Сдай ЕГЭ! Бесплатные материалы для подготовки каждую неделю!
null
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
banner
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Задание 29 на ЕГЭ по химии. Особенности, советы, рекомендации.

Автор статьи — профессиональный репетитор О. В. Овчинникова.

Вторая часть на ЕГЭ по химии включает 6 заданий, и каждое из них требует развёрнутого ответа. Для сдачи экзамена на высокий балл потребуется научиться решать все. Первым идёт задание 29, где нужно составить окислительно-восстановительную реакцию, используя вещества из списка. Вот один из вариантов формулировки:

Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительновосстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Это задание в последние годы заметно усложнили. Если ранее было достаточно найти любые два вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция (ОВР), записать её и уравнять методом электронного баланса, то теперь необходимо также знать визуальные признаки взаимодействия этих веществ.
Нам подойдёт реакция, которая описана в условии, любую другую не зачтут. Из-за этого для выполнения данного задания на ЕГЭ требуется не только научиться уравнивать ОВР методом электронного баланса, проработать огромное количество материала, связанного с химическими свойствами веществ, но и запомнить, что происходит в процессе большинства из данных реакций внешне. Звучит страшно, но надо понимать: всё это пригодится вам и в других заданиях.

Приведённая ниже информация поможет понять, на что обратить внимание.

к оглавлению ▴

Теоретические сведения.

Перманганат калия как окислитель.

\(\bf KMnO_4 \) + восстановители \(\; \xrightarrow{}\)
Среда, куда переходит в кислой среде \(\bf Mn^{+2}\) в нейтральной среде \(\bf Mn^{+4}\) в щелочной среде \(\bf Mn^{+6}\)
Образующееся соединение марганца (соль той кислоты, которая участвует в реакции)
\(\rm M \mkern -2mu nSO_4, M \mkern -2mu nCl_2\)
\(\rm M \mkern -2mu nO_2 \downarrow\) Манганат \(\rm K_2M \mkern -2mu nO_4\)
Внешние признаки реакции Обесцвечивание тёмно-фиолетового раствора Обесцвечивание тёмно-фиолетового раствора и выпадение бурого осадка Раствор из тёмно-фиолетового становится зелёным
к оглавлению ▴

Дихромат и хромат как окислители.

\(\bf K_2Cr_2O_7\) (кислая и нейтральная среда), \(\bf K_2CrO_4\) (щелочная среда) + восстановители \(\; \xrightarrow{}\) всегда получается \(\bf Cr^{+3}\)
кислая среда нейтральная среда щелочная среда
Соли тех кислот, которые участвуют в реакции: \(\rm CrCl_3^{\vphantom {2}}, Cr_2^{\vphantom {2}} \left( SO_4^{\vphantom {2}} \right)_3^{\vphantom {2}}\) \(\rm Cr \left( OH \right)_3\)
Раствор из оранжевого (жёлтого) становится зелёным Выпадение зелёного осадка, обесцвечивание оранжевого раствора
к оглавлению ▴

Повышение степеней окисления хрома и марганца.

\(\bf Cr^{+3}\) + очень сильные окислители \(\; \xrightarrow{} \bf Cr^{+6}\) (всегда независимо от среды!)
\(\rm Cr_2O_3, Cr(OH)_3\), соли, гидроксокомплексы + очень сильные окислители:
а)\(\rm K\,NO_3\), кислородсодержащие соли хлора (в щелочном расплаве)
б) \(\rm Cl_2, Br_2, H_2O_2\) (в щелочном растворе)
Щелочная среда:

образуется хромат \(\rm K_2CrO_4\)

\(\rm Cr(OH)_3\), соли + очень сильные окислители в кислой среде \(\rm (H\,NO_3\) или \(\rm CH_3COOH):\) \(\rm PbO_2, KBiO_3\)
Кислая среда:

образуется дихромат \(\rm K_2Cr_2O_7\) или дихромовая кислота \(\rm H_2Cr_2O_7\)

