Часть 1
Ответами к заданиям 1–10 являются число, слово, последовательность букв или цифр.
1. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами.
Лена написала текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ель, клен, осина, береза, магнолия, боярышник, лиственница – деревья».
Затем она вычеркнула из списка название одного из деревьев. Заодно она вычеркнула ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 10 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе название вычеркнутого дерева.
2. От разведчика было получено сообщение: 110011000011110100 В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, В, Л, О, Д; каждая буква кодировалась двоичным словом по таблице, показанной на рисунке. Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль.
3. Напишите наименьшее трехзначное число, для которого истинно высказывание:
НЕ (первая цифра нечётная) И (число делится на 5).
4. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F, G построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F, проходящего через пункт E.
5. У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:
1. умножь на b
2. прибавь 2
(b – неизвестное натуральное число)
Первая из них увеличивает число на экране в b раз, вторая увеличивает его на 2.
Известно, что программа 12212 переводит число 3 в число 97.
Определите значение b.
6. Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и k вводились следующие пары чисел:
(1, 1); (9, 4); (11, 9); (20, 1); (5, 3); (12, 6); (10, 2); (7, 1); (1, 8). Сколько было запусков, при которых программа напечатала «ДА»?
7. Файл flower.jpg был выложен в интернете по адресу http://pictures.ru/flower.jpg. Потом его переместили в каталог work на сайте nature.edu, доступ к которому осуществляется по протоколу ftp. Имя файла не изменилось. Укажите новый адрес указанного файла.
8. В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции некоторого сегмента сети. Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
Сколько страниц (в тыс.) будет найдено по запросу Эсминец?
9. На рисунке изображена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города И в город Г, проходящих через город К?
10. Выберите наименьшее из чисел: A816, 2518, 101100012. В ответе запишите выбранное число в десятичной системе счисления.
Часть 2
Задания этой части (11–15) выполняются на компьютере. Ответами к заданиям 11, 12 являются слово или число. Результатом выполнения заданий 13–15 является отдельный файл (для одного задания – один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы.
11. В одном из стихотворений, текст которого приведён в подкаталоге Поэзия, встречается словосочетание «пряный вечер». С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните название стихотворения.
12. Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога Поэзия? В ответе укажите только число.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.
13.1. Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге Крокодилы, создайте презентацию из трёх-четырёх слайдов на тему «Отряд Крокодилы». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о строении, среде обитания, размножении. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен, содержать иллюстрации и текст. Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.
13.2. Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом, курсивом и подчёркиванием. При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Текст сохраните в файле Углеводы.
Углеводы - обширный класс органических соединений, которые являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Эти соединения образуются растениями в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды. Углеводы выполняют разнообразные функции в живых организмах и составляют около 80 % сухой массы растений и 2 - 3 % массы животных.
ПРОДУКТЫ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ УГЛЕВОДОВ:
14. В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — номер школы учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задания
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Определите, чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся школы № 4? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F4 таблицы.
2. Определите, сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по информатике не менее 80 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F6 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа учеников школ 1, 2 и 3.
Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.
15.1. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно, снизу свободно, слева свободно, справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
Выполните задание.
На бесконечном поле имеются четыре стены, расположенные в форме прямоугольника. Длины вертикальных и горизонтальных стен неизвестны. Робот находится в верхнем левом углу прямоугольника. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные с внутренней стороны верхней и нижней стен. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен.
15.2. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4.
Пример работы программы: