ЕГЭ по английскому языку 2022 год – обзор изменений
Известно, что в 2022 году ЕГЭ по английскому языку остается одним из экзаменов по выбору, хотя Министерство просвещения и планировало сделать его обязательным.
Какие же изменения ждут нас на ЕГЭ-2022 по английскому?
1. Письменный и устный экзамен сдаются в отдельные дни.
Устный экзамен станет на 4 минуты короче, и это самое незначительное изменение по сравнению со всеми остальными.
В устном ЕГЭ по английскому языку есть два изменения, причем одно в сторону упрощения задания, а другое в сторону усложнения.
2. В задании №2 раньше после чтения текста нужно было провести диалог-расспрос, то есть задать 5 вопросов по теме. Теперь нужно дать развернутые ответы на 6 вопросов интервью (говорим по 2-4 предложения в ответ на каждый вопрос). Получается, что это задание стало проще: дать развернутые ответы проще, чем задавать вопросы. Риск сделать грамматическую ошибку в этом задании уменьшился.
3. Следующее задание №3 - сложное уже в силу своей формулировки.
Чтобы правильно его выполнить, надо хорошо знать особенности этого формата, заранее подготовить схемы ответа и потренироваться до автоматизма. Тогда ваш ответ будет четким.
Итак, задание: представь, что ты нашёл две фотографии для проекта, над которым работаешь со своим другом. Опиши их другу в виде голосового сообщения на телефон и сообщи, в какую часть проекта ты хочешь поместить каждую из этих фото.
Сложно? Ситуация кажется искусственной? – Да, так и есть. Непонятно, зачем описывать картинки другу вместо того, чтобы просто их отправить, однако это задание считается «практическим». На уроках мы будем использовать эффективную методику, чтобы вы привыкли к этому заданию и научились с ним работать.
4. В письменной части нас ждет ещё больше изменений, как в структуре, так и в содержании разделов. Начнём с того, что формально экзамен теперь имеет 3 раздела, а не 4, как раньше.
Разделы Письменной части ЕГЭ-2022: «Аудирование и чтение», «Грамматика и лексика», «Письменная речь».
5. В разделе «Аудирование и чтение» осталось три группы заданий.
Первая группа (задания 1-6) изменилась в сторону упрощения.
Например, раньше в этих заданиях требовалось установить соответствия. В вариантах ЕГЭ-2022 нужно будет, прослушав текст, заполнить в бланке пропущенные слова и цифры (цифры записывать словами!).
Главные изменения внесены в задание 8 по аудированию, которое объединили с чтением текста. Это задание потребует тщательной подготовки со стороны выпускников, так как в нём нужно установить 8 соответствий.
Максимальная оценка за задание 8 ЕГЭ по английскому – 16 баллов. Зато каждая ошибка в работе со звучащим текстом теперь автоматически отразится и на результатах работы с письменным текстом, и наоборот.
6. В разделе «Грамматика и лексика» основное изменение – это замена ставшей уже привычной группы заданий (номера 26 -31) на словообразование группой заданий (номера 24-29) на исправление ошибок в виде лишнего слова в тексте. Это могут быть слова, относящиеся к любой части речи, и проверяться будет знание правил из различных разделов грамматики. Только квалифицированный преподаватель может построить урок так, чтобы максимально учесть все возможные варианты ответов в этом задании.
7. И, наконец, «Письменная речь». Раньше это были задания 39 и 40, теперь 37 и 38.
Раньше в Письменной части ЕГЭ по английскому языку нужно было написать личное письмо, теперь в задании 37 – написать e-mail. Это изменение уже испытали на себе девятиклассники в этом году. Задание стало проще – ведь теперь теперь не нужно писать шапку письма, а только сам текст, начинающийся с Dear…
8. Задание 38, заменившее привычное всем эссе, будет непростым. В нём теперь требуется написать небольшой отчет о выполненном проекте на основе предложенных графиков и таблиц. Другими словами, надо придумать проблему, которая может быть связана с тематикой графика и её же решить. Объём высказывания по сравнению с эссе не изменился - 200 – 250 слов, но это на 50 больше, чем в аналогичном задании IELTS.
Изменился план высказывания. Разработчики теперь хотят проверить у выпускников не только знание английского языка, но и наличие аналитических способностей и метапредметных умений.
Что мы имеем в итоге?
Устная часть ЕГЭ по английскому языку немного сократилась. При целенаправленных тренировках, с записью и последующим прослушиванием себя, с разбором ответов преподавателем, эти изменения не должны показаться слишком сложными.
Что касается письменной части - здесь чувствуется нехватка материалов для подготовки, хотя уже ясно, что часть материалов можно будет взять в учебниках для подготовки к кембриджским экзаменам и к олимпиадам по английскому. В целом, задача выполнима, и к счастью, времени на подготовку у нас еще достаточно.
М.А. Яковлева,
Преподаватель английского языка, репетитор, эксперт олимпиады по английскому языку, автор учебника, оригинальных методических разработок и аналитических обзоров, посвященных ЕГЭ.