Что делать, если вам – например, на Профильном ЕГЭ по математике – встретилось не квадратное уравнение, а кубическое? Или даже уравнение четвертой степени? Ведь для уравнений третьей, четвертой и более высоких степеней нет таких простых формул, как для квадратного уравнения.
В этой статье – способы решения сложных алгебраических уравнений. Замена переменной, разложение на множители, группировка, использование симметрии, однородности, деление многочлена на многочлен. Они вполне могут встретиться на ЕГЭ и олимпиадах в уравнениях, неравенствах и задачах с параметрами.
Также мы рассматриваем применение свойств функций, метод оценки, выделение полного квадрата, графический способ.
Вспомним основные понятия.
Корень уравнения – такое число, которое мы можем подставить вместо переменной в уравнение и получить истинное равенство.
Например, число 3 – корень уравнения 2x = 6.
Решить уравнение – значит найти его корни или доказать, что их нет.
Равносильными называются уравнения, множества решений которых совпадают. Другими словами, у них одни и те же корни.
Например, уравнения и
равносильны. Их корни совпадают:
или
В этой статье мы рассмотрим рациональные уравнения. В них переменная х входит в целой степени. Стандартный вид такого уравнения: слева многочлен, справа ноль.
Например, уравнение первой степени имеет вид , где
По-другому оно называется линейным уравнением, и вы с ним хорошо знакомы.
Уравнение второй степени приводится к виду , где
Это квадратное уравнение, и с ним тоже все просто.
Уравнение третьей степени имеет вид , где
В общем виде такие уравнения n-й степени можно записать так:
, где х — переменная,
— некоторые числа, причём
Теорема. Уравнение n-й степени имеет не более n действительных корней.
Это значит, что у квадратного уравнения не более двух корней. У уравнения третьей степени не более трех корней.
Как же найти эти корни?
Метод замены переменной
Замена переменной – ключ к решению многих задач.
Самый простой пример – биквадратное уравнение.
Так называется уравнение вида . Оно решается с помощью замены
, где
1. Решим уравнение .
Решение:
Сделаем замену , тогда
или
Значение переменной не удовлетворяет условию замены, так как
Значит,
Ответ:
2.Решим уравнение
Решение:
Пусть Это уравнение имеет два корня:
или
. Оба корня отрицательны и не удовлетворяют условию
. Значит, исходное уравнение не имеет действительных корней.
Ответ:
Такой символ означает, что корней нет, множество корней исходного уравнения является пустым.
3. Решим уравнение:
Решение:
Если приводить обе части к одному знаменателю, получим уравнение четвертой степени. Вряд ли мы с ним справимся.
Сделаем замену Тогда
С новой переменной уравнение стало проще:
Умножим обе части на 10t. Получим квадратное уравнение:
Корни этого уравнения: или
Вернемся к переменной
Если , то
Отсюда
Дискриминант этого уравнения отрицателен, корней нет.
Если , то
Получим квадратное уравнение для
:
У этого уравнения два корня: или
Это ответ.
4. Решим уравнение
Решение:
Мы видим, что выражение в уравнении встречается дважды. Хорошо бы обозначить его новой переменной, сделать замену.
Введем новую переменную
Уравнение примет вид: или
Возвращаемся к переменной х:
У нас появилось новое обозначение: - знак совокупности.
Такой знак означает «или».
Мы получили совокупность из двух квадратных уравнений.
Решим эти уравнения по очереди.
2) Уравнение не имеет корней. Его дискриминант отрицателен.
Ответ: 1; 0,25
5. Решим уравнение
Решение:
Не будем спешить раскрывать скобки. Ведь раскрыв их, мы получили бы уравнение четвертной степени.
Посмотрим на уравнение внимательно.
На координатной прямой точки 1; 3; –5; –7 расположены симметрично относительно точки
Сделаем замену , тогда
.
Тогда:
Мы выразили все «скобки», то есть все множители, через новую переменную. Вот что это дает:
И еще одна замена: .
Обычное квадратное уравнение. Замечательно!
Подберем его корни по теореме Виета. Заметим, что
; отсюда
,
.
Если , то
нет решений.
Если , то
Тогда
или
Если , то
.
Если , то
.
Ответ: 4; –8.
Дальше – еще интереснее.
6. Решите уравнение
Решение:
Сделаем замену . То, что в правой части в скобках, заменили на новую переменную.
.
Получили квадратное уравнение:
Если , то
Если , то
Ответ:
Метод разложения на множители
Этот метод удобен, когда в правой части уравнения стоит ноль, а в левой – выражение, зависящее от переменной.
Произведение двух или нескольких множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а остальные при этом не теряют смысла.
7. Решим уравнение .
Конечно, не нужно перемножать все «скобки». Левая часть уравнения равна нулю, если х=0 или х=2 или х=3 или х=5. Все эти значения переменной – корни уравнения.
Ответ: 0; 2; 3; 5.
8. Решим уравнение
Решение:
Вынесем за скобки ,то есть разложим левую часть на множители.
Ответ:
Мы записали корни уравнения в виде множества из двух значений переменной, -2 и 0. Это одна из возможных форм записи ответа.
Метод разложения на множители часто применяется вместе с методом группировки.
Метод группировки слагаемых
9. Решите уравнение
Решение:
Разложим левую часть уравнения на множители. Сгруппируем слагаемые:
Первые два слагаемых – сумма кубов. Применим формулу: . Получим:
.
Произведение двух (или нескольких) множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю.
Записывается это так:
Ответ: -2; 1; 4.
Здесь мы тоже использовали знак совокупности.
Запись читается как «
или
или
».
Решая уравнения и особенно неравенства, мы будем постоянно пользоваться знаками системы и совокупности. Мы записываем решения в виде цепочки равносильных переходов. Для сложных уравнений и неравенств это единственный способ прийти к ответу и не запутаться.
