previous arrow
next arrow
Slider

ЕГЭ-2023 Вариант 1, решения

Видеоразбор: https://www.youtube.com/watch?v=z9Ou_z7x8C0&t\&t=4552s
и https://www.youtube.com/watch?v=vdzNSD07n1A&t\&t=8s

Часть 1. Задания с кратким ответом

1. В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 10, а один из острых углов равен 15 градусов. Найти высоту, проведенную из вершины прямого угла.

Pешение:

Пусть угол B равен 15 градусам.
Из прямоугольного треугольника ABC: b=c \sin B,
Из прямоугольного треугольника ACH: h=b \cos B.. Получим:
h=c \sin B cos B=10 \sin15^{\circ}cos15^{\circ}=5\sin30^{\circ}=2,5

Oтвет: 2,5

2. Анна Малкова

У Валентины Петровны есть два ведра для поливки огорода: одно цилиндрическое, другое в форме конуса. Радиус окружности конуса и радиус цилиндрического ведра одинаковы, а еще у цилиндрического ведра высота в 2 раза больше, чем у ведра в форме конуса. Во сколько раз больше воды помещается в цилиндрическое ведро?

Pешение:

Пусть h_{1} - высота цилиндра, тогда высота конуса h_2=\frac{h_1}{2}
Объем цилиндра ;
Объем конуса

В цилиндрическое ведро помещается в 6 раз больше воды.

Oтвет: 6

3. Анна Mалкова

В морской экскурсии участвуют 16 туристов, в том числе Андрей и Наташа. В каждой лодке 4 места для туристов, места в лодках распределяются случайным образом. С какой вероятностью Андрей и Наташа окажутся в одной лодке?

Pешение:

По условию, всего 4 лодки и в каждой по 4 места.
Пусть в одной из лодок заняла место Наташа. В этой лодке осталось еще 3 места, а всего мест для Андрея осталось 15 (16-е занято Наташей). Получаем 3 благоприятных места из 15 возможных для Андрея.
Поэтому p=\frac{3}{15}=\frac{1}{5}=0,2.

Oтвет: 0,2

4. Анна Mалкова

С какой вероятностью в случайно выбранном месяце високосного года будет 5 воскресений? Ответ округлите до сотых.

Pешение:

В году 12 месяцев. Из них 7 месяцев – такие, что в них 31 день.
4 месяца по 30 дней, и если год високосный, то в феврале 29 дней.
Каждые 28 дней, идущих подряд, – это 4 недели, и в каждых 28 идущих подряд днях ровно 4 воскресенья.
Если в месяце 31 день, то в 28 днях будет 4 воскресенья. Остается 3 дня. Вероятность того, что один из них воскресенье, равна \frac{3}{7}.
Если в месяце 30 дней, то в 28 днях будет 4 воскресенья. Остается 2 дня. Вероятность того, что один из этих дней воскресенье, равна \frac{2}{7}.
Если в месяце 29 дней (это високосный февраль), то это 4 недели и еще один день. Вероятность того, что этот день воскресенье, равна \frac{1}{7}.
Получим: \frac{7}{12}\cdot\frac{3}{7}+\frac{4}{12}\cdot \frac{2}{7}+\frac{1}{12}\cdot \frac{1}{7}=\frac{30}{84}=\frac{5}{14} \approx 0,36.

Oтвет: 0,36

5. Анна Mалкова

Решите уравнение: \sqrt[]{24-5x}=-x.

Если уравнение имеет несколько корней, в ответе запишите больший корень.

Pешение:

Арифметический квадратный корень из числа a - это такое число, что:
\sqrt{a}\geqslant 0 и (\sqrt[]{a})^2=a.
Наше уравнение равносильно системе.
\sqrt{24-5x}=-x\left\{\begin{matrix}-x\geqslant 0 \\24-5x\geqslant 0\\24-5x=x^2\end{matrix}\right.\left\{\begin{matrix}x^2+5x-24=0\\x\leqslant 0\end{matrix}\right.
\left\{\begin{matrix}\left[\begin{array}{ccc}x=3\\x=-8 \\\end{array}\right. \\x\leqslant 0\end{matrix}\right.x=-8

Oтвет: - 8

6. Внесите под корень и вычислите: (\sqrt{3}-2)\sqrt[]{7+4\sqrt{3}} .

