Сдай ЕГЭ! Бесплатные материалы для подготовки каждую неделю!
null
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
banner
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку. Значение слова

Задание № 2 предполагает определение лексического значения слова в контексте. Лексическое значение – это содержание слова, соотнесённость его с явлением реальной действительности. В русском языке есть однозначные слова, которые называют только один предмет (например, карандаш, мостовая, тротуар), а есть многозначные слова, имеющие несколько лексических значений (например, перо, котелок, крыло). Значение многозначного слова определяется в контексте.

За правильно выбранный ответ в задании № 2 вы получите 1 балл. Для верного выполнения вам необходимо перечитать текст и соотнести значение слова в тексте с теми значениями, которые представлены в словарной статье. Обратите внимание на то, что многозначное слово имеет в контексте только одно значение. Во время подготовки к экзамену необходимо пользоваться современными толковыми словарями, научиться правильно и рационально читать их словарные статьи.

Разберём пример:

(1) До ХIII века пищу варили и ставили на стол в одних и тех же горшках. (2) Ели из глиняных или деревянных мисок. (3) По мере того как усложнялась повседневная жизнь, расширялось жилище, появилось специальное помещение для кухни и столовой, изменилась и посуда – в одной только готовили, в другой подавали на стол.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значение слова СТОЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

СТОЛ, -а, м.

1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный с. Письменный с. Рабочий с.
2. Предмет специального оборудования или часть станка сходной формы. Операционный с.
3. Ед. Питание, пища. Диетический с. Мясной с.

Обратите внимание: в данном примере после самого слова в словарной статье указано окончание существительного в родительном падеже (-а), а курсивом обозначен род имени существительного – в данном случае это мужской род (м).
Итак, перечитайте микротекст и соотнесите значение слова «стол» в этом микротексте со тремя значениями, указанными в словарной статье. Не забывайте ориентироваться на приведённые в словарной статье примеры (они даны курсивом). Становится понятное, что в тексте речь не идёт об «операционном столе» или «пище». В этом примере нам подходит именно первое значение: ‘предмет мебели’, а пример «обеденный стол» подтверждает наше предположение.

РАЗБОР ЗАДАНИЯ №2

В тексте выделено пять слов. Необходимо указать варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Может быть два, три и четыре правильных ответов.

Ты, Книга, чистое мое, светлое мое, золото певучее, обещание, мечта, зов дальний, –

О, призрак нежный и случайный,
Опять я слышу давний зов,
Опять красой необычайной
Ты манишь с дальних берегов!..

Ты, Книга! Ты <…> не обманешь, не ударишь, не обидишь, не покинешь! Тихая – а смеёшься, кричишь, поёшь; покорная – изумляешь, дразнишь, заманиваешь; малая – а в тебе народы без числа; пригоршня буковок, только-то, а захочешь – вскружишь голову, запутаешь, завертишь, затуманишь, слёзы вспузырятся, дыхание захолонёт, вся-то душа, как полотно на ветру, взволнуется, волнами восстанет, крылами взмахнёт! А то чувство какое бессловесное в груди ворочается, стучит кулаками в двери, в стены: задыхаюся! выпусти! – а как его, голое-то, шершавое, выпустишь? какими словами оденешь? Нет у нас слов, не знаем! Как всё равно у зверя дикого, али у слеповрана, али русалки – нет слов, мык один! А книгу раскроешь – и там они, слова, дивные, летучие:

О, город! О, ветер! О, снежные бури!
О, бездна разорванной в клочья лазури!
Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами!..

(Т. Толстая. Кысь)

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) МЕЧТА. О том, что нереально, неосуществимо. Пустая мечта.
2) ПРИГОРШНЯ.  Ладони, сложенные горстью. Пить воду пригоршнями.
3) ДЫХАНИЕ. О признаках близких перемен (в природе, жизни). Дыхание зимы.
4) ДИКИЙ. Живущий на воле, в отличие от домашнего. Дикие гуси.
5) ДИВНЫЙ. Чудный, прекрасный, восхитительный. Дивная музыка.
Ответ:

В данном задании правильными ответами будут цифры 4 и 5.

В четвёртой строчке сопоставляем пример (курсив) из задания с примером в тексте: дикие гуси и дикий зверь сопоставимы, поэтому отмечаем четвёрку в качестве правильного ответа.

В пятой строчке смотрим, можем ли мы подставить определения «прекрасный, чудный, восхитительный» к существительному «слова»: чудные слова, прекрасные слова. Правильный ответ – 5.

Автор: И.А. Кривенкова

Поделиться страницей

Это полезно

Теория вероятностей на ЕГЭ-2025 по математике
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
ЕГЭ Математика
Олимпиада ОММО:
100 баллов за 5 задач