становилось только больше.
Ответ:
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Она говорила (1) что с жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день (2) чтобы я наконец её нашёл (3) и (4) что (5) если бы этого не произошло (6) она отравилась бы (7) потому что жизнь её пуста.
Ответ:
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В жаркий полдень ехали мы полями Краснокутского района. (2)Степь, густо настоянная на неповторимом аромате свежескошенных хлебов, разомлела в горячей истоме. (3)Хотелось пить. (4)Кружка родниковой воды в эти минуты казалась самым желанным благом... (5)Неожиданно с высокого холма открылся взору широкий дол, и среди зелёного разлива пшеничных нив стоял, поджав ногу, белый аист. (6)Почудилось, будто птица приветливо кивает нам красноклювой головой. (7)Пятиметровый аист был так красив и горд, что мы забыли о мучившей нас жажде. (8)Прямо над его головой возвышалось искусное гнездо, из которого выглядывали любопытные аистята. (9)Их «мать» держала в клюве тонкий шест, конец которого был опущен в деревянный сруб колодца.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 22–27. |
(1)Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. (2)Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. (3)Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. (4)Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т.д. (5)Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. (6)А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. (7)Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. (8)Это ясно.
(9)Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. (10)Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
(11)Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. (12)Учиться нужно всегда. (13)До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. (14)Перестанешь учиться – не сможешь и учить. (15)Ибо знания всё растут и усложняются. (16)Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. (17)Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. (18)Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
(19)Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». (20)Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
(21)И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! (22)Только учиться. (23)А где же отдых, развлечения? (24)Что же нам, и не радоваться?
(25)Да нет же. (26)Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. (27)Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. (28)Надо уметь учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
(29)А если не нравится учиться? (30)Быть того не может. (31)Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребёнку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.
(32)Посмотрите на маленького ребёнка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). (34)Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. (35)Это во многом зависит именно от вас самих. (36)Не зарекайтесь: не люблю учиться! (37)А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. (38)Если другим людям они нравятся, то почему вам они могут не понравиться! (39)Читайте стОящие книги, а не просто чтиво. (40)Изучайте историю и литературу. (41)И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. (42)Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. (43)Если вам что-то не нравится в каком-то предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового.
(44)Учитесь любить учиться!
(Лихачев Д.С.*)
* Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – советский и российский филолог, академик, культуролог, искусствовед. Автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. В «Письмах о добром и прекрасном» рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Наиболее эффективно обучение проходит в молодом возрасте.
2) Автор призывает не стремиться полюбить все школьные предметы, так как это все равно невозможно.
3) Отличие человека от робота состоит в том, что человек всегда несет нравственную ответственность за свои поступки.
4) Автор убеждает читателя искать всевозможные способы отдыха, чтобы отвлечься от учебы.
5) От качества общего образования зависит, каким станет человек будущего.
Ответ:
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 15 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 14.
2) Предложение 42 уточняет содержание предложений 40 и 41.
3) В предложениях 1–6 представлено повествование.
4) В предложениях 11–15 представлено рассуждение.
5) В предложениях 19–20 представлено описание.
Ответ:
24. Из предложений 1–10 выпишите слово, имеющее значение «умение, приобретённое упражнениями, созданное привычкой».
Ответ:
25. Среди предложений 11–31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи уточняющей частицы и форм одного слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. |
26. «Двадцать шестое письмо “Учитесь учиться!” Д.С. Лихачева эмоционально насыщенно. Автор использует такое синтаксическое средство, как (А) __________ (предложения 36, 38, 44), а для создания ощущения беседы с читателем (Б) __________ (предложения 29–31). Призывая молодых людей читать качественную литературу, автор использует такое лексическое средство, как (В) __________ («стОящие книги» и «чтиво» предложение 39). В тексте встречается такой троп, как (Г) __________ («потоками информации» предложение 19)».
Список терминов:
1) Метафора
2) Контекстуальные антонимы
3) Парцелляция
4) Эпитеты
5) Вопросно-ответная форма
6) Фразеологизмы
7) Градация
8) Восклицательные предложения
9) Контекстуальные синонимы
Ответы:
А | Б | В | Г |
Часть 2
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.