Slider

Ольга Гущина в «Известиях»: «Галопом по Европам: на изучение литературы в школе не хватает времени»

Наш преподаватель русского языка и литературы Ольга Гущина дала интервью изданию «Известия»!

Недавний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что россияне старше 18 лет активно читают художественную литературу. Считается, что любовь к книге должна прививать в том числе школа. Но как в реальности обстоят дела в этой сфере в учреждениях среднего образования — разбирались «Известия».

Претензии к школьной программе возникают часто, особенно когда дело касается гуманитарных дисциплин, не предполагающих строгого следования одной концепции. Так происходит и с литературой. Кому-то здесь не хватает свободы творчества, кому-то — единого стандарта, одни хотят серьезно сократить список произведений, другие — расширить. В любом случае недовольных хватает.

С тем, что проблем есть, согласны и учителя. В частности, их беспокоит, что интерес школьников к предмету падает. «По моему опыту, детям не хватает «интересных» текстов в программе, — рассказала «Известиям» Анна Гаушус, преподаватель литературы Центра образования «Коалиция». — Достаточно посмотреть на то, какие литературные паблики популярны в «ВКонтакте»: есть замечательное исследование социолога Любови Борусяк, которое представляет статистику популярности в соцсетях страниц, посвященных поэтам, и выявляет, что молодые люди читают и репостят стихи Бродского, Есенина и Маяковского, которые не проходят в школе, — вероятно, если бы они вошли в программу, детям захотелось бы рассказать их наизусть, написать по ним сочинение, обсудить их на уроке».

Хотелось бы школьникам и расширить жанровое своеобразие школьной программы — включить детективы и фантастику, которые тоже часто оказываются за бортом, больше внимания уделить зарубежным писателям. Пойти навстречу ученикам мешают не столько консервативные взгляды педагогов (в современной школе трудится немало молодых и прогрессивно мыслящих учителей)­, сколько острый дефицит учебного времени.

Даже к работе с программными произведениями преподаватели часто не успевают подойти грамотно. «Чтобы картина была по-настоящему полной, урок должен включать обсуждение биографии автора, исторических событий, свидетелем которых он стал, восприятие произведения критикой», — рассказывают в «Коалиции».

Вместо этого преподаватель зачитывает на уроке идейно-тематический анализ текста, лишая учеников возможности подумать над собственным восприятием. В результате всякое желание знакомиться с произведением ближе пропадает.

В старших классах время литературы еще больше сокращается — его «отбирает» русский язык, по которому всем придется сдавать ЕГЭ. О расширении списка изучаемых авторов и произведений в таком случае говорить не приходится. И хотя в образовательные стандарты могут входить даже писатели XXI века, добраться до них нет никакой возможности. Иногда литературу в 11-м классе приходится заканчивать «Мастером и Маргаритой» или «Тихим Доном». А это значит, что неохваченными остаются почти 80 лет.

Довольно часто решить эту проблему предлагают за счет облегчения программы. «Школьникам дают слишком сложные для понимания произведения, в результате молодые люди вообще не понимают, что происходит и зачем, — считает писатель Константин Щемелинин. ­— Вот произведение «Война и мир» Лев Толстой начал писать в 37 лет, а до этого несколько месяцев жил в Европе, воевал, женился, пережил смерть родного брата. Вот люди, которые имеют такой же жизненный багаж, как Лев Толстой, поймут «Войну и мир», а дети, которых в школе заставляют ее проходить, — нет».

Чтобы сэкономить время, преподаватели также заменяют обсуждение книги просмотром фильма. Такой подход Ирина Прокофьева, преподаватель русского и литературы с почти 40-летним стажем, считает неверным. «Это может быть только отрывок, — пояснила «Известиям» Прокофьева. — Я, например, люблю показывать фрагмент из старого фильма «Мастер и Маргарита» и нового, а потом сравнивать их, обсуждать, какой фильм лучше и почему. Так можно вызвать вопросы, мысли у учеников. Но полностью фильм книгу не заменит».

Трудно воспринимается, по словам педагогов, и поэзия. Однако исключение ее из программы сложно назвать верным выходом из сложившейся ситуации. «Для ребенка XXI века выучить стихотворение наизусть, что мы когда-то делали легко и просто, стало большой сложностью, — рассказывает «Известиям» Елена Куликова, учитель русского языка и литературы международной школы Russian International School. — Чтобы заинтересовать учеников, мы стараемся сделать уроки более интерактивными, хотя порой это очень непросто — ученик сейчас очень искушенный».

Большую роль здесь играет личность учителя, его увлеченность предметом. «Если он любит и понимает то, что делает, то сможет найти подход к подрастающему поколению и объяснить вечные ценности на доступном им языке», — считает Куликова.

