previous arrow
next arrow
Slider

Нестандартные задачи ЕГЭ на среднее арифметическое

Среднее арифметическое двух или нескольких чисел равно сумме этих чисел, деленных на их количество:

\(m=\displaystyle \frac{x_{1}+x_{2}+...+x_{n}}{n}.\)

Если в задаче ЕГЭ на числа и их свойства вам встретилось среднее арифметическое число - удобнее перейти от него к сумме чисел.

1. На доске написано \(11\) различных натуральных чисел. Среднее арифметическое шести наименьших из них рано \(5\), а среднее арифметическое шести наибольших равно \(15...\)

а) Можно ли наименьшее из этих одиннадцати чисел разделить на \(3\)?

б) Можно ли среднее арифметическое всех одиннадцати чисел равняться \(9\)?

в) Пусть \(B\) - шестое по величине число, а \(S\) - среднее арифметическое всех одиннадцати чисел. Найдите наибольшее значение \(S-B\).

Решение:

а) Пусть на доске написаны числа \(x_{1}, x_{2}, ..., x_{11}\), причем \(x_{1}<  x_{2}<  ... x_{11}\).

По условию, среднее арифметическое шести наименьших чисел равно \(5\).

Значит, сумма шести наименьших чисел \(Z_{6}=x_{1}+x_{2}+ ... +x_{6}=30\).

Предположим, что \(x_{1}=3\).

Поскольку числа различны, \(Z_{6}\geq  3+4+5+6+7+8; \; Z_{6}\geq 33\).

Мы получили противоречие, и \(x_{1}\) не может быть равно \(3\).

б) Поскольку среднее арифметическое шести наибольших чисел равно \(15\), их сумма равна \(90\).

Имеем:

\(x_{1}+x_{2}+ ... +x_{6}=30;\)

\(x_{6}+x_{7}+ ... +x_{11}=90.\)

Сложим эти два равенства, получим, что \((x_{1}+x_{2}+...+x_{11})+x_{6}=120.\)

Обозначим \(x_{1}+x_{2}+...+x_{11}=Z_{11}\). Это сумма всех \(11\) чисел на доске.

Предположим, что среднее арифметическое всех \(11\) чисел равно \(9\).

Тогда их сумма \(Z_{11}=99\), и \(x_{6}=120-99=21.\)

Значит, \(x_{6}+x_{7}+x_{8}+ ... +x_{11}\geq 21+22+...+26.\)

\(x_{6}+x_{7}+x_{8}+ ... +x_{11}\geq \displaystyle \frac{21+26}{2}\cdot 6\) (по формуле арифметической прогрессии).

\(x_{6}+x_{7}+x_{8}+ ... +x_{11}\geq141.\)

По условию, \(x_{6}+x_{7}+x_{8}+ ... +x_{11}=90.\)

Мы снова получили противоречие, и значит, среднее арифметическое всех \(11\) чисел не может быть равно \(9\).

в) Пусть \(x_{6}=B,\)

\(\displaystyle \frac{x_{1}+x_{2}+ ... +x_{11}}{11}=S\) - среднее арифметическое всех \(11\) чисел.

Найдем наибольшее значение выражения \(S-B\).

По условию,

\(x_{1}+x_{2}+ ... +x_{5}+B=30;\)

\(B+ x_{7}+ ... +x_{11}=90;\)

\(x_{1}+x_{2}+ ... +x_{11}=11S.\)

Отсюда \(11S+B=120\) и \(S-B=\displaystyle \frac{120-12B}{11}.\)

В самом начале речения задачи мы записали, что \(x_{1}<  x_{2}<  ... x_{11}.\)

Перейдем от строгих неравенств к нестрогим (напомним: это один из приемов, помогающий в решении задачи 19).

\(B> x_{5}\Rightarrow B\geq x_{5}+1;\)

\(x_{5}\geq x_{4}+1\), тогда \(B\geq x_{5}+1\geq x_{4}+2.\)

Получим:

\(x_{5}\leq  B-1;\)

\(x_{4}\leq  B-2;\)

\(x_{3}\leq  B-3;\)

\(x_{2}\leq  B-4;\)

\(x_{1}\leq  B-5.\)

Тогда \(x_{1}+x_{2}+x_{3}+x_{4}+x_{5}\leq 5B-15;\)

\(x_{1}+x_{2}+x_{3}+x_{4}+x_{5}+B\leq 6B-15;\)

\(6B-15\geq 30;\)

\(6B\geq45;\)

\(B\geq \frac{15}{2}.\)

Поскольку \(B\) - целое, \(B\geq 8\). Это оценка.