\(\rm Mn^{+2,+4}\) — оксид, гидроксид, соли + очень сильные окислители:
\(\rm K\,NO_3\), кислородсодержащие соли хлора (в расплаве)
Щелочная среда: \(\bf Mn^{+6}\)

\(\rm K_2MnO_4\) — манганат

\(\rm Mn^{+2}\) — соли + очень сильные окислители в кислой среде \(\rm (HNO_3\) или \(\rm CH_3COOH):\)
\(\rm PbO_2, KBiO_3\)
Кислая среда: \(\bf Mn^{+7}\)

\(\rm K\,MnO_4\) — перманганат
\(\rm H\,MnO_4\) — марганцевая кислота

к оглавлению ▴

Азотная кислота с металлами.

не выделяется водород, образуются продукты восстановления азота.

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот
\(\bf NO_2\) \(\bf NO\) \(\bf NO_2 / N_2 / NH_4NO_3\) \(\bf N_O\) (чаще)/ \(\bf N_2O / N_2 / NH_4NO_3\) \(\bf NO\)
Неактивные металлы (правее алюминия включительно) + конц. Кислота;
Неметаллы + конц. Кислота
Активные металлы (левее Mg включительно) + конц. Кислота Активные металлы (левее Mg включительно) + разб Кислота Металлы от алюминия до железа включительно + разб. кислота Неактивные металлы (правее кобальта включительно) + разб. Кислота
Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют:
\(\bf Al, Cr, Fe, Be, Co.\)
Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации:
\(\bf Au, Pt, Pd.\)
к оглавлению ▴

Серная кислота с металлами.

разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее \(\rm H\) в ряду напряжений, при этом выделяется водород;
— при реакции с металлами концентрированной серной кислоты не выделяется водород, образуются продукты восстановления серы.

\(\bf SO_2\) \(\bf H_2S\)
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. Кислота
Щелочные металлы до магния включительно + концентрированная кислота.
Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:
\(\bf Al, Cr, Fe, Be, Co.\)
Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации:
\(\bf Au, Pt, Pd.\)
к оглавлению ▴

Диспропорционирование.

Реакции диспропорционирования — это реакции, в которых один и тот же элемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая, и понижая свою степень окисления:

\(\rm 3Cl_2 + 6KOH \xrightarrow{t^{\circ}} 5KCl + KClO_3 + 3H_2O\)

Диспропорционирование неметаллов — серы, фосфора, галогенов (кроме фтора).

Сера + щёлочь \(\xrightarrow{}\) 2 соли, сульфид и сульфит металла (реакция идёт при кипячении) \(\rm S^0 \xrightarrow{} S^{-2}\) и \(\rm S^{+4}\)
Фосфор + щелочь \(\xrightarrow{}\) фосфин \(\rm P\,H_3\) и соль гипофосфит \(\rm KH_2PO_2\) (реакция идёт при кипячении) \(\rm P^0 \xrightarrow{} P^{-3}\) и \(\rm P^{+1}\)
Хлор, бром, иод + вода (без нагревания) \(\xrightarrow{}\) 2 кислоты, \(\rm H\,Cl, H\,Cl\,O\)
Хлор, бром, иод + щелочь (без нагревания) \(\xrightarrow{}\) 2 соли, \(\rm K\,Cl\) и \(\rm K\,Cl\,O\) и вода
\(\rm Cl_2^0 \xrightarrow{} Cl^-\) и \(\rm Cl^+\)
Бром, иод + вода (при нагревании)\(\xrightarrow{}\) 2 кислоты, \(\rm H\,Br, H\,BrO_3\)
Хлор, бром, иод + щелочь (при нагревании)\(\xrightarrow{}\) 2 соли, \(\rm K\,Cl\) и \(\rm K\,ClO_3\) и вода
\(\rm Cl_2^0 \xrightarrow{} Cl^-\) и \(\rm Cl^{+5}\)
к оглавлению ▴

Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.