Pешение:

Заметим, что \sqrt{3} < 2 . Результат получится отрицательный.

(\sqrt{3}-2)\sqrt{7+4\sqrt{3}}=-(2-\sqrt{3})\sqrt{7+4\sqrt{3}}=

= -\sqrt{(2-\sqrt{3})^2(7+4\sqrt{3})}=-\sqrt{(4-4\sqrt{3}+3)(7+4\sqrt{3})}=

= -\sqrt{(7-4 \sqrt{3})(7+4 \sqrt{3})}=-\sqrt{7^2-(4\sqrt{3})^2}=-\sqrt{49-48}=

=-1

Oтвет: -1

7. На рисунке изображен график функции f(x), определенной на отрезке
[-4,5; 3,5]. Найдите количество точек максимума функции f(x) на данном отрезке.

Pешение:

Что такое точка максимума?
Точка максимума – это такая внутренняя точка области определения функции, в которой значения функции больше, чем во всех достаточно близких к ней соседних точках («горка» на графике функции).
На отрезке [-4,5; 3,5] три такие точки.

Oтвет: 3

8. После дождя уровень воды в колодце может повыситься. Коля бросает небольшие камешки в колодец, измеряя время их падения, и рассчитывает расстояние до воды по формуле h=5t^2 , где h — расстояние в метрах, t — время падения в секундах. До дождя камушки падали 1,6 с.
На сколько поднялся уровень воды после дождя, если измеряемое время уменьшилось на 0,2 с? Ответ выразите в метрах.

Решение:

После дождя уровень воды в колодце станет выше, а расстояние до воды уменьшится. Значит, и время падения камешка уменьшится, став равным 1,4 с.
Пусть h_1=5\cdot 1,6^2 — расстояние до воды до дождя, h_2=5\cdot 1,4^2 — расстояние до воды после дождя.
Уровень воды поднимется на h_1-h_2=5\cdot 1,6^2-5 \cdot 1,4^2=5(1,6-1,4)(1,6+1,4)=3 метра.

Oтвет: 3

9. Исаак Ньютон

Трава на всем лугу растет одинаково густо и быстро. Известно, что 70 коров поели бы ее за 24 дня, а 30 коров – за 60 дней. Сколько коров поели бы всю траву за 96 дней? Предполагается, что коровы поедают траву равномерно.

Pешение:

Пусть M кг – масса травы, которая уже есть на лугу. Так как трава растет одинаково густо и быстро, то за каждый день вырастает одинаковое количество травы.

Обозначим за x кг/день – скорость роста травы. Каждый день масса травы на лугу увеличивается на x килограмм.
Пусть одна корова съедает в день y кг травы. Тогда 70 коров съедят за день 70\cdot y кг травы.

Представим, что 70 коров пришли на луг, на котором уже есть трава (и ее M килограмм по всему лугу). Коровы едят траву, но при этом трава продолжает расти со скоростью x кг в день. Запишем условие: 70 коров поели бы всю траву за 24 дня:

M+24x=24 \cdot 70 \cdot y

Слева в уравнении – количество выросшей на лугу травы. Справа – количество травы, скушанной коровами, и они равны друг другу.
Пусть n – количество коров, которые поели бы всю траву за 96 дней.

\left\{\begin{matrix}M+24x=24\cdot 70 \cdot y \\M+60x=60 \cdot 30 \cdot y\\M+96x=96 \cdot n \cdot y \end{matrix}\right.\left\{\begin{matrix}M+24x=1680 \cdot y\\M+60x=1800 \cdot y\\M+96x=96n \cdot y \end{matrix}\right.