Приведем пример для \(B=8\), написав на доске числа \(2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 40\). Все условия выполнены.

Тогда \(S-B=\displaystyle \frac{120-12B}{11}=S-B=\frac{120-96}{11}=\frac{24}{11}.\)

Ответ: а) Нет; б) Нет; в) \(8\).

2.  Последовательность \(a_{1}, a_{2}, ..., a_{6}\) состоит из неотрицательных однозначных чисел. Пусть \(M_{k}\) - среднее арифметическое всех членов этой последовательности, кроме \(k\)-го. Известно, что \(M_{1}=1, \; M_{2}=2\).

а) Приведите пример такой последовательности, для которой \(M_{3}=1,6\).

б) Существует ли такая последовательность, для которой \(M_{3}=3\)?

в) Найдите наибольшее возможное значение \(M_{3}\).

Решение:

Пусть \(a, b, c, d, e, f\) - члены последовательности.

\(M_{1}=\displaystyle \frac{b+c+d+e+f}{5}=1.\)

Значит, \(b+c+d+e+f=5.\)

\(M_{2}=2\), значит, \(a+c+d+e+f=10.\)

а) Пусть \(M_{3}=1,6\). Тогда \(a+b+d+e+f=1,6\cdot 5=8.\)

Обозначим \(d+e+f=p.\)

Получим систему уравнений:

\(\left\{\begin{matrix}
b+c+p=5, \\a+c+p=10,
\\a+b+p=8;
\end{matrix}\right. \;\) отсюда \(\left\{\begin{matrix}
a=b+5, \\c=b+2,
\\a=c+3.
\end{matrix}\right.\)

Возьмем \(b=1\). Тогда \(c=3, \; a=6, \; p=1.\)

Подойдет, например, набор чисел \(6; 1; 3; 0; 0; 1.\)

б) Как и в пункте (а), обозначим \(d+e+f=p\) и запишем систему уравнений. Если \(M_{3}=3\), то \(a+b+p=3\cdot 5=15.\)

\(\left\{\begin{matrix}
b+c+p=5, \\a+c+p=10,
\\a+b+p=15;
\end{matrix}\right. \;\) отсюда \(\left\{\begin{matrix}
a=b+5, \\c=b-5,
\\a=c+10.
\end{matrix}\right.\)

Мы получили противоречие с условием, поскольку \(a\), как и все члены последовательности, - число однозначное.

в) Найдем наибольшее возможное \(M_{3}\).

Система будет иметь вид:

\(\left\{\begin{matrix}
b+c+p=5, \\a+c+p=10,
\\a+b+p=5M_{3}.
\end{matrix}\right.\)

Обозначим \(5M_{3}=z\). Тогда:

\(\left\{\begin{matrix}
a-b=5, \\b-c=z-10,
\\a-c=z-5.
\end{matrix}\right.\)

Поскольку числа \(a, \; b, \; c\) - однозначные, разница между любыми двумя из них не превышает \(9\). Это значит, что \(z-5\leq 9; \; z\leq 14.\)

\(5M_{3}\leq 14, \; M_{3}\leq 2,8\). Это оценка.

Приведем пример, пользуясь условиями:

\(\left\{\begin{matrix}
a=b+5, \\b=c+4,
\\a=c+9.
\end{matrix}\right.\)

Подходят \(c=0, \; a=9, \; b=4.\)

Тогда \(p=d+e+f=1.\)

Пусть \(d=1, \; e=0, \; f=0.\) Получим последовательность: \(9, 4, 0, 1, 0, 0.\)

Для нее \(M_{3}=2,8.\)

3. В наборе \(70\) гирек массой \(1, 2, ..., 70\) граммов. Их разложили на кучки так, что в каждой кучке есть хотя бы одна гирька. Потом из второй кучки переложили одну гирьку в пурвую кучку. В результате средняя масса гирек в первой кучке увеличилась ровно на \(1\) грамм.

