Задания по генетике на ЕГЭ по биологии. Задача С6.
Автор статьи - профессиональный репетитор, кандидат биологических наук Д. А. Соловков.
Среди заданий по генетике на ЕГЭ по биологии можно выделить 6 основных типов. Первые два - на определение числа типов гамет и моногибридное скрещивание - встречаются чаще всего в части А экзамена (вопросы А7, А8 и А30).
Задачи типов 3, 4 и 5 посвящены дигибридному скрещиванию, наследованию групп крови и признаков, сцепленных с полом. Такие задачи составляют большинство вопросов С6 в ЕГЭ.
Шестой тип задач - смешанный. В них рассматривается наследование двух пар признаков: одна пара сцеплена с Х-хромосомой (или определяет группы крови человека), а гены второй пары признаков расположены в аутосомах. Этот класс задач считается самым трудным для абитуриентов.
В этой статье изложены теоретические основы генетики, необходимые для успешной подготовки к заданию С6, а также рассмотрены решения задач всех типов и приведены примеры для самостоятельной работы.
к оглавлению ▴
Основные термины генетики
Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.
Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.
Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.
Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.
Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.
Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.
Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом.
Фенотип — совокупность всех признаков организма.
к оглавлению ▴
Законы Г. Менделя
Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов \(\rm F_1\)
Этот закон выведен на основании результатов моногибридного скрещивания. Для опытов было взято два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков — цветом семян: один сорт имел желтую окраску, второй — зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.
Для записи результатов скрещивания Менделем была предложена следующая схема:
\(\rm A\) — желтая окраска семян
\(\rm a\) — зеленая окраска семян
\(\rm P\) (родители) |
\(\rm AA\) |
\(\rm aa\) |
\(\rm \Gamma\) (гаметы) |
\(\rm A\) |
\(\rm a\) |
\(\rm F_1\) (первое поколение) |
\(\rm Aa\)
(все растения имели желтые семена) |
Формулировка закона: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и генотипу.
к оглавлению ▴
Второй закон Менделя — закон расщепления
Из семян, полученных при скрещивании гомозиготного растения с желтой окраской семян с растением с зеленой окраской семян, были выращены растения, и путем самоопыления было получено \(\rm F_2\).
\(\rm P\ F_1\) |
\(\rm Aa\) |
\(\rm Aa\) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm A; a\) |
\(\rm A; a\) |
\(\rm F_2\) |
\(\rm AA; Aa; Aa; aa\)
(\(75\%\) растений имеют доминантный признак, \(25\%\) — рецессивный) |
Формулировка закона: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении \(\bf 3:1\), а по генотипу — \(\bf 1:2:1\).
к оглавлению ▴
Третий закон Менделя — закон независимого наследования
Этот закон был выведен на основании данных, полученных при дигибридном скрещивании. Мендель рассматривал наследование двух пар признаков у гороха: окраски и формы семян.
В качестве родительских форм Мендель использовал гомозиготные по обоим парам признаков растения: один сорт имел желтые семена с гладкой кожицей, другой — зеленые и морщинистые.
\(\rm A\) — желтая окраска семян, \(\rm a\) — зеленая окраска семян,
\(\rm B\) — гладкая форма, \(\rm b\) — морщинистая форма.
\(\rm P\) |
\(\rm AABB\) |
\(\rm aabb\) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm AB\) |
\(\rm ab\) |
\(\rm F_1\) |
\(\rm AaBb\)
\(100\%\) (желтые гладкие). |
Затем Мендель из семян \(\rm F_1\) вырастил растения и путем самоопыления получил гибриды второго поколения.
\(\rm P\) |
\(\rm AaBb\) |
\(\rm AaBb\) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm AB, Ab, aB, ab\) |
\(\rm AB, Ab, aB, ab\) |
\(\rm F_2\) |
Для записи и определения генотипов используется решетка Пеннета
Гаметы |
\(\rm AB\) |
\(\rm Ab\) |
\(\rm aB\) |
\(\rm ab\) |
\(\rm AB\) |
\(\rm AABB\) |
\(\rm AABb\) |
\(\rm AaBB\) |
\(\rm AaBb\) |
\(\rm Ab\) |
\(\rm AABb\) |
\(\rm Aabb\) |
\(\rm AaBb\) |
\(\rm Aabb\) |
\(\rm aB\) |
\(\rm AaBB\) |
\(\rm AaBb\) |
\(\rm aaBb\) |
\(\rm aaBb\) |
\(\rm ab\) |
\(\rm AaBb\) |
\(\rm Aabb\) |
\(\rm aaBb\) |
\(\rm aabb\) |
|
В \(\rm F_2\) произошло расщепление на \(4\) фенотипических класса в соотношении \(9:3:3:1\). \(9/16\) всех семян имели оба доминантных признака (желтые и гладкие), \(3/16\) — первый доминантный и второй рецессивный (желтые и морщинистые), \(3/16\) — первый рецессивный и второй доминантный (зеленые и гладкие), \(1/16\) — оба рецессивных признака (зеленые и морщинистые).
