Как заставить ребенка учиться
Анна Малкова
Эта статья – для тех родителей, которые действительно любят своих детей, но не знают, как им помочь. Ребенок не учится. Ему неинтересно в школе. Домашнюю работу он не делает. На все вопросы отвечает: «А зачем мне это?» Как же заставить дитя учиться? Кажется, уже все перепробовано, а результата нет!
Хорошо, а что именно «перепробовано»? Что обычно делают родители, чтобы заставить ребенка учиться?
- Ругают и грозятся лишить каких-нибудь благ. «Если ты не будешь учиться, я тебе не куплю айфон!» - говорят они.
Ребенок вообще не понимает, что за странная торговля. «Я же учусь! – рассуждает он. – Я же в школу хожу!»
- Пытаются сами вмешаться в процесс. Контролируют оценки, стараются объяснить ребенку алгебру или химию, которые в последний раз видели лет 20 назад. Результат один – отрицательный.
- Нанимают репетитора - строгого контролера, и даже «репетитора-няньку». Того, кто будет сидеть рядом с ребенком, смотреть, как он буквы пишет, контролировать и наставлять. И опять не получается! Репетитор старается – а ребенок не заинтересован!
Так есть ли вообще ответ на этот вопрос - как заставить учиться?
Есть такая пословица: «Ковбой может отвести лошадь к воде, но не может заставить ее пить».
Может быть, стоит посмотреть глубже? Почему ребенок не учится? Ведь малыш постоянно задает родителям вопросы. Подростку интересен окружающий мир. А старшекласснику нравится еще и утверждать себя в мире. Учиться хочется, потому что это круто!
- Может быть, в какой-то момент ребенок перестал верить в свои силы? Он хотел, но чувствовал, что не дотягивает. И сказал себе: «Ну и ладно! Не нужна мне эта математика!»
Очень часто у детей не хватает уверенности, потому что просто не хватает знаний. Просто не получается. И мотивация уменьшается.
Я репетитор со стажем более 20 лет. И я хорошо понимаю детей, которые не хотят учиться. Когда-то я тоже не хотела!
Я помню, как пришла в 1 класс, мне дали букварь, а я уже умела читать. Я подумала: «Какая глупая книжка!» Я пошла к учительнице, чтобы отдать ей букварь и пойти домой. Меня задержали и оставили в школе на 10 лет : -)
Сначала я просто сидела, смотрела в окно, получала тройки, и три месяца чувствовала себя полной неудачницей. Когда мне ставили эти тройки в 1 классе, мне уже совсем не хотелось идти в школу.
Я тогда после уроков гуляла с одним мальчиком из 2 класса. Однажды я пришла за ним в класс, а он сказал, что гулять не пойдет, потому что ему надо переписывать контрольную. Я у него забрала учебник, спросила, какая задача, посмотрела и вдруг поняла, как ее решать! Я ему очень быстро и правильно объяснила, как решать, а он надулся и перестал со мной дружить : -) А я поняла, что у меня есть способности к математике!
Я поверила в себя, и мне стали ставить пятерки. И после этого мне их в школе ставили всегда, хотя я ничего особенного не делала, просто слушала и отвечала вовремя.
Мне повезло – я вдруг поняла, что у меня все получается!
Но кто мешает нам, взрослым, стать такими добрыми волшебниками для своих детей?
Не заставлять. Не ругать. Зачем, если им уже все тройки поставили? Создать такую ситуацию, где обязательно получится! Хороший внимательный репетитор выстраивает именно такие сценарии для ребенка. И тогда он начинает верить в свои силы. Ведь получается же!
Я всю жизнь работаю со старшими школьниками. Но у меня есть рекомендации и для родителей дошкольников.
Сейчас считается, что надо как можно быстрее научить малыша считать, писать и читать. И никто не может ответить на вопрос – зачем?
Буквы. Детские книжки, чтобы сам читал. Айпад. Смартфон. Как будто родители дают ребенку все это, чтобы он от них поскорее отстал. А что если просто пойти с ребенком на прогулку? И просто рассказывать! Разве мы глупее смартфона или, страшно сказать, автора детской книжки?
В детстве я любила гулять с папой. Если мы сидели на песке у озера, папа делал солнечные часы и рассказывал мне, как Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Папа спрашивал меня, почему фонтан бьет вверх – ведь вода в речке просто так вверх не поднимается! Рассказывал о созвездиях и о том, почему звезды выглядят мерцающими, а планеты – нет. Спрашивал, что я буду делать, если вдруг заблужусь в лесу или отстану от поезда. Тогда мне все было интересно. И сейчас тоже.
И сейчас в группе старшеклассников я легко могу выделить детей, с которыми много занимались в детстве. У них более развитая речь, потому что папа или бабушка с ними разговаривали. У них лучше с пространственным воображением, потому что мама с ними рисовала. И уверена, что их не заставляли учиться – они сами этого хотели.