Чтобы правильно выполнить это задание на ЕГЭ по русскому языку, надо понять «правила игры», о которых мы вам расскажем. Наши подсказки значительно упростят вашу работу.
Итак, последнее задание. В нем встречается то, что вы уже повторили раньше, в других заданиях. Это намного облегчает работу.
Формулировка задания:
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной
жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________
(предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных
мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения
17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное
отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое
средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной»
в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы»
в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
Список терминов:
1) книжная лексика
2) эпитет
3) противопоставление
4) разговорная лексика
5) анафора
6) олицетворение
7) вводное слово
8) синонимы
9) сравнительный оборот
Вчитайтесь в формулировку задания. Вас просят найти приемы, синтаксическое средство и троп. Это подсказка, которая ограничивает круг поиска. В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы».
В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них.
В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В.
Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.)
Есть художественные приемы (их еще называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б.
Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка.
1. Тропы – это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.
2.Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.А волны моря с печальным рёвом о камень бились.
3. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Забормотал спросонок гром.
4. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)
Её любовь к сыну была подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие.)
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза.)
5. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.
В саду горит костер рябины красной. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.
Научитесь отличать метафору от сравнения.
Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)
Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)
Различайте метафору и фразеологизм. Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.
6. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал.
7. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.
Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).
Ликует буйный Рим (город = жители города).
И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).
8. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
9. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое - умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку. Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).
Лексические средства выразительности.
О них мы уже говорили в других заданиях. Здесь только перечислим их.
1. Антонимы. Контекстные антонимы.
2. Синонимы. Контекстные синонимы.
3. Фразеологизмы.
4. Разговорные слова.
5. Просторечные слова.
6. Неологизмы.
7. Термины.
8. Канцеляризмы – слова, характерные для стиля деловых бумаг. (По какому это вопросу плачем, гражданочка? Имели местоотдельно взятые ошибки и недочеты.)
1. Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.
2. Лексический повтор.
Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.
3. Многосоюзие.
Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту.
4.Вопросно-ответная форма изложения.
Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.
5.Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.
Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.
6.Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.
8. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.
Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)
9. Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.
Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.
10. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.
Приемы (стилистические фигуры)
1. Парцелляция - намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.
Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.
6. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.
Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл был самых честных правил…
7. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.
Выполним задание:
А: (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
Использован прием противопоставления – антитеза.
Б: (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
В:(22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился.
Использовано синтаксическое средство – сравнительный оборот.
Г:(28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.