Видеоразбор: https://www.youtube.com/watch?v=jvXj7e6TfHE;t\&t=1s
и https://www.youtube.com/watch?v=-OLWM0opafc&t;t\&t=6s
Часть 1. Задания с кратким ответом
1. Четырехугольник вписан в окружность с диаметром
, сторона
равна 8. Найдите тангенс угла
.
Решение:
Четырехугольник - вписан вокружность, угол
– прямой, так как опирается на диаметр
.
;
, из прямоугольного треугольника
:
по теореме Пифагора.
- вписанный угол, он равен половине дуги
.
На эту дугу также опирается вписанный угол . Значит,
.
Тогда
Ответ: 0,75
2. Анна Малкова
Найдите объем восьмигранника, изображенного на рисунке, если – квадрат со стороной 5,
– точка пересечения его диагоналей, отрезок
перпендикулярен плоскости
,
.
Решение:
Восьмигранник, изображенный на рисунке, состоит из двух равных четырехугольных пирамид: и
.
Объем пирамиды равен:
Тогда
Ответ: 100.
3. За наблюдаемый период на 90% всех дней приходилась ясная погода. Гидрометцентр в тот же период предсказывал верную погоду в 74 случаях из 100, причем в 80% всех случаев, когда на день приходилась ясная погода, предсказания Гидрометцентра сбывались. Сколько процентов среди пасмурных дней составляют те, в которых Гидрометцентр предсказал правильную погоду?
Решение:
Пусть из дней 90% дней – ясная погода, а 10% дней – пасмурная.
Тогда солнечных дней , а пасмурных
.
Предсказание Гидрометцентра сбывалось, если
1) была предсказана ясная погода, и она оказалась ясной, или
2) если была предсказана пасмурная погода, и она оказалась пасмурной.
Первому случаю соответсвуют дней (предсказана ясная погода, была ясная).
Пусть – доля случаев, когда была предсказана пасмурная погода и она оказалась пасмурной.
Тогда второму случаю соответсвует дней.
Получим:
.
Сократим на х, не равный нулю, и найдем .
Если доля случаев равна 0,2, то это составяляет 20% от числа случаев.
Ответ: 20
4. За наблюдаемый период на 90% всех дней приходилась ясная погода. Гидрометцентр в тот же период предсказывал верную погоду в 74 случаях из 100, причем в 80% всех случаев, когда на день приходилась ясная погода, предсказания Гидрометцентра сбывались. С какой вероятностью погода оказалась пасмурной в тот день, когда Гидрометцентр предсказал пасмурную погоду?
Решение:
Возьмем период 1000 дней.
Из них 900 ясные, 100 пасмурные.
Была ясная и предсказана ясная: дней.
Значит, была ясная, а предсказана пасмурная дней.
Была пасмурная, предсказана пасмурная: 20 дней = .
(так как из предыдущей задачи 0,2 – вероятность того, что погода предсказана пасмурная и была пасмурная).
Всего дней, когда предсказана пасмурная погода, .
Из них 20 дней действительно была пасмурная погода, .
Ответ: 0,1
5. Решите уравнение: .
Если корней несколько, в ответе запишите сумму корней.
Решение:
Сгруппируем слагаемые:
Сделаем замену переменной:
Тогда
Получим уравнение:
или
Вернемся к переменной .
1)
, уравнение имеет 2 корня.
По теореме Виета, сумма корней этого уравнения
2)
Уравнение имеет 2 корня, их сумма
Получаем:
Ответ: -3
6. Вычислите: .
Решение:
Мы воспользовались формулами приведения.
Ответ: -2
7. На рисунке изображен график непрерывной функции и касательные
и
, проведенные к ее графику в точках
и
. Найдите отношение значений производной функции
в точках
и
.
Решение:
Найдём значения производных в точках и
с помощью графика.
, где
- угол наклона касательной к графику функции в точке с абсциссой
.
Для точки :
Для точки :
Отношение производных:
Ответ: 0,15
8. Датчик сконструирован таким образом, что его антенна ловит радиосигнал, который затем преобразуется в электрический сигнал, изменяющийся со временем по закону
,где
- время в секундах,амплитуда
, частота
⁄с, фаза
.
Датчик настроен так, что если напряжение в нём не ниже чем 1 В, то загорается лампочка. Какую часть времени (в процентах) на протяжении первой секунды после начала работы лампочка будет гореть?
Решение:
По условию, ,
⁄c,
. Найдем решения неравенства, удовлетворяющие условию
.
Сделаем замену переменной: . Получим:
. Отметим решения неравенства на единичной окружности:
⇒
. Это соответствует первой секунде.
Посмотрим, какую часть из первой секунды лампочка будет гореть. Это значит, что выполняется условие: .