При анализе наследования каждой пары признаков получаются следующие результаты. В \(\rm F_2\ 12\) частей желтых семян и \(4\) части зеленых семян, т.е. соотношение \(3:1\). Точно такое же соотношение будет и по второй паре признаков (форме семян).
Формулировка закона: при скрещивании организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях.
Третий закон Менделя выполняется только в том случае, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.
к оглавлению ▴
Закон (гипотеза) «чистоты» гамет
При анализе признаков гибридов первого и второго поколений Мендель установил, что рецессивный ген не исчезает и не смешивается с доминантным. В \(\rm F_2\) проявляются оба гена, что возможно только в том случае, если гибриды \(\rm F_1\) образуют два типа гамет: одни несут доминантный ген, другие — рецессивный. Это явление и получило название гипотезы чистоты гамет: каждая гамета несет только один ген из каждой аллельной пары. Гипотеза чистоты гамет была доказана после изучения процессов, происходящих в мейозе.
Гипотеза «чистоты» гамет — это цитологическая основа первого и второго законов Менделя. С ее помощью можно объяснить расщепление по фенотипу и генотипу.
к оглавлению ▴
Анализирующее скрещивание
Этот метод был предложен Менделем для выяснения генотипов организмов с доминантным признаком, имеющих одинаковый фенотип. Для этого их скрещивали с гомозиготными рецессивными формами.
Если в результате скрещивания все поколение оказывалось одинаковым и похожим на анализируемый организм, то можно было сделать вывод: исходный организм является гомозиготным по изучаемому признаку.
Если в результате скрещивания в поколении наблюдалось расщепление в соотношении \(1:1\), то исходный организм содержит гены в гетерозиготном состоянии.
к оглавлению ▴
Наследование групп крови (система АВ0)
Наследование групп крови в этой системе является примером множественного аллелизма (это существование у вида более двух аллелей одного гена). В человеческой популяции имеется три гена \(\rm i^0, I^a, I^b\), кодирующие белки-антигены эритроцитов, которые определяют группы крови людей. В генотипе каждого человека содержится только два гена, определяющих его группу крови: первая группа \(\rm i^0i^0\); вторая \(\rm I^Ai^0\) и \(\rm I^AI^A\); третья \(\rm I^BI^B\) и \(\rm I^Bb^0\) и четвертая \(\rm I^AI^B\).
к оглавлению ▴
Наследование признаков, сцепленных с полом
У большинства организмов пол определяется во время оплодотворения и зависит от набора хромосом. Такой способ называют хромосомным определением пола. У организмов с таким типом определения пола есть аутосомы и половые хромосомы — \(\rm Y\) и \(\rm X\).
У млекопитающих (в т.ч. у человека) женский пол обладает набором половых хромосом \(\rm XX\), мужской пол — \(\rm XY\). Женский пол называют гомогаметным (образует один тип гамет); а мужской — гетерогаметным (образует два типа гамет). У птиц и бабочек гомогаметным полом являются самцы \(\rm (XX)\), а гетерогаметным — самки \(\rm (XY)\).
В ЕГЭ включены задачи только на признаки, сцепленные с \(\rm X\)-хромосомой. В основном они касаются двух признаков человека: свертываемость крови (\(\rm X^H\) — норма; \(\rm X^h\) — гемофилия), цветовое зрение (\(\rm X^D\) — норма, \(\rm X^d\) — дальтонизм). Гораздо реже встречаются задачи на наследование признаков, сцепленных с полом, у птиц.
