Рассказывает педагог ЕГЭ-Студии Косцов Андрей Иванович.
Косцов Андрей Иванович, работаю в школе и преподаю биологию и химию. Есть результаты 90+, 80+. Если брать суммарное время педагогического стажа – более 15 лет. Соответственно, я думаю, что делать это умею, и, наверное, у меня это получается, раз есть такие результаты.
Сложно или легко сдать ЕГЭ по биологии на 80+?
ЕГЭ по биологии: сложно это или легко? Вопрос очень серьезный для тех, кто собирается поступать на медицинские специальности, специальности, связанные с биологическими исследованиями.
Сложно или легко?! С одной стороны, легко. С другой стороны, конечно, очень сложно. Последние несколько лет биология – это один из самых сложных предметов для российских абитуриентов. Средний балл – примерно около 53-55. Поэтому если есть желание сдавать на 53, 55, 60 баллов, то, конечно, подготовиться очень легко. Самостоятельно: пособие, учебники, интернет. У вас это получится замечательно. Если вы хотите больше 70 баллов, то есть 70+, вам придется приложить очень большие усилия для самостоятельной подготовки, но достичь этого можно. Если вы хотите 80+, то, извините, тут уже придется работать с кем-то, причем желательно работать с преподавателем, который знает, на что обратить внимание, знает, как вас попросить работать, знает, как вас проверить, знает, что вам сказать, чтобы вы достигли этих результатов. Если вы хотите 90+, значит нужна очень интенсивная самостоятельна работа плюс работа хорошего преподавателя.
Какие задания недооценены больше всего при подготовке к экзамену?
Если мы говорим именно о вопросах, то тут, конечно, разбивается на блоки. Во-первых, очень снисходительно ученики относятся к вопросам 1, 2, 3 и 6. Эти вопросы в биологии оцениваются всего в 1 балл, поэтому считается, что это легко и просто, хотя, на самом деле, когда мы, например, занимаемся на интенсиве, я веду четкий учет успеваемости по этим вопросам, обычно выше 80% ответов на эти вопросы редко поднимаются. Поэтому важно на это обратить внимание. Множественный выбор – хуже всего. Там, где надо распределить в правильном порядке, – еще хуже. Но самое худшее – это бывшая часть С, вопросы с собственным ответом. Тут «западает» уже все. И если у нас вопросы идут – ответы от 50% до 90% успешности, то здесь мы начинаем уже от 20% и чуть-чуть выше, от 20% до 60%. Дело в том, что здесь играет роль еще и умение выражать собственные мысли. Дети не умеют составлять план ответа, им очень сложно подобрать аргументы к ответу, им очень сложно выражать собственные мысли именно научно-правильным языком. Начиная с 22 и до 26 вопроса – это самые сложные вопросы, которые всегда на ЕГЭ дают меньше всего баллов. 27 задача почти по шаблону решается практически всеми нормально. 28 задача, которая тоже имеет шаблонное решение, тоже решается более или менее успешно. С 22 по 26 вопрос – это самые «западающие» вопросы ЕГЭ. Им надо уделить больше всего внимания.
Задания В. Рохлова остались в экзамене?
Рохлов со следующего года не будет являться составителем и не будет являться председателем комиссии по составлению ЕГЭ, но мне почему-то кажется, что от наследия Рохлова мы все-таки так легко не избавимся. Стилистика вопросов, тематика вопросов, специфика ответов, спецификация, кодификатор – они все равно ближайшие несколько лет останутся те же самые. Может самого Рохлова не будет, дух Рохлова в биологии будет еще пару лет витать в любом случае. Поэтому вряд ли мы от него откажемся так резко.
Сколько нужно времени, чтобы подготовиться на 90+?
Уважаемые абитуриенты, если у вас есть возможность готовиться еще с 10 класса, я бы порекомендовал вам именно так и поступить. Или самим готовиться, или приходить на подготовку в течение 10 класса, в течение 11 класса. Таким образом мы сможем разобрать больше тем, более подробно и самое главное, на что уповают все составители ЕГЭ, – не натаскивая на вопросы и на темы вопросов, а изучая общие основы и общую глубину науки. Тогда любой вопрос для вас покажется решаемыми достаточно понятным.
Сколько репетиций ЕГЭ необходимо писать?
Если говорить о необходимости писать пробный ЕГЭ, репетицию, то, конечно, писать репетицию лучше каждый месяц. У нас достаточно часто проходят занятия, мы изучаем определенные темы, вы можете написать репетиционное тестирование и сразу понять: эта тема вами изучена, либо она «западает», либо вы ее вообще не поняли. Поэтому каждый месяц пишем и контролируем свои успехи.
Какие ловушки есть в ЕГЭ по биологии?
