Строение ядра.

Автор — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев.

Темы кодификатора ЕГЭ: нуклонная модель ядра, заряд ядра, массовое число ядра.

После опытов Резерфорда, прояснивших устройство атома, возник естественный вопрос: из чего состоит атомное ядро? Ответа пришлось ждать двадцать лет - до открытия нейтрона.

Ядро самого простого атома водорода, как вы помните, было названо протоном. Протон имеет положительный заряд e=1,6 \cdot 10^{-19} Кл (равный по модулю заряду электрона) и массу m_{p}=1,6726 \cdot 10^{-27} кг. Масса протона примерно в 1836 раз больше массы электрона.

Нейтрон был открыт в 1932 году английским физиком Джеймсом Чедвиком. Масса нейтрона m_{n}=1,6749 \cdot 10^{-27} кг оказалась очень близка к массе протона. Однако, в отличие от протона, нейтрон не имеет электрического заряда.

Открытие нейтрона послужило ключом к пониманию устройства атомного ядра.

Нуклонная модель ядра.

Сразу после открытия нейтрона несколько физиков одновременно высказали идею протонно-нейтронной, или нуклонной , модели ядра. Согласно этой модели ядро состоит из протонов и нейтронов. Будучи "кирпичиками", из которых строится ядро, протоны и нейтроны получили общее название нуклонов. (От лат. nucleus - ядро.)

Модель атомного ядра показана на рис. 1. Красным цветом условно изображены протоны, чёрным - нейтроны.

Рис. 1. Модель ядра атома

Число протонов в ядре называется зарядовым числом и обозначается Z. Заряд ядра, следовательно, равен Ze. Поскольку атом в целом электрически нейтрален, величина Z совпадает с числом электронов в атоме. Зарядовое число, таким образом, есть не что иное, как порядковый номер химического элемента в таблице Менделеева.

Общее число нуклонов в ядре называется массовым числом и обозначается A. Число нейтронов в ядре тогда будет равно A-Z.

Запись _{Z}^{A}\textrm{X} означает, что в ядре элемента X содержится A нуклонов, из которых Z являются протонами. Например, ядро алюминия _{13}^{27}\textrm{Al} состоит из 27 нуклонов, а именно из 13 протонов и 14 нейтронов. Ядро гелия _{2}^{4}\textrm{He} - так называемая \alpha -частица - состоит из двух протонов и двух нейтронов.

Изотопы.

Что будет, если изменить число нейтронов ядре? Какие-то свойства вещества в результате должны поменяться - например, плотность. Однако все химические свойства при этом останутся прежними - ведь за них отвечает зарядовое число Z, а оно-то не менялось!

Изотопы - это разновидности одного и того же химического элемента, различающиеся числом нейтронов в ядре.

Например, у водорода три изотопа: обычный _{1}^{1}\textrm{H} , дейтерий _{1}^{2}\textrm{H} и тритий _{1}^{3}\textrm{H} . А химический элемент уран имеет 26 изотопов! В природе наиболее распространён уран _{92}^{238}\textrm{U} , а в атомной энергетике и ядерном оружии используется уран _{92}^{235}\textrm{U} .

Изотопы совершенно идентичны в отношении химических свойств, и их невозможно разделить никакими химическими методами. Оказывается, почти любой элемент таблицы Менделеева представляет собой смесь изотопов в различных пропорциях - вот почему атомные массы химических элементов не равны целым числам. Как правило, атомная масса всё же достаточно близка к целому числу, поскольку в природе доминирует изотоп именно с такой атомной массой (например, в природном уране доля изотопа _{92}^{238}\textrm{U} составляет 93%; соответственно, в таблице Менделеева мы видим атомную массу урана, равную 238,03). Но бывают и исключения: так, атомная масса хлора равна 35,5.

Изотопы могут различаться также своими радиоактивными свойствами: у одного и того же химического элемента могут быть как стабильные изотопы, так и подверженные радиоактивному распаду (например, углерод _{6}^{12}\textrm{C} стабилен, а изотоп _{6}^{14}\textrm{C} - радиоактивен). Собственно, именно это наблюдение - что вроде бы одно и то же вещество бывает то радиоактивным, то нет - и навело в своё время на мысль о существовании изотопов. Радиоактивность будет темой следующей темы.

НОВЫЙ НАБОР 2020 ЕГЭ И ОГЭ

Это пробная версия онлайн курса по профильной математике.

Вы получите доступ к 3 темам, которые помогут понять принцип обучения, работу платформы и оценить ведущую курса Анну Малкову.

Вы получите:

— 3 темы курса (из 50).
— Текстовый учебник с видеопримерами.
— Мастер-класс Анны Малковой.
— Тренажер для отработки задач.

Регистрируйтесь, это бесплатно!