С этим согласна и Ольга Гущина, преподаватель образовательного центра «ЕГЭ-студия Анны Малковой». «Индивидуальный подход учителя всегда должен быть на первом месте в преподавании литературы, он должен быть заложен в методику преподавания изначально, — уверена Гущина. — Важна вовлеченность учеников в процесс. Вещая «в стену», нельзя дождаться отклика. Ученикам хочется обратной связи, сотворчества, возможности высказать свое мнение, быть услышанным. В огромной степени это может только литература. Ученики ждут не порции сведений и литературоведческого анализа, а разговора о взаимоотношениях, о жизни, о себе с умным, добрым взрослым человеком».

Однако и здесь снова встает вопрос времени. Вносить что-то новое в каждое занятие — необходимо, на этом строится интерес к занятию и учеников, и учителя, но сегодня это не так просто сделать.

«Современная школьная система крайне бюрократизирована, у преподавателя уходит масса сил и времени просто на то, чтобы вести электронные журналы, дневники, писать отчеты и программы, — рассказывает «Известиям» доктор филологических наук и доцент РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Балакшина. — При таком отношении к образованию никаких сил и творческой энергии на то, чтобы каким-то особым образом эту литературу преподавать, я думаю, просто не остается».

Так, от литературы по-прежнему требуют быть воспитательницей нравственности и инструментом познания, хотят видеть ее увлекательной, полезной, актуальной. Для этого, безусловно, стоит и обновлять программы, и искать новые подходы, которые позволят школьникам самостоятельно мыслить. Но хватит ли на это времени — вопрос открытый.

Оригинал статьи здесь:  https://iz.ru/797909/mariia-rubnikovich/galopom-po-evropam-na-izuchenie-literatury-v-shkole-ne-khvataet-vremeni

Интенсивная подготовка

Бесплатные пробные ЕГЭ

Расписание курсов

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)
                       +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

Полный онлайн-курс подготовки к ЕГЭ по математике. Структурировано. Четко. Без воды. Сдай ЕГЭ на 100 баллов!

Смотреть

Для нормального функционирования и Вашего удобства, сайт использует файлы cookies. Это совершенно обычная практика.Продолжая использовать портал, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Позвоните мне

Все поля обязательны для заполнения

Отправить

Премиум

Вся часть 2 на ЕГЭ по математике, от задачи 13 до задачи 19. То, о чем не рассказывают даже ваши репетиторы. Все приемы решения задач части 2. Оформление задач на экзамене. Десятки реальных задач ЕГЭ, от простых до самых сложных.

Видеокурс «Премиум» состоит из 7 курсов  для освоения части 2 ЕГЭ по математике (задачи 13-19). Длительность каждого курса - от 3,5 до 4,5 часов.

  1. Уравнения (задача 13)
  2. Стереометрия (задача 14)
  3. Неравенства (задача 15)
  4. Геометрия (задача 16)
  5. Финансовая математика (задача 17)
  6. Параметры (задача 18)
  7. Нестандартная задача на числа и их свойства (задача 19).

Здесь то, чего нет в учебниках. Чего вам не расскажут в школе. Приемы, методы и секреты решения задач части 2.

Каждая тема разобрана с нуля. Десятки специально подобранных задач, каждая из которых помогает понять «подводные камни» и хитрости решения.  Автор видеокурса Премиум - репетитор-профессионал Анна Малкова.

Получи пятерку

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Сразу после оплаты вы получите ссылки на скачивание видеокурсов и уникальные ключи к ним.

Задачи комплекта «Математические тренинги - 2019» непростые. В каждой – интересные хитрости, «подводные камни», полезные секреты.

Варианты составлены так, чтобы охватить все возможные сложные задачи, как первой, так и второй части ЕГЭ по математике.

Как пользоваться?

  1. Не надо сразу просматривать задачи (и решения) всех вариантов. Такое читерство вам только помешает. Берите по одному! Задачи решайте по однойи старайтесь довести до ответа.
  2. Если почти ничего не получилось – начинать надо не с решения вариантов, а с изучения математики. Вам помогут книга для подготовки к ЕГЭи Годовой Онлайн-курс.
  3. Если вы правильно решили из первого варианта Маттренингов 5-7 задач – значит, знаний не хватает. Смотри пункт 1: Книгаи Годовой Онлайн-курс!
  4. Обязательно разберите правильные решения. Посмотрите видеоразбор – в нем тоже много полезного.
  5. Можно решать самостоятельно или вместе с друзьями. Или всем классом. А потом смотреть видеоразбор варианта.

Стоимость комплекта «Математические тренинги – 2019» - всего 1100 рублей. За 5 вариантов с решениями и видеоразбором каждого.