Складываем три уравнения системы: 3M+180x=(3480+96n)\cdot y
Разделим обе части уравнения на 3: M+60x=1160\cdot y +32ny

Используя полученное уравнение и второе уравнение системы, получим:
1160\cdot y+32ny=1800\cdot y
32n=640
n=20

Oтвет: 20

10. Анна Mалкова

На рисунке изображены графики функций f(x)=ax^2+bx+c и g(x)=kx+d пересекаются в точках A и B. Найдите ординату точки B.

Pешение:

1) Начнем с функции g(x).

g(x) = kx + d

Если x=0, то g(x)=d, тогда d=-3 (ордината точки А, где g(x) пересекает ось ординат).

k - это тангенс угла между прямой y=kx+d и положительным направлением оси ОХ.

Берем выделенные (жирные) точки, достраиваем до прямоугольного треугольника и находим тангенс угла.

k=tg\alpha =\frac{16}{4}=4

g(x)= 4x-3

2) f(x)=ax^2+bx+c

График функции f(x) получен из графика y_1=x^2 сдвинутым на m единиц по горизонтали и на n по вертикали растяжением в a раз вдоль оси ОУ.

Получили: f(x)=p(x-m)^2+n

В нашем случае: m=1; n=-5.

f(x)=a(x-1)^2-5. Подставив f(0)=-3, найдем a=2.

3) Найдём точки пересечения прямой и параболы.
Получим уравнение:

2(x-1)^2-5=4x-3

2x^2-4x-3=4x-3

2x^2-8x=0

\left[\begin{array}{ccc}x=0\\x=4 \\\end{array}\right. \\

x=0 - это абcцисса точки A

x=4 - это абcцисса точки B

Ответ: 4

11. Анна Малкова

Найдите наименьшее значение функции y=x^2-6x+11 на отрезке [-1;1].

Pешение:

y=x^2-6x+11=x^2-6x+9+2=(x-3)^2+2,

график этой функции получен из графика функции y=x^2 сдвигом на три единицы вправо и на две единицы вверх.

Данная функция на отрезке [-1; 1] монотонно убывает и поэтому наименьшее значение функции достигается в правом конце отрезка.

y_{min}=y(1)=6

Oтвет: 6

Часть 2. Задания с развернyтым ответом

12.

а) Решите уравнение 2cos^2x+5sinx=5

б) Найдите все корни уравнения на отрезке [-\frac{\pi}{2};2\pi]

Pешение:

2cos^2x+5sinx=5

а) Согласно основному тригонометрическому тождеству, \cos^2x+sin^2x=1. Выразим \cos^2x.

2(1-\sin^2 x)+5\sin x=5

2-2 \sin^2 x+5 \sin x - 5 = 0

-2\sin^2x+5\sin x-3=0

2 \sin^2 x-5\sin x +3=0

Сделаем замену \sin x=t, |t|\leq 1

2t^2-5t+3=0

D=(-5)^2-4\cdot 2\cdot 3=25-24=1, \sqrt{D}=1

\left[\begin{array}{ccc}t_1=1\\t_2=\frac{3}{2} \\\end{array}\right. \\; так как |t|\leq 1, подходит только корень t_1=1.

Тогда \sin x=1x=\frac{\pi}{2}+2\pi n,n\in Z

б) Найдем корни уравнения на отрезке [-\frac{\pi}{2};2\pi] с помощью двойного неравенства.

-\frac{\pi}{2} \leq \frac{\pi}{2} + 2\pi n\leq 2\pi

Разделим обе части неравенства на \pi.

-\frac{1}{2} \leq \frac{1}{2}+2n\leq2

Вычтем \frac{1}{2} из обеих частей неравенства.

-1 \leq 2n\leq 1,5

Разделим на 2 обе части неравенства:

-0,5 \leq n\leq 0,75

Единственное целое решение – это n=0. Тогда x=\frac{\pi}{2} – это единственный корень, который принадлежит отрезку [-\frac{\pi}{2};2\pi].