\(\rm NO_2\) + вода \(\xrightarrow{}\) 2 кислоты, азотная и азотистая
\(\rm NO_2\) + щелочь \(\xrightarrow{}\) 2 соли, нитрат и нитрит
\(\rm N^{+4} \xrightarrow{} N^{+3}\) и \(\rm N^{+5}\)
\(\rm K_2SO_3 \xrightarrow{t^{\circ}}\) сульфид и сульфат калия
\(\rm S^{+4} \xrightarrow{} S^{-2}\) и \(\rm S^{+6}\)
\(\rm K\,Cl\,O_3 \xrightarrow{t^{\circ}}\) 2 соли, хлорид и перхлорат \(\rm K\,Cl\,O_4\)
\(\rm Cl^{+5} \xrightarrow{} Cl^{-}\) и \(\rm Cl^{+7}\)
к оглавлению ▴

Активность металлов и неметаллов.

Для анализа активности металлов используют либо электрохимический ряд напряжений металлов, либо их положение в Периодической таблице. Чем активнее металл, тем легче он будет отдавать электроны и тем более хорошим восстановителем он будет в окислительно-восстановительных реакциях.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb  H  Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au

Активность неметаллов так же можно определить по их положению в таблице Менделеева.

В заданиях ЕГЭ считается, что азот — более активный неметалл, чем хлор.

На самом деле по поводу того, кто имеет большую электроотрицательность – азот или хлор, давно идут споры. Мы придерживаемся позиции, что хлор в данном противостоянии побеждает – он находится в седьмой группе, до устойчивого состояния ему не хватает одного электрона, в отличие от азота, которому не хватает трёх.

Более активный неметалл будет окислителем, а менее активный будет довольствоваться ролью восстановителя, если они реагируют друг с другом.

Данные из справочника: CRS Handbook of Chemistry and Physics (издание 2007 года).
Таблица электроотрицательности (Х) некоторых атомов

Элемент
X
Элемент
X
Cs
0,79
H
2,20
K
0,82
C
2,55
Na
0,93
S
2,58
Li
0,98
I
2,66
Ca
1,0
Br
2,96
Mg
1,31
N
3,04
Be
1,57
Cl
3,16
Si
1,90
O
3,44
B
2,04
F
3,98
P
2,19
к оглавлению ▴

Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей.

а) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды:
\(\rm K\,Cl\,O_3 + P = P_2O_5 + K\,Cl\)

б) если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления — они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество).
\(\rm H_2S^{-2} + S^{(+4)}O_2 = S^0 + H_2O\)

к оглавлению ▴

Необходимые навыки.

  1. Расстановка степеней окисления.
    Необходимо помнить, что степень окисления — это гипотетический заряд атома (т.е. условный, мнимый), но он должен не выходить за рамки здравого смысла. Он может быть целым, дробным или равным нулю.

    Задание 1: Расставьте степени окисления в веществах:

    \(\rm HCOH\)\(\rm FeS_2\)\(\rm Ca(OCl)Cl\)\(\rm H_2S_2O_8\)

  2. Расстановка степеней окисления в органических веществах.
    Помните, что нас интересуют степени окисления только тех атомов углерода, которые меняют своё окружение в процессе ОВР, при этом общий заряд атома углерода и его неуглеродного окружения принимается за 0.