У человека женский пол может быть гомозиготным или гетерозиготным по отношению к этим генам. Рассмотрим возможные генетические наборы у женщины на примере гемофилии (аналогичная картина наблюдается при дальтонизме): \(\rm X^HX^H\) — здорова; \(\rm X^HX^h\) — здорова, но является носительницей; \(\rm X^hX^h\) — больна. Мужской пол по этим генам является гомозиготным, т.к. \(\rm Y\)-хромосома не имеет аллелей этих генов: \(\rm X^HY\) — здоров; \(\rm X^hY\) — болен. Поэтому чаще всего этими заболеваниями страдают мужчины, а женщины являются их носителями.
к оглавлению ▴
Типичные задания ЕГЭ по генетике
Определение числа типов гамет
Определение числа типов гамет проводится по формуле: \(\rm 2^n\), где \(\rm n\) — число пар генов в гетерозиготном состоянии. Например, у организма с генотипом \(\rm AAbbCC \\) генов в гетерозиготном состоянии нет, т.е. \(\rm n=0\), следовательно, \(\rm 2^0=1\), и он образует один тип гамет \(\rm (AbC)\). У организма с генотипом \(\rm AaBBcc\) одна пара генов в гетерозиготном состоянии \(\rm Aa\), т.е. \(\rm n=1\), следовательно, \(\rm 2^1=2\), и он образует два типа гамет. У организма с генотипом \(\rm AaBbCc\) три пары генов в гетерозиготном состоянии, т.е. \(\rm n=3\), следовательно, \(\rm 2^3=8\), и он образует восемь типов гамет.
к оглавлению ▴
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание
На моногибридное скрещивание
Задача: Скрестили белых кроликов с черными кроликами (черный цвет — доминантный признак). В \(\rm F_1 - 50\%\) белых и \(50\%\) черных. Определите генотипы родителей и потомства.
Решение: Поскольку в потомстве наблюдается расщепление по изучаемому признаку, следовательно, родитель с доминантным признаком гетерозиготен.
\(\rm P\) |
\(\rm Aa\) (черный) |
\(\rm aa\) (белый) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm A, a\) |
\(\rm a\) |
\(\rm F_1\) |
\(\rm Aa\) (черные) : \(\rm aa\) (белые)
\(1:1\) |
к оглавлению ▴
На дигибридное скрещивание
Доминантные гены известны
Задача: Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В \(\rm F_1\) все растения были нормального роста; \(75\%\) — с красными плодами и \(25\%\) — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.
Решение: Обозначим доминантные и рецессивные гены: \(\rm A\) — нормальный рост, \(\rm a\) — карликовость; \(\rm B\) — красные плоды, \(\rm b\) — желтые плоды.
Проанализируем наследование каждого признака по отдельности. В \(\rm F_1\) все потомки имеют нормальный рост, т.е. расщепления по этому признаку не наблюдается, поэтому исходные формы — гомозиготны. По цвету плодов наблюдается расщепление \(3:1\), поэтому исходные формы гетерозиготны.
\(\rm P\) |
\(\rm AABb\)
(нормальный рост, красные плоды) |
\(\rm aaBb\)
(карлики, красные плоды) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm AB, Ab\) |
\(\rm aB, ab\) |
\(\rm F_1\) |
\(\rm AaBB\) (нормальный рост, красные плоды)
\(\rm AaBb\) (нормальный рост, красные плоды)
\(\rm AaBb\) (нормальный рост, красные плоды)
\(\rm Aabb\) (нормальный рост, желтые плоды) |
к оглавлению ▴
Доминантные гены неизвестны
Задача: Скрестили два сорта флоксов: один имеет красные блюдцевидные цветки, второй — красные воронковидные цветки. В потомстве было получено \(3/8\) красных блюдцевидных, \(3/8\) красных воронковидных, \(1/8\) белых блюдцевидных и \(1/8\) белых воронковидных. Определите доминантные гены и генотипы родительских форм, а также их потомков.
Решение: Проанализируем расщепление по каждому признаку в отдельности. Среди потомков растения с красными цветами составляют \(6/8\), с белыми цветами — \(2/8\), т.е. \(3:1\). Поэтому \(\rm A\) — красный цвет, \(\rm a\) — белый цвет, а родительские формы — гетерозиготны по этому признаку (т.к. есть расщепление в потомстве).
По форме цветка также наблюдается расщепление: половина потомства имеет блюдцеобразные цветки, половина — воронковидные. На основании этих данных однозначно определить доминантный признак не представляется возможным. Поэтому примем, что \(\rm B\) — блюдцевидные цветки, \(\rm b\) — воронковидные цветки.
