previous arrow
next arrow
Slider

Занятия в группах эксперта ЕГЭ по физике Н. Л. Точильниковой

Первое занятие я начинаю с короткого опроса по формулам и простым задачам. Это помогает мне определить уровень учеников и, если есть такая возможность, подобрать в группу ребят с примерно одинаковой подготовкой.

В начале каждого занятия я очень кратко даю теорию: только основные формулы и определения. Остальное — в задачах.

Начинаем с простого. Как правило, с части «А» ЕГЭ по физике. Я разбираю несколько задач, потом даю аналогичную для самостоятельного решения. Смотрю, как справляются мои ученики, при необходимости исправляю, подсказываю, даю советы.

Так постепенно доходим до части «С».

Если ребята сильные, можно не задерживаться на части «А» и практически сразу переходить к «В» и «С». А задачи из «А» войдут в домашнее задание. То, что не получилось, разберём на следующем занятии.

Но совсем игнорировать «А» нельзя, поскольку там много вопросов на малоизвестные школьникам нюансы теории, которые обязательно надо разобрать.

Каждые два-три занятия я провожу опросы по формулам, потому что незнание формул — это одна из основных причин трудностей в решении задач. И шпаргалки тут не спасают. Формулы надо держать в голове, чтобы ориентироваться в них и понимать, в каком случае, какую формулу следует применить.

В конце занятий, когда все темы пройдены, я разбираю с ребятами несколько вариантов ЕГЭ разных лет. С начала и до конца.

Литература

Лучше всего нам подойдут пособия по подготовке к ЕГЭ с круглой печатью «Разработано ФИПИ». Почему именно они?

Дело в том, что задачи вариантов ЕГЭ повторяются из года в год и кочуют из варианта в вариант. Подобные пособия, разработанные ФИПИ, — это базы данных по таким задачам. Именно эти задачи в различных интерпретациях и дают на экзамене. Хотя отсюда не следует, что не появляется новых задач.

Но выучивать решения задач из книги, разработанной ФИПИ, все равно бессмысленно. Нужно понимание.

Дело в том, что попавшаяся на экзамене задача может быть очень похожей, но иначе сформулированной - и следовательно, имеющей другое решение и ответ. Например, из года в год и из варианта в вариант переходит задача о планете Плюк. Но могут попросить найти массу планету Плюк, могут плотность, а могут период обращения её спутника.

Поэтому в качестве факультативных стоит использовать задачники с печатью «Допущено ФИПИ». Они в меньшей степени отражают подбор экзаменационных задач, и в большей — вкус и творческий потенциал автора, зато расширяют кругозор учеников.

Из разработанных ФИПИ задачников я рекомендую следующие:

М. Ю. Демидова, И. И. Нурминский. ЕГЭ-2008 (2009, 2010). Физика. Экзаменационные задания.

Из допущенных ФИПИ лучше всего иметь:
Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов. ЕГЭ 2009 (2010). Физика: сборник заданий.

Для подготовки к задачам уровня «С» полезны задачник Бендрикова с лебедем, раком и щукой на обложке и задачник Гольдфарба. Иногда составители ЕГЭ предлагают в части «С» задачи один к одному из этих классических задачников.

Кроме того, и это самое главное — у меня много материалов реальных ЕГЭ по физике. Я буду раздавать эти материалы на занятиях.