Найдём, какую часть первой секунды лампочка будет гореть:
Первой секунде соответствует отрезок от 45° до 195°, это 150°
Из них лампочка горит от 45° до 150°, это =105°.
% =
% =
%
Ответ: 70
9. Кристалл, находясь в стадии формирования, равномерно наращивает свою массу. Наблюдая формирование двух кристаллов, заметили, что за год первый кристалл увеличил свою первоначальную массу на 4%, а второй на 5%, в то время как прирост массы первого кристалла за 3 месяца оказался равным приросту массы второго кристалла за 4 месяца. Какой была первоначальная масса первого кристалла, если известно, что после тогокак масса каждого из кристаллов увеличилась на 20 г, отношение массы первого кристалла к массе второго кристалла стало равно 1,5? Ответ выразите в граммах.
Решение:
Составим таблицу.
Пусть граммов. - первоначальная масса 1-го кристалла, а
гр. - первоначальная масса 2-го кристалла, тогда
граммов- увеличение массы за год 1-го кристалла, а
граммов - увеличение массы за год 2-го кристалла.
3 месяца – это четвёртая часть года, поэтому 1-й кристалл увеличится на граммов.
4 месяца –это третья часть года, тогда 2-й кристалл увеличится на граммов.
По условию задачи, прирост массы первого кристалла за 3 месяца равен приросту массы второго кристалла за 4 месяца.
Получим первое уравнение:
После того как масса каждого из кристаллов увеличилась на 20 г, отношение массы первого кристалла к массе второго кристалла стало равно 1,5.
Получим второе уравнение:
Решаем систему уравнений:
⇔
⇔
⇔
⇔
⇔
Получили, что 100 граммов - первоначальная масса 1-го кристалла.
Ответ: 100
10. На рисунке изображен график функции , где
- целые.
Найдите .
Решение:
Это график функции .
.
Ответ: 359
11. Найдите точку максимума функции .
Решение:
Найдем производную функции и приравняем ее к нулю.
В этом выражении множитель всегда положителен.
Производная равна нулю, если или
.
При производная равна нулю и меняет знак с минуса на плюс, это точка минимума.
При производна равна нулю и меняет знак с плюса на минус, это точка максимума функции. Запишем это значение в ответ.
Ответ: 10
Часть 2. Задания с развернутым ответом
12. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Решение:
а) Разложим по формуле косинуса суммы.
.
Теперь разложим по формуле синуса двойного угла.
. И вынесем
за скобки.
Произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
Решим первое уравнение: ,
Решим второе уравнение.
пусть ;
;
,
;
;
, не подходит.
;
,
или
,
Ответ a) ,
или
,
б) Найдем корни на отрезке с помощью двойных неравенств.
1)
;
2)
;
3)
, нет целых чисел в указанном промежутке.
Ответ: a) ,
;
,
б) ;
13. В основании прямой призмы лежит прямоугольный треугольник
, у которого угол
равен 90°, угол
равен 30°,
. Диагональ боковой грани
составляет угол 30° с плоскостью
.
а) − высота треугольника
. Докажите, что угол
− прямой.
б) Найдите высоту призмы.
Решение:
а) Прямая перпендикулярна прямой
по условию. Прямая
перпендикулярна плоскости
, так как призма прямая. Значит, прямая
перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости
, в том числе и прямой
. Таким образом, прямая
перпендикулярна двум пересекающимся прямым плоскости
;
по признаку перпендикулярности прямой и плоскости.
Тогда прямая перпендикулярна любой прямой плоскости
, в частности и прямой
;
.
б) ;
;
;
Из пункта а) следует, что прямая является проекцией прямой
на плоскость
.Угол между прямой
и плоскостью
– это угол между этой прямой и ее проекцией на плоскость
, то есть
,и по условию он равен
.
Найдём высоту из треугольника
.
В треугольнике катет
лежит напротив угла
,
– гипотенуза, следовательно,
.
В треугольнике катет
лежит напротив угла
, поэтому гипотенуза
.
В треугольнике с прямым углом
катет
равен
.
По теореме Пифагора для треугольника :
,
.
Ответ: б) .
14. Решите неравенство: .
Решение:
Найдем ОДЗ:
⇔
⇔
Для получим:
⇔
⇔.
Мы воспользовались свойствами степеней.
Разложим на множители левую часть неравенства.
⇔
Применим метод замены множителя:
Множитель заменим на множитель
:
И еще раз применим этот метод.
Множитель заменим на
,
а множитель заменим на
.
Оценим .
⇒
, тогда
,
.
Решим неравенство методом интервалов:
Решения неравенства:
Сучетом ОДЗ получаем:
.