Oтвет: \frac{\pi}{2}

13. Анна Малкова

В основании четырехугольной пирамиды SABCD лежит прямоугольник ABCD, в котором AB = 4 , BD = 4\sqrt{2}. Известно, что SB = \sqrt{11}, SA = SC = 3\sqrt{3}.

а) Докажите, что ребро SD перпендикулярно прямой AC .

б) Найдите диаметр шара, описанного вокруг пирамиды SABCD.

Pешение:

а) Так как по условию AB=4, BD=4\sqrt{2}, то прямоугольник ABCD – квадрат.
Рассмотрим \triangle ASB:
SA=3\sqrt{3}=\sqrt{27} (по условию)
AB=4, SB=\sqrt{11} (по условию), тогда SA^2=AB^2+SB^2.
Для треугольника \triangle ASB выполняется теорема Пифагора, следовательно, он прямоугольный,
\angle ABS=90^{\circ}.
Аналогично, \triangle BSC– прямоугольный, \angle CBS=90°.
Значит, SB\perp AB, SB\perp BC =>SB\perp (ABC) по признаку перпендикулярности прямой и плоскости.
SB – высота прямоугольной пирамиды SABCD.
Так как ABCD – квадрат, AC \perp BD =>BD – проекция SD на плоскость (ABC). По теореме о трех перпендикулярах, AC\perp SD.
б) Найдем диаметр шара, описанного вокруг пирамиды SABCD
Проведем AA_1\parallel SB, DD_1\parallel SB, CC_1\parallel SB и получим прямоугольный параллелепипед ABCDA_1SC_1D_1.
Пусть O – точка пересечения его диагоналей, SD \cap AC_1=O,
Точка O равноудалена от всех вершин параллелепипеда, в том числе от A, B, C, D и S, и является центром шара, описанного вокруг пирамиды SABCD.
Диаметр этого шара:
D=SD=\sqrt{BD^2+SB^2}=\sqrt{32+11}=\sqrt{43}

Ответ: \sqrt{43}

14. Решите неравенство: \left|x^2-2x\right| < \left|x+4 \right|.

Решение:

Так как обе части неравенства неотрицательны, то их можно возвести в квадрат. Получим:
(x^2-2x)^2 < (x+4)^2
Перенесем все в левую часть и воспользуемся формулой разности квадратов
(x^2-2x)^2 &lt< (x+4)^2(x^2-2x)^2-(x+4)^2 < 0

(x^2-2x-x-4)(x^2-2x+x+4) < 0

(x^2-3x-4)(x^2-x+4) < 0.

Найдем нули каждого множителя. Для этого решим квадратные уравнения
x^2-3x-4=0 и x^2-x+4=0.

1) Корни уравнения x^2-3x-4=0 – это x = - 1 и x = 4.

x^2-x+4=0 - нет решений, D < 0. Значит, x^2-x+4 > 0 для всех x.

Получим: x^2-3x-4 < 0.

(x+1)(x-4) < 0. Решив квадратичное неравенство, получим ответ.

Ответ: (-1;4)

15. Гражданин положил в банк определенную сумму денег под фиксированный процент годового дохода. За первые два года сумма вклада возросла на 60 тысяч рублей, а за третий год – еще на 49 тысяч рублей. Какой была первоначальная сумма вклада? Ответ выразите в тысячах рублей.

Pешение:

Пусть первоначальная сумма вклада равна S, банк начисляет р процентов годовых, и тогда к концу первого года вклад увеличивается в k = 1+ \frac{p}{100} раза.

К концу второго года вклад увеличится в k^2 раз, к концу третьего – в k^3 раз.

S \cdot k^2 = S + 60,

S \cdot k^3 = S + 109.

Мы получили два уравнения и две неизвестных.

Из первого уравнения: S \cdot (k^2 - 1) = 60,

Из второго: S \cdot (k^3 - 1) = 109.

