Элементы астрофизики. Солнечная система, звёзды, галактики
В. З. Шапиро
Задание 24 ЕГЭ по физике – это основы астрофизики. Здесь необходимо выбрать несколько утверждений из пяти предложенных.
Для этого необходимо изучить диаграмму Герцшпрунга – Рессела: величины, отложенные по осям, и закономерности, которые отражены на диаграмме. Кроме того, надо обратить внимание на различия в средней плотности звёзд главной последовательности (порядка плотности воды), белых карликов и гигантов.
На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга – Рессела
Выберите все верные утверждения о звёздах.
1) | Радиус звезды Бетельгейзе почти в 1000 раз превышает радиус Солнца, а значит, она относится к сверхгигантам. |
2) | Плотность белых карликов существенно больше средней плотности гигантов. |
3) | «Жизненный цикл» звезды спектрального класса K главной последовательности более длительный, чем звезды спектрального класса В главной последовательности. |
4) | Температура поверхности звёзд спектрального класса G выше температуры поверхности звёзд спектрального класса А. |
5) | Звезда Антарес имеет температуру поверхности 3300 К и относится к звёздам спектрального класса А. |
Ответ: ___________________________.
Необходимая теория:
По горизонтальной оси диаграммы Герцшпрунга-Рессела отложены спектральные классы в порядке понижения температур звезд, начиная со спектрального класса О (очень горячие звезды) слева и заканчивая спектральным классом М (относительно холодные звезды) справа.
По вертикальной оси отложены светимости или абсолютные звездные величины. Каждая звезда имеет какую-то определенную абсолютную величину и относится к какому-то определенному спектральному классу, а потому может быть представлена точкой в определенном месте диаграммы. В среднем, чем горячее звезда, тем она ярче. Поэтому, чем левее находился на диаграмме спектральный класс исследуемой звезды (и значит, чем больше ее температура), тем выше оказывалась она по шкале абсолютных величин. В результате большинство звезд, нанесенных на диаграмму, расположилось по диагонали от верхнею левого угла к нижнему правому. Они образуют так называемую главную последовательность. По современной оценке, более 90% всех доступных нашему наблюдению звезд попадают на главную последовательность. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела даёт возможность найти абсолютную величину нужной звезды по её спектральному классу (особенно точно это работает для спектральных классов O—F), оценить её примерный возраст и представить ближайшее будущее и прошлое наблюдаемого объекта.
Проверим каждое из предложенных утверждений.
1. На главной последовательности располагаются звезды, радиусы которых сравнимы или немного превышают радиус Солнца. Радиус звезды Бетельгейзе почти в 1000 раз превышает радиус Солнца, поэтому, согласно диаграмме, она относится к сверхгигантам. Утверждение верное.
2. Массы белых карликов сравнимы с массой Солнца, а массы гигантов только в десятки раз превышают солнечную массу. По диаграмме видно, что белые карлики имеют диаметр порядка 0,01 солнечного, а гиганты — 10 солнечных. В соответствии с формулой плотности \(\rho=\frac{m}{V},\) это утверждение верное.
3. Звезда спектрального класса K главной последовательности имеет сравнимую с солнечной светимость \(10^0\), а светимость звезды спектрального класса В главной последовательности в тысячи раз превышает солнечную. Значит, звезда спектрального класса K медленнее тратит свою внутреннюю энергию и имеет более длительный «жизненный цикл». Утверждение верное.
4. В соответствии с диаграммой спектральному класс G соответствует температура около 5500 К, а спектральному классу А – температура 9000 К. Поэтому это утверждение неверное.
5. Точно также, как и в предыдущем утверждении, по диаграмме можно определить спектральный класс для соответствующей температуры. Указанной температуре 3300 К соответствует спектральный класс М. Поэтому это утверждение неверное.
Ответ: 1, 2, 3.
Секрет решения. Данное задание надо выполнять в строгом соответствии с прилагаемой диаграммой Герцшпрунга-Рессела. Но иногда встречаются задачи, в которых сама диаграмма не представлена. Запомнить последовательность спектральных классов можно по фразе «Один бритый англичанин финики жевал, как морковь». Первой букве каждого слова соответствует наименование спектрального класса в порядке понижения температуры.
«Один(О) бритый (В) англичанин (А) финики(F) жевал(G) как(K) морковь(M)».
Есть и еще одна «запоминалка»:
O, Be A Fine Girl, Kiss Me!
- Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной системы.
Название спутника | Радиус спутника, км | Радиус орбиты, тыс. км | Вторая космическая скорость, м/с | Планета |
Луна | 1737 | 384,4 | 2400 | Земля |
Фобос | ~12 | 9,38 | 11 | Марс |
Ио | 1821 | 421,6 | 2560 | Юпитер |
Европа | 1561 | 670,9 | 2025 | Юпитер |
Каллисто | 2410 | 1883 | 2445 | Юпитер |
Титан | 2575 | 1221,8 | 2640 | Сатурн |
Оберон | 761 | 583,5 | 725 | Уран |
Тритон | 1354 | 354,8 | 1438 | Нептун |
Выберите все верные утверждения, которые соответствуют характеристикам спутников.
1) | Объём Оберона примерно в 2 раза меньше объёма Европы. |
2) | Первая космическая скорость для искусственного спутника Луны составляет примерно 1,7 км/с. |
3) | Чем больше радиус орбиты спутника, тем больше масса планеты, вокруг которой он вращается. |
4) | Объём Луны больше объёма Европы. |
5) | Ускорение свободного падения на Фобосе составляет примерно 11 м/с2. |
Ответ: ___________________________.
Необходимая теория. Сила тяготения
Проверим каждое из предложенных утверждений.
1. Объем спутника можно рассчитать, используя формулу объема шара.
\(V = \frac{4}{3} \pi R^3.\) Подставляя данные из таблицы, проведем расчет.
Такой подробный расчет можно было заменить следующими рассуждениями.
Так как радиусы спутников отличаются в 2 раза , то объем Европы будет больше объема Оберона приблизительно в 8 раз.
Утверждение неверное.
2. Первая и вторая космические скорости связаны соотношением:
\(\nu_2 = \nu_1 \cdot \sqrt{2}\) Отсюда первая космическая скорость равна:
\(\nu_1 = \frac{\nu_2}{\sqrt{2}}.\) Проведем расчет.
3. Юпитер, у которого самая большая масса из предложенных в таблице планет, имеет спутник Ио, находящийся на орбите радиусом 421,6 тыс. км, а у Урана спутник Оберон имеет орбиту 583,5 тыс. км. Масса Урана значительно меньше массы Юпитера, поэтому это утверждение неверное.
4. Для сравнения объемов Луны и Европы проведение расчетов не требуется. Достаточно увидеть, что радиус Луны больше радиуса Европы, поэтому объем Луны также будет больше. Утверждение верное.
5. Ускорение свободного падения можно рассчитать по формуле:
\(g=\frac{v_1^2}{R},\) где \(v_1\) – первая космическая скорость, R – радиус спутника. Первую космическую скорость выразим через вторую \(\nu_1 = \frac{\nu_2}{\sqrt{2}}\) Проведем расчет
Утверждение неверное.
Ответ: 2, 4.
Секрет решения. Для решения подобных задач требуются прочные знания по темам «Закон всемирного тяготения», «Ускорение свободного падения», «Первая и вторая космические скорости». Кроме формул, надо уметь проводить «громоздкие» расчеты на калькуляторе и не забывать про перевод единиц измерения в систему СИ.