Ответ:
15. Анна Малкова
В марте 2001 года Антон открыл в банке счет под 5% годовых, с условием начисления процентов за каждый год нахождения денег на счете, и внес на этот счет 100 тысяч рублей.
Антон решил, что каждый год сумма на его счете должна увеличиваться на одну и ту же величину по сравнению с предыдущим годом, и неуклонно следовал этому правилу. Для этого в некоторые годы он добавлял деньги на счет сразу после начисления процентов, а в некоторые – снимал со счета сразу после начисления процентов.
В марте 2021 года, после очередного начисления процентов и соответствующих действий Антона, на счете было ровно 300 тысяч рублей. Обозначим – сумму, которую он за все эти годы дополнительно внес на счет, а
– сумму, которую он за все эти годы снял со счета. Найдите разницу между
и
.
Решение:
Пусть – первоначальный размер вклада,
– сумма на которую ежегодно увеличивается вклад:
тыс.рублей,
тыс. рублей
, где r = 5.
Схема роста вклада:
Пополнения вклада (могут быть положительны или отрицательны)
…
Общая сумма пополнений:
(тыс.рублей)
Обратите внимание, что для вычисления 1 + 2 + 3 +...+ 20 и 1 + 2 + 3 +...+ 19 мы пользуемся формулой суммы арифметической прогрессии.
Ответ: 5 тысяч рублей
16. Высоты равнобедренного треугольника с основанием
пересекаются в точке
, угол
равен 30 градусов. Луч
второй раз пересекает окружность
, описанную вокруг треугольника
, в точке
.
а) Докажите, что – биссектриса угла
.
б) Отрезок пересекает окружность
в точке
. Найдите
, если
.
Решение:
а) Пусть ,
и
– высоты треугольника
.
– прямоугольный,
,
,
Тогда (как вписанные углы, опирающиеся на дугу
).
– прямоугольный,
, тогда
=>
– биссектриса
.
Кроме того, – правильный (
, высота
является биссектрисой);
.
б) ,
. Найдем
.
По теореме синусов из :
Заметим, что из точки проведены к окружности секущие
и
; по свойству отрезков секущих
; поскольку
, получается, что
.
Значит, треугольник – правильный.
Тогда .
Из по теореме синусов:
;
,
Если в задаче встретится или
- не надо пугаться! Просто применяем формулы тригонометрии.
;
Ответ:
17. При каких значениях параметра уравнение
имеет решения?
Решение:
.
Применим формулу косинуса двойного угла.
Введём замену переменной: ; причем
;
.
Уравнение примет вид:
. Оно равносильно системе:
Мы хотим найти, при каких значениях параметра р система имеет решения на отрезке [-1; 1].
Выразим из второго уравнения:
.
Исследуем функцию на отрезке [-1; 1] при
. Найдем область значений этой функции.
Производная функции: ,
, если
. При этом
– точка максимума, а
– точка минимума функции
.
Заметим, что на интервале значение производной отрицательно, функция p(t)на этом интервале монотонно убывает.
Отрезок [-1; 1] лежит внутри указанного интервала.
Значит, на отрезке [-1; 1] функция монотонно убывает.
Найдем значения функции при
и
.
,
.
Осталось исключить значение , соответствующее
. Получим, что
.
Значит, на отрезке [-1; 1] функция принимает все значения от -12 до 12, кроме .
Мы нашли, при каких р существуют решения исходного уравнения. Это объединение интервалов
.
Ответ: ..
18. Возрастающие арифметические прогрессии и
состоят из натуральных чисел.
а) Существуют ли такие прогрессии, для которых ?
б) Существуют ли такие прогрессии, для которых ?
в) Какое наибольшее значение может принимать произведение ,
если ?
Решение:
Рассмотрим арифметические прогрессии
Пусть – разность первой прогрессии,
– разность второй прогрессии,
а) Да, существуют.
Запишем равенство в виде:
Раскроем скобки:
Пусть .
возьмем ,
. Прогрессии имеют вид:
первый:
второй:
Равенство выполняется,
.
б) Предположим, что .
,
,
, значит,
или
- противоречие и условие
,
. Значит, предположение было неверно
в) Пусть .
Как и в пункте (б), запишем это равенство в виде
,
Отсюда .
Найдем наибольшее значение выражения
Пусть ,
,
Мы получим, что
, тогда
, поскольку
и
(обе арифметические прогрессии возрастающие).
. Это оценка.
Приведем пример, когда .
Возьмем две арифметические прогрессии с разностями и
.
Поскольку ,
,
; пусть
,
. Подойдут прогрессии
и
. Для них
,
.
Ответ:
а) да
б) нет
в) 300
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «ЕГЭ-2023 Вариант 5, решения» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена: 29.09.2023