Разложим по формулам сокращенного умножения k^2 - 1 = (k-1) \cdot (k+1)
и (k^3 - 1) = (k-1) \cdot (k^2 +k+1), а затем поделим второе уравнение на первое:

\frac{k^2+k+1}{k+1}=\frac{109}{60};

\frac{k^2}{k+1}=\frac{49}{60};

60k^2-49k-49=0 ;

D = 49^2 + 4\cdot 49\cdot 60 = 49 ( 49 + 240) = 49 \cdot 289 =

=(7\cdot 17)^2 = 119^2

k=\frac{49+119}{120}=\frac{168}{120}=1,4;

p = 40 (процентов); S=\frac{60}{k^2-1 } = \frac{60}{0,96}= 62,5.

Ответ: 62,5

16. Анна Малкова

Окружности с центрами O_{1} и O_{2} касаются внешним образом в точке K. Прямая AB касается первой окружности в точке A, а второй — в точке B. На отрезке AB взята точка N так, что NK – общая внутренняя касательная к обеим окружностям.

а) Докажите, что углы O_1NO_2 и AKB равны.
б) Пусть E – точка пересечения AK и O_1N, F – точка пересечения BK и O_2N, радиусы окружностей равны 8 и 2. Найдите EF.

Pешение:

а) Докажем, что \angle O_1NO_2=∠AKB.

Заметим, что AN=NK=NB как отрезки касательных, проведённых из точки N.

Покажем, что \angle AKB=90°.

Точки A, K и B равноудалены от точки N.
Следовательно, они лежат на окружности с центром в точке N, причем AB – диаметр этой окружности. Тогда \angle AKB=90° как опирающийся на диаметр.

б) Найдём EF.

\triangle ANK– равнобедренный, NK=NA.

Центр окружности, вписанной в угол, лежит на биссектрисе угла, поэтому NE – биссектриса и высота \triangle ANK, \angle NEK=90°.

Аналогично, \angle NFK=90°, значит, NEKF– прямоугольник. Диагонали прямоугольника равны, поэтому EF=NK.

EF=NK=\frac{1}{2} AB AB=\sqrt{(R+2)^2-(R-2)^2})=\sqrt{4Rr}=2\sqrt{Rr};

EF= NK=\frac{2\sqrt{Rr}}{2}=\sqrt{Rr}= 4.

Ответ: 4

17. Анна Малкова

При каком значении параметра a система

\left\{ \begin{array}{c}2\leq y \leq 2+\sqrt[]{6x-x^2-5} (1) \\\sqrt[]{(x-1)^2+(y-a)^2}+\sqrt[]{(x-5)^2+(y-a)^2}=4 (2) \\\sin \pi x=0 \\\sin \pi y=0 \end{array}\right.

имеет наибольшее количество решений? Найдите эти решения.

Pешение:

Решим систему графически в системе координат Х; Y. Начнем со второго уравнения системы.

Вспомним, что уравнение отрезка \begin{bmatrix}AB\end{bmatrix}, концы которого – точки A (x_A; y_A) и B (x_B; y_B) имеет вид:

\sqrt{(x-x_A)^2+(y-y_A)^2}+\sqrt{(x-x_B)^2+(y-y_B)^2)}=\sqrt{(x_B-x_A)^2+(y_B-y_A)^2)}

В левой части этого длинного уравнения – сумма расстояний от точки M с координатами (x;y) до точек A (x_A; y_A) и B (x_B; y_B). В правой – расстояние между точками A и B.
с координатами (x;y) до точек A (x_A; y_A) и B (x_B; y_B). В правой – расстояние между точками A и B.
Пара чисел (x;y) соответствует координатам любой точки этого отрезка.
Кратко это можно записать: |AM|+|BM|=|AB|, и это значит, что точка M лежит на отрезке \begin{bmatrix}AB\end{bmatrix}.

В нашем случае точки A и B имеют координаты: A(1;a); B(5;a). Расстояние между этими точками равно 4. Первое уравнение задает отрезок AB. Ордината точек A и B равна параметру a. Можно сказать, что это отрезок длины 4, который, в зависимости от параметра a, может быть расположен выше или ниже на координатной плоскости.