\(\rm P\) |
\(\rm AaBb\)
(красные цветки, блюдцевидная форма) |
\(\rm Aabb\)
(красные цветки, воронковидная форма) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm AB, Ab, aB, ab\) |
\(\rm Ab, ab\) |
\(\rm F_1\) |
Гаметы |
\(\rm AB\) |
\(\rm Ab\) |
\(\rm aB\) |
\(\rm ab\) |
\(\rm AB\) |
\(\rm AABb\) |
\(\rm AAbb\) |
\(\rm AaBb\) |
\(\rm Abbb\) |
\(\rm ab\) |
\(\rm AaBb\) |
\(\rm Aabb\) |
\(\rm aaBb\) |
\(\rm aabb\) |
|
\(\rm 3/8 \ A\_ \ B\_\) - красные блюдцевидные цветки,
\(\rm 3/8 \ A\_ \ bb\) — красные воронковидные цветки,
\(\rm 1/8 \ aaBb\) — белые блюдцевидные цветки,
\(\rm 1/8 \ aabb\) — белые воронковидные цветки.
к оглавлению ▴
Решение задач на группы крови (система АВ0)
Задача: у матери вторая группа крови (она гетерозиготна), у отца — четвертая. Какие группы крови возможны у детей?
Решение:
\(\rm P\) |
\(\rm I^AI^B\) |
\(\rm I^Ai^0\) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm I^A, I^B\) |
\(\rm I^A, i^0\) |
\(\rm F_1\) |
\(\rm I^AI^A, I^Ai^0, I^Bi^0, I^AI^B\)
(вероятность рождения ребенка со второй группой крови составляет \(50\%\), с третьей — \(25\%\), с четвертой — \(25\%\)). |
к оглавлению ▴
Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом
Такие задачи вполне могут встретиться как в части А, так и в части С ЕГЭ.
Задача: носительница гемофилии вышла замуж за здорового мужчину. Какие могут родиться дети?
Решение:
\(\rm P\) |
\(\rm X^HX^h\) |
\(\rm X^HY\) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm X^H, X^h\) |
\(\rm X^HY\) |
\(\rm F_1\) |
\(\rm X^HX^H\) девочка, здоровая (\(25\%\))
\(\rm X^HX^h\) девочка, здоровая, носительница (\(25\%\))
\(\rm X^HY\) мальчик, здоровый (\(25\%\))
\(\rm X^hY\) мальчик, больной гемофилией (\(\rm 25\%\)) |
к оглавлению ▴
Решение задач смешанного типа
Задача: Мужчина с карими глазами и \(3\) группой крови женился на женщине с карими глазами и \(1\) группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с \(1\) группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
Решение: Карий цвет глаз доминирует над голубым, поэтому \(\rm A\) — карие глаза, \(\rm a\) — голубые глаза. У ребенка голубые глаза, поэтому его отец и мать гетерозиготны по этому признаку. Третья группа крови может иметь генотип \(\rm I^BI^B\) или \(\rm I^Bi^0\), первая — только \(\rm i^0i^0\). Поскольку у ребенка первая группа крови, следовательно, он получил ген \(\rm i^0\) и от отца, и от матери, поэтому у его отца генотип \(\rm I^Bi^0\).
\(\rm P\) |
\(\rm AaI^Bi^0\) (отец) |
\(\rm Aai^0i^0\) (мать) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm AI^B, Ai^0, aI^B, ai_0\) |
\(\rm Ai^0, ai^0\) |
\(\rm F_1\) |
\(\rm aai^0i^0\) (родился) |
Задача: Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?
Решение: У человека лучшее владение правой рукой доминирует над леворукостью, поэтому \(\rm A\) — правша, \(\rm a\) — левша. Генотип мужчины \(\rm Aa\) (т.к. он получил ген \(\rm a\) от матери-левши), а женщины — \(\rm aa\).
Мужчина-дальтоник имеет генотип \(\rm X^dY\), а его жена — \(\rm X^DX^D\), т.к. ее родители были полностью здоровы.
Р |
\(\rm AaX^dY\) |
\(\rm aaX^DX^D\) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm AX^d, AY, aX^d, AY\) |
\(\rm aX^D\) |
\(\rm F_1\) |
\(\rm AaX^DX^d\) девочка-правша, здоровая, носительница (\(25\%\))
\(\rm aaX^DX^d\) девочка-левша, здоровая, носительница (\(25\%\))
\(\rm AaX^DY\) мальчик-правша, здоровый (\(25\%\))
\(\rm aaX^DY\) мальчик-левша, здоровый (\(25\%\)) |
к оглавлению ▴
Задачи для самостоятельного решения
- Определите число типов гамет у организма с генотипом \(\rm AaBBCc\).
