Что значит «быть гуманитарием»
Что значит быть гуманитарием? И чем гуманитарии отличаются от технарей
Считается, что гуманитарий – человек творческий. У него соответствующая профессия: художник, фотограф, пианист, искусствовед… Также у него богатый внутренний мир, он эмоционален, отзывчив, чувствителен, обладает богатым воображением. У него больше развито правое полушарии мозга.
В противоположность этому, технарь – человек рациональный. Он больше считает, чем чувствует. Он инженер, математик, конструктор, автослесарь. Организованный, целеустремленный, настойчивый. Думает левым полушарием мозга.
У гуманитария в голове образы, у технаря в голове цифры. И они такими рождаются.
Так ли это на самом деле?
Всех ли своих знакомых вы можете разделить на два лагеря: это чистые гуманитарии, это чистые технари?
Скорее всего, нет. Это было бы слишком просто!
Оказывается, большинство людей совмещают в себе способности и технарей, и гуманитариев. Дело в том, что эти способности могут быть развиты больше или меньше. А деление на гуманитариев и технарей весьма условно.
Посмотрим, насколько оправдано противопоставление технарей и гуманитариев. Действительно ли «либо одно, либо другое», либо технарь, либо гуманитарий?
Предположим, что гуманитарий – это особый тип мышления. И что это подразумевает способности к творчеству и особый склад ума. И что такому человеку надо выбирать определенные профессии, и будет тогда счастье.
Как все было бы просто! Если ты технарь – выбирай профессию инженера, конструктора, хотя бы автослесаря. Если гуманитарий – быть тебе дирижером или дизайнером.
Однако возникает проблема: а как это определить? Сам человек определяет, кем он является, технарем или гуманитарием? Или родители? Или есть какой-то специальный тест? Например, показать ребенку машинку и барабан. Потянется к машинке – будет технарем. Потянется к барабану – вынесет мозг соседям – станет гуманитарием.
Нет, конечно. Мы понимаем, что все намного сложнее. Если ребенок никогда не слышал классическую музыку – как он сможет определить, что хочет быть скрипачом или пианистом? Если у ребенка есть способности к математике, но в первом классе учительница ставила ему тройки и говорила, что способностей нет, - школьник может поверить, что ему не даются точные науки.
Может быть, ребенку не из чего было выбирать? Представьте, что малыша не учили рисованию, музыке, математике, а просто давали играть на планшете или смотреть мультики. А затем спрашивают: «Кем ты хочешь быть, технарем или гуманитарием?» Ребенок не поймет, что ответить.
Хороший учитель сначала учит, а потом спрашивает. Сначала рассказывает тему, потом задает трудные вопросы.
Иногда родителя приходят со своими детьми на собеседование на курсы подготовки к ЕГЭ и говорят, что не знают, куда поступать. И сын (дочка) тоже не знает. На вопрос, что их ребенку нравится делать, родители отвечают: «Играть в компьютерные игры. Смотреть видео в интернете».
Но как спрашивать с ребенка, если родители не помогали ему развить способности? Не рисовали картинки, не читали стихи, не отвечали на детские вопросы. Прежде чем определять, является ли ребенок технарем или гуманитарием, надо хотя бы дать ему попробовать на вкус и то, и другое.
И совсем другая ситуация, когда к 11-му классу школьник не только получил образование, но и понял, чем ему нравится заниматься. Если выбрал, хотя бы примерно, будущую профессию. А интересы не ограничиваются чтением соцсетей или просмотром видео. Если попробовал себя и в технической, и в гуманитарной области, хотя бы на уровне хобби, - проще будет выбрать профессию.
Считается, что школьные предметы делятся на технические и гуманитарные. И что гуманитарию простительно не знать таблицу умножения, а технарю – не уметь связать двух слов. На самом деле нет. Например, на ЕГЭ по математике есть задания с развернутым ответом. Там надо не только «посчитать», но и четко, структурированно, понятным литературным языком записать свое решение. И наоборот, правила русского языка – это логика и еще раз логика. Схемы, таблицы, структуры. Даже здесь деление на технарей и гуманитариев весьма условно.
