Решая задачи на числа и их свойства, то есть задачи под №18 Профильного ЕГЭ по математике, мы часто пользуемся методом «Оценка плюс пример».
А чтобы сделать оценку нужной нам величины, надо уметь работать с неравенствами. И знать простые правила.
1.Мы можем складывать между собой неравенства одного знака.
«Одного знака» - значит, что в обоих неравенствах знак < или > или ≤ или ≥.
А вот вычитать из одного неравенства другое мы не можем. Просто нет такого действия.
Например, из тех же неравенств и
мы можем получить:
Просто умножили второе неравенство на – 1. Теперь можно их сложить:
2) Если и
то
и это значит, что
Посмотрим, как применить эти правила в решении задачи 18 (на числа и их свойства).
1. Каждый из группы учащихся сходил в кино или в театр, при этом возможно, что кто-то из них мог сходить и в кино, и в театр. Известно, что в театре мальчиков было не более от общего числа учащихся группы, посетивших театр, а в кино мальчиков было не более
от общего числа учащихся группы, посетивших кино.
а) Могло ли быть в группе 10 мальчиков, если дополнительно известно, что всего в группе было 20 учащихся?
б) Какое наибольшее количество мальчиков могло быть в группе, если дополнительно известно, что всего в группе было 20 учащихся?
в) Какую наименьшую долю могли составлять девочки от общего числа учащихся в группе без дополнительного условия пунктов а и б?
Во многих задачах №19 Профильного ЕГЭ по математике есть возможность сделать «заготовку» на все 3 ее пункта. То есть ввести переменные (целые) и решать систему уравнений или неравенств.
Пусть — число мальчиков,
— число девочек в группе.
Пусть мальчиков сходили в театр,
мальчиков сходили в кино,
девочек сходили в театр,
девочек сходили в кино.
Число мальчиков, посетивших театр, не больше, чем от общего числа учащихся группы, посетивших театр. В наших переменных это будет выглядеть так:
Число мальчиков, посетивших кино, не более от общего числа учащихся группы, посетивших кино.
Отлично, у нас два неравенства с переменными . А вопрос о другом – сколько мальчиков может быть в группе. И среди этих мальчиков кто-то мог посетить театр, кто-то кино, а кто-то, возможно, побывал и в театре, и в кино.
И поэтому .
Где взять сумму ? Обе части неравенства
умножим на 2. И сложим получившееся с неравенством
Получим: .
Теперь девочки. Все, что мы можем сказать, — что и
.
Получаем:
, то есть
.
Вот мы и сделали «заготовку» для решения и первого, и второго, и даже третьего пункта задачи.
a) Может ли быть 10 мальчиков в группе из 20 учащихся? — Да, может. Вот пример:
В театр сходили 3 мальчика и все 10 девочек, в кино — остальные 7 мальчиков и 10 девочек. Все условия выполнены:
б) Предположим, что в группе из 20 учащихся имеется не менее 11 мальчиков: . Тогда
. Имеем:
,
. Получили противоречие с неравенством
. Значит, число мальчиков не больше 10. С учётом пункта а) приходим к выводу, что наибольшее возможное количество мальчиков в группе равно 10.
в) Найдем наименьшую долю девочек от общего числа учащихся в группе.
Перепишем неравенство следующим образом:
Мы нашли, что, доля девочек не меньше . Это оценка (о методе «Оценка плюс пример» читай здесь)
Осталось привести пример, когда доля девочек равна .
Пусть в группе 9 мальчиков и 8 девочек. Театр посетили 3 мальчика и 8 девочек, в кино сходили 6 мальчиков и 8 девочек. Все условия выполнены:
Следовательно, наименьшая возможная доля девочек равна .
Ответ:
а) да
б) 10
в)
2. Известно, что — попарно различные двузначные натуральные числа.
а) Может ли выполняться равенство ?
б) Может ли дробь быть в 11 раз меньше, чем сумма
?
в) Какое наименьшее значение может принимать дробь если
и
?
Слово «попарно» в условии задачи означает только то, что все числа
– разные.
а) Пример подобрать легко. Предположим, что , где
— различные двузначные натуральные числа.
Да, равенство может выполняться. Например:
,
здесь .
б) Предположим, что
Ура, у нас уравнение в целых числах с 4 неизвестными. Как решать уравнения в целых числах – читай здесь.
Поскольку – различные двузначные числа,
и
– трёхзначные. Тогда
в) Пусть >
,
>
,
.
Найдем наименьшее возможное .
Кстати, у нас теперь уравнение с 5 неизвестными. Забавно, правда?
Запишем условия и
в виде нестрогих неравенств. Мы помним, что это один из секретов решения задачи 19.
,
.
Тогда
,
.
Выделим целую часть: (Секреты решения задачи 19)
.
Ну вот, теперь переменная зависит всего от двух переменных,
и
.
Поскольку и
– двузначные,
.
Значит, ,
, отсюда
.
Так как и
– целые, получим:
,
.
Вернемся к оценке для .
, так как
. Теперь
зависит от всего лишь одной переменной
.
Преобразуем правую часть неравенства, чтобы выделить целую часть:
Значит, .
У нас есть оценка . Но она ничего нам не даст – можете проверить! А вот условие, что число
– двузначное, то есть
, нам поможет.
Поскольку ,
и
.
Равенство достигается, если
Наименьшее возможное равно
.
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «Работа с неравенствами в задаче 18 Профильного ЕГЭ по математике» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена: 08.05.2023