- Определите число типов гамет у организма с генотипом \(\rm AaBbX^dY\).
- Определите число типов гамет у организма с генотипом \(\rm aaBBI^Bi^0\).
- Скрестили высокие растения с низкими растениями. В \(\rm F_1\) — все растения среднего размера. Какое будет \(\rm F_2\)?
- Скрестили белого кролика с черным кроликом. В \(\rm F_1\) все кролики черные. Какое будет \(\rm F_2\)?
- Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В \(\rm F_1 - 25\%\) с черной шерстью, \(50\%\) — с серой и \(\rm 25\%\) с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.
- Скрестили черного безрогого быка с белой рогатой коровой. В \(\rm F_1\) получили \(25\%\) черных безрогих, \(25\%\) черных рогатых, \(25\%\) белых рогатых и \(25\%\) белых безрогих. Объясните это расщепление, если черный цвет и отсутствие рогов — доминантные признаки.
- Скрестили дрозофил с красными глазами и нормальными крыльями с дрозофилами с белыми глазами и дефектными крыльями. В потомстве все мухи с красными глазами и дефектными крыльями. Какое будет потомство от скрещивания этих мух с обоими родителями?
- Голубоглазый брюнет женился на кареглазой блондинке. Какие могут родиться дети, если оба родителя гетерозиготны?
- Мужчина правша с положительным резус-фактором женился на женщине левше с отрицательным резусом. Какие могут родиться дети, если мужчина гетерозиготен только по второму признаку?
- У матери и у отца \(3\) группа крови (оба родителя гетерозиготны). Какая группа крови возможна у детей?
- У матери \(1\) группа крови, у ребенка — \(3\) группа. Какая группа крови невозможна для отца?
- У отца первая группа крови, у матери — вторая. Какова вероятность рождения ребенка с первой группой крови?
- Голубоглазая женщина с \(3\) группой крови (ее родители имели третью группу крови) вышла замуж за кареглазого мужчину со \(2\) группой крови (его отец имел голубые глаза и первую группу крови). Какие могут родиться дети?
- Мужчина-гемофилик, правша (его мать была левшой) женился на женщине левше с нормальной кровью (ее отец и мать были здоровы). Какие могут родиться дети от этого брака?
- Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?
- Мужчина с карими глазами и \(3\) группой крови женился на женщине с карими глазами и \(3\) группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с \(1\) группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
- Скрестили дыни с белыми овальными плодами с растениями, имевшими белые шаровидные плоды. В потомстве получены следующие растения: \(3/8\) с белыми овальными, \(3/8\) с белыми шаровидными, \(1/8\) с желтыми овальными и \(1/8\) с желтыми шаровидными плодами. Определите генотипы исходных растений и потомков, если у дыни белая окраска доминирует над желтой, овальная форма плода — над шаровидной.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
к оглавлению ▴
Ответы
- \(4\) типа гамет.
- \(8\) типов гамет.
- \(2\) типа гамет.
- \(1/4\) высоких, \(2/4\) средних и \(1/4\) низких (неполное доминирование).
- \(3/4\) черных и \(1/4\) белых.
- \(\rm AA\) — черные, \(\rm aa\) — белые, \(\rm Aa\) — серые. Неполное доминирование.
- Бык: \(\rm AaBb\), корова — \(\rm aabb\). Потомство: \(\rm AaBb\) (черные безрогие), \(\rm Aabb\) (черные рогатые), \(\rm aaBb\) (белые рогатые), \(\rm aabb\) (белые безрогие).
- \(\rm A\) — красные глаза, \(\rm a\) — белые глаза; \(\rm B\) — дефектные крылья, \(\rm b\) — нормальные. Исходные формы — \(\rm AAbb\) и \(\rm aaBB\), потомство \(\rm AaBb\).