Заметим, что ребята, которые не знают, что им нравится и кем хотят быть, часто идут в экономические вузы. Вроде бы не гуманитарии, не технари, куда же тогда? – в экономический! Вот почему там такой большой конкурс.
А потом оказывается, что там и математику нужно знать на высоком уровне, и отлично владеть родным языком.
Что значит быть гуманитарием? Тему продолжает филолог Татьяна Воронцова
«Я люблю читать – следовательно, я гуманитарий и стану филологом». Вам знаком такой подход? Уверена, что да. К сожалению, это поверхностное мнение, и оно обычно приводит к неверному выбору профессии.
На самом деле гуманитарий — не тот, кто любит читать хорошие книжки. Любить читать должен каждый нормальный человек, обладающий воображением. Великий физик Альберт Эйнштейн восхищался Достоевским. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев регулярно перечитывал «Войну и мир» и знал наизусть многие стихи Есенина. Но это не сделало их гуманитариями.
Бывает и хуже: последние годы «гуманитариями» корректно называют тех, кто, отсидев 10 лет в школе, не может посчитать площадь квадрата и не помнит таблицу умножения. Как правило, это обычные лентяи. Но слово «лентяй» обидное, а «гуманитарий» – нет.
Конечно, гуманитарные науки отличаются от точных. Но совсем не так, как кажется многим. Дело в том, что естественные (точные) науки стремятся к построению объективной картины мира. Гуманитарные же имеют дело с человеческим сознанием. А оно, во-первых, всегда нелинейно, во-вторых, тяжело поддается формализации, а в-третьих, очень субъективно. Психологи говорят, что у любого явления есть как минимум семь объяснений, а в любой ситуации – семь способов действия. Поэтому главная задача гуманитария – увидеть многозначность и сложность явлений, их принципиальную незамкнутость.
Например, литературный текст для гуманитария – это способ познания мира. Мы можем познавать себя с помощью текста. Можем анализировать взаимоотношения героев. Можем рассматривать, как и из чего текст сделан. Изучать, каким образом человек (в данном случае автор) составляет модель, которая начинает жить собственной жизнью. Если человеку интересно смотреть на эту многозначность и вертеть ее, как калейдоскоп, – он гуманитарий. Если хочется просто восхищаться – он хороший человек. Но это не имеет отношения к гуманитарным профессиям.
Вы думаете, филологи – это те, кто любит литературу? О нет! Филологи литературу изучают и препарируют. Они уже не могут любить книги наивной трепетной любовью. А тот, кто остается в таком первозданном состоянии, обычно не особо котируется как специалист.
«Гуманитариями» иногда называют себя и люди искусства – те, кто идет во ВГИК, Щепкинское или Суриковское училища. Увы, искусство и гуманитарные дисциплины – это разные вещи. Искусство апеллирует к чувствам, а гуманитарные науки – к разуму. Да, в Средневековой Европе гуманитарные науки назывались свободными искусствами (кстати, в их число входила и арифметика), но со времен Средневековья много воды утекло.
Тому, кто хочет поступить в творческий вуз, нужно учиться думать и анализировать. И в этом может помочь изучение литературы. Опыт людей, лишь вступающих во взрослую жизнь, обычно достаточно ограничен. А литература дает множество моделей восприятия массы душевных оттенков и жизненных коллизий. Так что если человек в 16-17 лет не прочитал определенного количества текстов и не пропустил их через себя, значит почти наверняка работа его души не налажена.
Формально для поступления в большинство творческих вузов хватает 55-60 баллов по литературе. Но на самом деле, чтобы стать артистом, режиссером, музыкантом, художником, мало «изучить» программные произведения по кратким пересказам. Их надо пропустить и через сердце, и через разум.
Так что быть гуманитарием непросто. Гуманитариями не рождаются – этому надо учиться.