Я сказал, что вторая часть наиболее «ловушечная». Это 28 задача на сцепление с различными вариантами: с хромосомами, с полом и т. д. Здесь надо четко понимать, как решается эта задача, тем более вас могут путать, то есть формулировки могут быть совершенно не такие, к которым вы привыкли на репетиционном тестировании. Поэтому такие задачи надо понимать. 27 задание – это, конечно, полярность цепочек ДНК и РНК. Люди тоже «сыпятся» на этом вопросе. Надо понимать, как это все происходит. Про 22-26 задания – специфика высказывания мысли, аргументация, порядок аргументов, количество аргументов. Это не просто ловушки, это пропасть, в которую можно упасть и уже оттуда не выплыть. Честно говоря, если брать тестовую часть, то там ловушек немного. Есть вопросы на определенный порядок, и вам надо в правильном порядке распределить какие-то процедуры, не более того.
Какие есть рекомендации для самостоятельной подготовки к ЕГЭ?
Если вы готовитесь самостоятельно, то здесь как при изучении иностранного языка: ни в коем случае не бросать эту работу. Если вы начали в сентябре заниматься самостоятельно, значит минимум час, а лучше полтора, в день вы должны отдавать науке. Проблема в том, что если вы поступаете в медицинский, то вам надо изучать и математику, и биологию, и химию, по полтора часа каждый предмет каждый день. В таком случае личной жизни нет, но это один год. Я всегда говорю 11-классникам, что на один год желательно забыть о личной жизни, о развлечениях, об интересах. Поступите, будете студентами, тогда будете развлекаться. Поэтому главное – систематичность, постоянство и побольше тренироваться, побольше писать. Теория – это очень хорошо, но эту теорию надо уметь применять на практике. У меня был случай, когда ко мне пришла ученица из очень замечательного лицея, который позиционировал себя как великолепный, прекрасный, замечательный. Она первое тестирование написала ниже пороговых баллов, хотя теоретическая подготовка у нее была великолепная. Просто она не знала, как делать этот тест, как его выполнять. Потом все наладилось, но сначала были проблемы. Поэтому, теория и обязательно практика, ну и систематичность.
Каким образом вы строите подготовку к ЕГЭ?
Дело в том, что сначала надо определить уровень. Школьник пишет входное тестирование – это понятное дело. Но все равно первое занятие мы обычно посвящаем какой-то проверке. Я бы не сказал, что это проверка. Это беседа, это разговор в стиле бывшего «экзамена». Когда-то мы сдавали экзамен преподавателю, он задавал вопросы, мы отвечали, наши вопросы тянули за собой новые вопросы, эти новые вопросы тянули новые вопросы, и в конце можно было оценить, как человек действительно понимает предмет и как он подготовлен к предмету. У нас были случаю, что «глухие» троечники писали входное тестирование на 80 баллов и более, а отличник, медалист, еле-еле мог перейти порог, например, переволновался. А разговор располагает человека, и мы можем понять, что он собой представляет. Далее мы начинаем с теоретической части, все-таки без теории мы никуда не идем. Теоретическая часть, которая одновременно влечет за собой и практику. То есть мы изучаем некую небольшую тему, на эту тему мы сразу прямо на занятии пишем тестирование, несколько тестов абитуриент получает домой, прорабатывает их, на следующем занятии прошлую тему мы еще раз протестируем, то есть как запомнилось, запомнилось ли. Если ученик набирает менее 70-80-90 баллов, то, конечно, тема усвоена плохо. Ему придется либо самостоятельно прорабатывать ее, либо еще раз, если время позволяет, мы ее прорабатываем в аудитории. Когда таким образом изучена теория, мы переходим к практической части. Мы полностью проштудируем все демоверсии, полностью штудируем все регламентационные документы ФИПИ, банк ФИПИ, материалы, которые продаются в магазинах, мы смотрим вебинары, которые делают составители ФИПИ, чтобы знать, к чему готовиться. После этого еще раз мы прорабатываем практическую часть с небольшой частью теории. По той же самой программе, с которой мы начинали, мы даем более усложненные тесты. Абитуриент прорешивает тесты, если набирает менее 90%, значит ему необходимо еще раз повторять теорию, что мы и делаем. Таким образом, я считаю, что подготовиться можно, если есть желание.
Если вы все-таки выберете и захотите сдавать ЕГЭ по биологии, во-первых, не надо его бояться, несмотря на то, что пару лет это было одно из сложнейших на ряду с историей испытаний для российских абитуриентов, не надо бояться, его надо уважать, а если вы его уважаете, вы его будете изучать, вы его будете знать, ну и, я надеюсь, знать и изучать будете с нашей, конкретно с моей, помощью. Поэтому я вас приглашаю к нам в Студию! Приходите, будем заниматься, будем работать, будем изучать, будем сдавать на высокие баллы. Тем более, что первое занятие у нас бесплатное! Приглашаю вас!
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.