10. Решите уравнение
Решение:
Разложим левую часть уравнения множители методом группировки.
Ответ:
11. Решите уравнение
Решение:
Сгруппируем слагаемые:
А если сделать замену ?
Тогда .
Получаем квадратное уравнение: . Удачная замена!
Если , то
,
.
Ответ: .
Подбор целого корня и деление многочлена на многочлен уголком
Рассмотрим еще один метод решения уравнений третьей, четвертой и более высоких степеней.
12. Решите уравнение
Решение:
Разложить левую часть на множители с первой попытки не удается.
Оказывается, если уравнение третьей (четвертой, пятой…) степени имеет целые корни, то находятся они среди делителей свободного члена (слагаемого, не содержащего x). В данном случае – среди целых делителей числа 24.
Выпишем целые делители числа 24:
1; –1; 2; –2; 3; –3; 4; –4; 6; –6; 8; –8; 12; –12; 24; –24
Подставляя их по очереди в уравнение, при получаем верное равенство:
Это значит, что левую часть уравнения можно разложить на множители:
, где
.
Чтобы найти , поделим выражение
на
. В столбик. Так же, как мы делим друг на друга числа.
Немного непривычно, да? Потренируйтесь – у вас получится!
Ответ: 2; 3; 4.
13. Решите уравнение
Решение:
Разложить на множители? Но как? И замена не видна сразу. Посмотрим на уравнение внимательно. Его коэффициенты: 1, - 5, 4, - 5, 1.
Такое уравнение называется симметрическим, или возвратным.
Разделим обе его части на . Мы можем это сделать, поскольку
не является корнем нашего уравнения.
Теперь группируем слагаемые:
Сделаем замену .
Тогда
Получили уравнение . Легко!
Ответ:
14. Решите уравнение
Решение:
Разделив обе части уравнения на , получим:
Группируем слагаемые:
Сделаем замену , тогда
Наше уравнение примет вид:
Обратная замена:
Ответ:
Однородные уравнения
В школьном курсе математики проходят однородные показательные и однородные тригонометрические уравнения. Однородные алгебраические уравнения решаются тем же методом: делением на старшую степень.
15. Решите уравнение
Решение:
Это однородное уравнение. Разделим каждое слагаемое на при условии
.
Получим:
Выполним замену:
Получим уравнение:
Обратная замена приведет нас к совокупности квадратных уравнений:
Решим эти квадратные уравнения.
Мы сказали, что поделить обе части уравнения на можно, только если
Проверим, что будет, если
. Тогда
. Такое значение переменной не является корнем уравнения.
Ответ:
Рассмотрим еще одно однородное уравнение.
16. Решите уравнение
Решение:
не является корнем уравнения, поэтому разделим уравнение на
и получим
Замена приводит к квадратному уравнению:
Его корни
и
Обратная замена дает совокупность квадратных уравнений:
Решив эти квадратные уравнения, получаем корни:
Ответ:
Покажем еще несколько методов решения алгебраических уравнений. Они встречаются также в задачах с параметрами.
к оглавлению ▴Выделение полного квадрата
17. Решите уравнение
Решение:
В правой части уравнения сумма двух квадратов. Добавим и вычтем удвоенное произведение двух выражений:
Свернем полный квадрат по формуле сокращенного умножения.
Замена приведет уравнение к виду:
или
Обратная замена дает совокупность двух квадратных уравнений:
Корни первого из этих уравнений:
Второе уравнение не имеет корней, его дискриминант отрицателен.
Ответ:
Метод оценки
18. Решим уравнение
Решение:
Преобразуем правую часть уравнения:
Уравнение примет вид:
Оценим левую и правую части уравнения.
Так как то равенство выполняется, только если и левая, и правая его части равны нулю.
Уравнение равносильно системе:
;
Система решений не имеет.
Ответ: корней нет.
При решении мы пользовались следующей теоремой:
Теорема. Если в уравнении функция
ограничена сверху и
, а функция
ограничена снизу, причем
, то уравнение равносильно системе:
Если система решений не имеет, то у данного уравнения корней нет.
Читайте о том, как метод оценки применяется в задачах с параметрами.
к оглавлению ▴Использование свойств функций
Еще один нетривиальный метод решения уравнений – подобрать корень и доказать, что других корней нет.
Здесь нам поможет следующая теорема:
Теорема. Если в уравнении функция
является монотонно возрастающей, а функция
монотонно убывающей или постоянной, то уравнение не может иметь более одного корня.
19. Решите уравнение
Решение:
Левая часть уравнения представляет собой функцию, монотонно возрастающую при любом значении переменной х, т.к. является суммой монотонно возрастающих функций, а правая часть постоянна. Поэтому, если уравнения имеет корень, то он единственный.
Подбором находим, что т.к.
Ответ: -1.
20. Решите уравнение
Решение:
Функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), а правая часть постоянна. Уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим, что
— корень, так как
Других корней быть не может.
Ответ: 1.
Графический метод решения уравнений
Чтобы решить графически уравнение , строим в одной системе координат графики функций
и
и находим точки пересечения этих графиков. Абсциссы точек пересечения графиков — это корни уравнения
.
21. Решите графически уравнение
Решение:
Запишем уравнение в виде . Построим в одной системе координат графики функций
и
Графики функций пересекаются в единственной точке — корень уравнения, поскольку
Других корней нет.
Ответ: 2.
Список литературы:
1. О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. Домашний репетитор. Математика. Интенсивный курс подготовки к экзамену.
2. А. Г. Мордкович. Решаем уравнения.
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «Алгебраические уравнения и способы их решения. Уравнения третьей и четвертой степени» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена: 06.06.2023