Разберемся с неравенством (1).
Уравнение y=\sqrt{R^2-(x-a)^2}+b задает верхнюю полуокружность, центр которой – в точке с координатами (a;b), а радиус равен |R|.
Значит, неравенство (1) задает область, ограниченную прямой y=2 и полуокружностью \sqrt{(4-(x-3)^2)}+2c центром в точке P(3;2) и радиусом равным 2.
Решим уравнения \sin \pi x=0 и \sin \pi y=0.
Решения первого уравнения: x=n.
Решения второго уравнения: y=k, где k и n- целые.
Следовательно, уравнения \sin \pi x=0 и \sin \pi y=0 задают бесконечное множество точек, обе координаты которых – целые числа.
Обратите внимание: переменные x и y независимы, и поэтому мы используем две целые переменные, n и k.

Будем передвигать отрезок, заданный вторым уравнением, вверх-вниз по горизонтали в зависимости от параметра a. Концы этого отрезка – точки A(1;a); B(5;a). Если a < 2, то отрезок не имеет общих точек с областью, заданной первым неравенством. При a = 2 он пересекает эту область по ее границе, и система имеет ровно 5 решений, соответствующих точкам A, K, P, N, B. Если a = 3, то решений всего три. При a = 4 остается только одно решение, при a > 4 исходная система не имеет решений. Значит, в случае a=2, система имеет наибольшее число решений, а именно 5.
Ответ: a=2, решения: (1;2); (2;2); (3;2); (4;2); (5;2).

18. В живом уголке четыре ученика кормят кроликов. Каждый кормит нескольких (хотя бы одного) кроликов, но не всех. Первый ученик дает порцию по 100 грамм, второй – по 200 г, третий – по 300 г., а четвертый – по 400 г.
а) Может ли оказаться, что кроликов было 15 и все они получили одинаковое количество корма?
б) Может ли оказаться, что кроликов было 15 и все они получили различное количество корма?
в) Какое наибольшее количество кроликов могло быть в живом уголке, если каждый ученик насыпал корм ровно четырем кроликам и все кролики получили разное количество корма?

Решение:
а) Ответ: да, может. Например, первый и четвертый ученики кормят семь кроликов. Каждый из этих семи кроликов получает по 100 + 400 = 500 г корма. Второй и третий ученики кормят восьмерых оставшихся кроликов, которые также получат по 200 + 300 = 500 г корма.

б) Ответ: нет, не может.
Пусть среди кроликов есть «счастливец», которого покормили все школьники. Он получил максимально возможное количество корма, равное 100 + 200 + 300 + 400 = 1000 г.

Среди кроликов также может быть «невезучий», которого никто не покормил. Он получил 0 грамм корма. Значит, количество корма для одного кролика может принимать 11 значений: 0, 100, 200, 300… 1000 грамм.
Поскольку кроликов 15, а возможных значений только 11, среди этих пятнадцати найдутся кролики, получившие одинаковое количество корма.

в) Если каждый ученик насыпал корм четверым кроликам, то всего ученики раздали кроликам
4∙ (100 + 200 + 300 + 400) = 4000 г. корма.

В пункте (б) мы выяснили, что всего может быть 11 различных значений для количества корма, которое получил кролик. Но если 11 кроликов получают различное количество корма, то общее количество корма равно
0 + 100 + 200 +…+ 1000 = 5500 грамм. Это на 1500 грамм больше, чем 4000 грамм.

Значит, накормить 11 кроликов, соблюдая все условия пункта (в), школьники не смогут.
Вариант с 10 кроликами также невозможен: даже если среди кроликов не будет того, который получил 1000 г, все равно не хватает 500 г корма.

Получается, что число кроликов не больше, чем 9. Мы оценили количество кроликов. Приведем пример, когда кроликов именно 9.

Варианты 1000 г и 500 г отсутствуют. Все условия задачи выполнены – каждый ученик покормил 4 кроликов, и все кролики получили различное количество корма.

Ответ:
а) да
б) нет
в) 9

 

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «ЕГЭ-2023 Вариант 1, решения» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 23.09.2023