Результаты скрещивания:
а) \(\rm AaBb \times AAbb\)
- \(\rm F_2 \ AABb\) красные глаза, дефектные крылья
- \(\rm AaBb\) красные глаза, дефектные крылья
- \(\rm AAbb\) красные глаза, нормальные крылья
- \(\rm Aabb\) красные глаза, нормальные крылья
б) \(\rm AaBb \times aaBB\)
- \(\rm F_2 \ AaBB\) красные глаза, дефектные крылья
- \(\rm AaBb\) красные глаза, дефектные крылья
- \(\rm aaBb\) белые глаза, дефектные крылья
- \(\rm aaBB\) белые глаза, дефектные крылья
- \(\rm A\) — карие глаза, \(\rm a\) — голубые; \(\rm B\) — темные волосы, \(\rm b\) — светлые. Отец \(\rm aaBb\), мать — \(\rm Aabb\).
\(\rm P\) |
\(\rm aaBb\) |
\(\rm Aabb\) |
\(\rm \Gamma\) |
\(\rm aB, ab\) |
\(\rm Ab, ab\) |
\(\rm F_1\) |
\(\rm AaBb\) — карие глаза, темные волосы
\(\rm Aabb\) — карие глаза, светлые волосы
\(\rm aaBb\) — голубые глаза, темные волосы
\(\rm aabb\) — голубые глаза, светлые волосы |
- \(\rm A\) — правша, \(\rm a\) — левша; \(\rm B\) — положительный резус, \(\rm b\) — отрицательный. Отец \(\rm AABb\), мать — \(\rm aabb\). Дети: \(\rm 50\% \ AaBb\) (правша, положительный резус) и \(\rm 50\% Aabb\) (правша, отрицательный резус).
- Отец и мать — \(\rm I^Bi^0\). У детей возможна третья группа крови (вероятность рождения — \(\rm 75\%\)) или первая группа крови (вероятность рождения — \(25\%\)).
- Мать \(\rm i^0i^0\), ребенок \(\rm I^Bi^0\); от матери он получил ген \(\rm i^0)\), а от отца — \(\rm i^0\). Для отца невозможны следующие группы крови: вторая \(\rm I^AI^A\), третья \(\rm I^BI^B\), первая \(\rm i^0i^0\), четвертая \(\rm I^AI^B\).
- Ребенок с первой группой крови может родиться только в том случае, если его мать гетерозиготна. В этом случае вероятность рождения составляет \(\rm 50\%\).
- \(\rm A\) — карие глаза, \(\rm a\) — голубые. Женщина \(\rm aaI^BI^B\), мужчина \(\rm AaI^Ai^0\). Дети: \(\rm AaI^AI^B\) (карие глаза, четвертая группа), \(\rm AaI^Bi^0\) (карие глаза, третья группа), \(\rm aaI^AI^B\) (голубые глаза, четвертая группа), \(\rm aaI^Bi^0\) (голубые глаза, третья группа).
- \(\rm A\) — правша, \(\rm a\) — левша. Мужчина \(\rm AaX^hY\), женщина \(\rm aaX^HX^H\). Дети \(\rm AaX^HY\) (здоровый мальчик, правша), \(\rm AaX^HX^h\) (здоровая девочка, носительница, правша), \(\rm aaX^HY\) (здоровый мальчик, левша), \(\rm aaX^HX^h\) (здоровая девочка, носительница, левша).
- \(\rm A\) — красные плоды, \(\rm a\) — белые; \(\rm B\) — короткочерешковые, \(\rm b\) — длинночерешковые.
Родители: \(\rm Aabb\) и \(\rm aaBb\). Потомство: \(\rm AaBb\) (красные плоды, короткочерешковые), \(\rm Aabb\) (красные плоды, длинночерешковые), \(\rm aaBb\) (белые плоды, короткочерешковые), \(\rm aabb\) (белые плоды, длинночерешковые).
Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?
- \(\rm A\) — карие глаза, \(\rm a\) — голубые. Женщина \(\rm AaI^BI^0\), мужчина \(\rm AaI^Bi^0\). Ребенок: \(\rm aaI^0I^0\)
- \(\rm A\) — белая окраска, \(\rm a\) — желтая; \(\rm B\) — овальные плоды, \(\rm b\) — круглые. Исходные растения: \(\rm AaBb\) и \(\rm Aabb\). Потомство:
\(\rm A\_Bb - 3/8\) с белыми овальными плодами,
\(\rm A\_bb - 3/8\) с белыми шаровидными плодами,
\(\rm aaBb - 1/8\) с желтыми овальными плодами,
\(\rm aabb - 1/8\) с желтыми шаровидными плодами.
Если вы хотите разобрать большее количество примеров - записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по биологии онлайн