а) Могла ли первая кучка (до перекладывания) состоять из гирек с веcами \(11\) г, \(15\) г, \(19\) г?

б) Мог ли средний вес гирек в первой кучке до перекладывания равняться \(9,5\) грамма?

в) Какое максимальное количество гирек могло быть первоначально в первой кучке?

Решение:

Заметим, что правильнее говорить не о «весах», а о массе гирек. Именно они измеряются в граммах.

а) Нет, не могла.

Предположим, что в первой кучке были три гирьки массами \(11\), \(15\), \(19\) граммов.

Их средняя масса равна  \(\displaystyle \frac{11+15+19}{3}=15\) граммов, а общая масса \(11+15+19=45\) граммов.

Если добавить еще одну гирьку, их станет \(4\) штуки. В результате средняя масса гирек в первой кучке увеличится ровно на один грамм, то есть станет \(15+1=16\), а их общая масса станет \(16\cdot 4=64\).

Значит, добавили гирьку массой \(64-45=19\) - противоречие, так как гирька массой \(19\) граммов уже была в первой кучке. Поэтому ответ: нет, не могла быть.

б) Нет, не могла быть.

Пусть \(x\) - средняя масса гирек в первой кучке до перекладывания, и пусть их было \(n\) штук, тогда \(x=9,5\) и общая масса гирек в первой кучке равна \(9,5\cdot n\) граммов.

После перекладывания одной гирьки средняя масса гирек в первой кучке увеличилась ровно на один грамм, то есть стала \(9,5+1=10,5\) и гирек уже \(n+1\). Значит, общая масса стала \(10,5\cdot (n+1)\).

Получается, что добавили гирьку массой \(m=10,5\cdot (n+1)-9,5n=n+10,5\) - противоречие, так как все массы целые.

Ответ: нет, не могло быть.

в) Всего \(70\) гирек массой \(1, 2, 3, ..., 70\) граммов. Пусть в первой кучке было \(n\) гирек и средняя масса в первой кучке была \(x\), тогда их общая масса была равна \(x\cdot n\).

После того, как добавили одну гирьку, их стало \(n+1\), а их общая масса стала равна \((x+1)(n+1)\).

Значит, добавили гирьку массой \(m=(x+1)(n+1)-xn=x+n+1\).

Оценим массу гирьки, которую добавили.

У нас есть условия: \(m=x+n+1\) и \(1\leq m\leq 70\).

Общая масса гирек в кучке \(x\cdot n\geq 1+2+3+...+n\), в правой части неравенства - сумма \(n\) членов арифметической прогрессии.

Получим: \(x\cdot n\geq \displaystyle \frac{1+n}{2}\cdot n.\)

Обе части неравенства разделим на положительное \(n\). Так как, по условию задачи, в каждой кучке есть хотя бы одна гирька, \(n\geq 1\); получим \(x\geq \displaystyle \frac{1+n}{2}\).

Тогда \(m\geq \displaystyle \frac{1+n}{2}+n+1; \; m\geq \frac{3}{2}(n+1)\). Здесь \(m\) - масса гирьки, которую добавили, а добавить могли любое \(m\), что \(1\leq m\leq 70\).

Получили: \(\displaystyle \frac{3}{2}(n+1)\leq m\leq 70,\) тогда \(3n+3\leq 70\cdot 2; \; 3n\leq 137; \; n\leq \displaystyle \frac{137}{3}.\)

То есть \(n\leq 45\), так как \(n\) - целое.

Значит, \(n\leq 45\) - это оценка. Приведем пример для \(n=45\).

Берем гирьки \(1, 2, 3, ..., 45\). Их средняя масса \((1+2+3+...+45):45=\left (\displaystyle \frac{1+45}{2}\cdot 45\right ):45=23\) г.

Добавим гирьку массой \(\displaystyle \frac{3}{2}(45+1)=69\) г, тогда средняя масса стала:

\(\displaystyle \frac{23\cdot 45+69}{46}=\frac{23\cdot 45+23\cdot 3}{46}=\frac{23(45+3)}{46}=\frac{23\cdot 48}{46}=24=23+1\) граммов.

Ответ: а) Нет; б) Нет; в) \(45\).

При решении этих задач мы пользовались методом «Оценка плюс пример», сравнением с суммой арифметической прогрессии, а также работали с неравенствами.