Как готовиться к ЕГЭ по биологии
Статья В.Ю. Ярославцева
1. Курс биологии - это огромное количество фактического материала. Определения, новые понятия, законы и взаимосвязи между явлениями... Как же готовиться к ЕГЭ по биологии?
Известно, что процесс обучения делится на четыре этапа:
• постановка цели,
• действия по ее достижению,
• контроль,
• завершение процесса.
Возьмем понятие «хроматида». Выучить новое понятие – значит легко оперировать им и отвечать на любые вопросы в ЕГЭ, с ним связанные. Это цель.
С действиями – уже сложнее.
Некоторые много раз повторяют само слово, зубрят определение, ничего не представляя, не визуализируя. Они попусту тратят время.
Другие ярко представляют хроматиды, задают много вопросов о том, как они выглядят, где располагаются. Они хотят увидеть образы, раскрывающие смысл понятия. Эта стратегия эффективна в связи с тем, что она визуальная. Ее надо развивать.
О контроле. Как ученик понимает, что он усвоил понятие? — Отвечает на устные вопросы, в любых заданиях и тестах применяет новое знание.
Как завершается процесс освоения понятия? В итоге понятие должно быть логично встроено в систему знаний ученика. В сознании выстраиваются связи нового понятия — с другими, уже известными.
Я показываю ученикам наиболее эффективные стратегии запоминания. Результат — целостная картина и твердое знание предмета.
2. Знаете ли вы, что лучше всего запоминается? Правильно — то, что имеет эмоциональную окраску.
Поэтому на занятиях я организую яркие мозговые штурмы, дискуссии, интересные ситуации. Я выбираю лучшие задачи и задания по биологии, конструирую собственные методики активизации ученика, создаю атмосферу глубокой системной тренировки знаний.
Более того, ученики эмоционально воспринимают то, что они создали сами. Лучше всего запоминаются те таблицы и схемы, которые ученик создал сам. Как же гордятся ученики своими материалами!
Если сложный теоретический материал не только прочитан дома, но и преобразован в таблицу, схему — к нему особое отношение. Такие знания являются понятными, близкими, так как задействована личность ученика.
3. В биологии есть свой язык, своя терминология. Чтобы успешно сдать экзамен, надо уметь говорить с использованием биологических понятий.
К сожалению, в школах мало говорят. А если ученик не говорит — значит, не понимает полностью. Будут сложности с любыми осмысленными ответами, особенно в части «С».
Просто решать тесты — это вообще не подготовка к ЕГЭ, а самообман. Мы ориентированы на самые высокие результаты, поэтому на занятиях учимся аргументировать свое мнение, давать развернутые ответы на вопросы.
4. Как правильно делать домашнее задание?
В моей практике был ученик, который делал уроки и одновременно смотрел футбольные матчи. Такой ученик неосознанно ставил себе цель: «готовиться к ЕГЭ по биологии у телевизора». Эту цель он и осуществлял — пробегал глазами текст, бросал взгляд в телевизор, одновременно мог и поговорить по телефону. Но он был уверен, что делает домашнее задание!
Как же он себя контролировал? — Да никак. «Текст идет к концу, значит, все хорошо». Он завершал процесс, когда заканчивался текст.
Результат был нулевым, потому что стратегия ошибочна.
Цель надо поставить иначе. Сделать ее ясной и детальной. Читать текст в отдельной комнате, где тихо. Более того, читать нужно при полной концентрации — другие источники звука могут быть помехой. После чтения текста по биологии надо отвечать на вопросы, выполнять задания по пособию, работать с компьютерными программами. В реальности учиться можно лучше и быстрее, используя все каналы восприятия информации — зрительный канал, слуховой, а также эмоции.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Читаем дальше: ЕГЭ по биологии. Советы репетитора и необходимая литература