    Задание 2: Определите степень окисления атомов углерода, обведённых рамкой вместе с неуглеродным окружением:

    2-метилбутен-2: \(\rm CH_3\)–\(\rm CH\)=\(\rm C\)\(\rm (CH_3)-CH_3\)

    ацетон: \(\rm (CH_3)_2\)\(\rm CO\)

    уксусная кислота: \(\rm CH_3\)–\(\rm COOH\)

  3. Не забывайте задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает, и во что они переходят? Чтобы не получалось, что электроны прилетают из ниоткуда или улетают в никуда.
    Пример: \(\rm KNO_2 + KI + H_2SO_4 \xrightarrow{} \dotso + \dotso + \dotso + \dotso\)

    В этой реакции надо увидеть, что иодид калия \(\rm KI\) может являться только восстановителем, поэтому нитрит калия \(\rm KNO_2\) будет принимать электроны, понижая свою степень окисления.
    Причём в этих условиях (разбавленный раствор) азот переходит из \(\bf +3\) в ближайшую степень окисления \(\bf +2\).

    \(\rm KNO_2 + KI + H_2SO_4 \xrightarrow{} I_2 + NO + K_2SO_4 + H_2O\)
  4. Составление электронного баланса сложнее, если формульная единица вещества содержит несколько атомов окислителя или восстановителя.
    В этом случае это необходимо учитывать в полуреакции, рассчитывая число электронов.
    Самая частая проблема — с дихроматом калия \(\rm K_2Cr_2O_7\), когда он в роли окислителя переходит в \(+3\):

    \(\rm 2Cr^{+6} + 6e \xrightarrow{} 2Cr^{+3}\)

    Эти же двойки нельзя забыть при уравнивании, ведь они указывают число атомов данного вида в уравнении.

    Задание 3: Какой коэффициент нужно поставить перед \(\rm FeSO_4\) и перед \(\rm Fe_2(SO_4)_3\)

    \(\rm FeSO_4 + K_2Cr_2O_7 + H_2SO_4 \xrightarrow{} Fe_2(SO_4)_3 + Cr_2(SO_4)_3 + K_2SO_4 + H_2O\)
    \(\rm Fe^{+2} - 1e \xrightarrow{} Fe^{+3}\)
    \(\rm 2Cr^{+6} + \dotso e \xrightarrow{} 2Cr^{+3}\)

    Задание 4: Какой коэффициент в уравнении реакции будет стоять перед магнием?

    \(\rm HNO_3 + Mg \xrightarrow{} Mg(NO_3)_2 + N_2O + H_2O\)

  5. Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция.
    Это можно сделать либо про продуктам восстановления марганца и хрома, либо по типу соединений, которые получились в правой части реакции: например, если в продуктах мы видим кислоту, кислотный оксид — значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла — точно не кислая. Ну и разумеется, если в левой части мы видим сульфаты металлов, а в правой — ничего похожего на соединения серы — видимо, реакция проводится в присутствии серной кислоты.

    Задание 5: Определите среду и вещества в каждой реакции:

    \(\rm PH_3 + \dotso + \dotso \xrightarrow{} K_2MnO_4 + \dotso + \dotso\)

    \(\rm PH_3 + \dotso + \dotso \xrightarrow{} MnSO_4 + H_3PO_4 + \dotso + \dotso\)

  6. Помните, что вода — вольный путешественник, она может как участвовать в реакции, так и образовываться.
    Задание 6: В какой стороне реакции окажется вода? Bо что перейдёт цинк?

    \(\rm KNO_3 + Zn + KOH \xrightarrow{} NH_3 + \dotso\)

    Задание 7: Мягкое и жесткое окисление алкенов.
    Допишите и уравняйте реакции, предварительно расставив степени окисления в органических молекулах:

    \(\rm CH_3-CH = CH_2 + KMnO_4 + H_2O\) (хол. р-р.) \(\rm \xrightarrow{} CH_3-CHOH-CH_2OH + \dotso\)

    \(\rm CH_3-CH=CH_2 + KMnO_4\) (водн.р-р)  \(\rm \xrightarrow{t^{\circ}} CH_3-COOK + K_2CO_3 + \dotso\)
  7. Иногда какой-либо продукт реакции можно определить, только составив электронный баланс и поняв, каких частиц у нас больше:
    Задание 8: Какие продукты ещё получатся? Допишите и уравняйте реакцию:

    \(\rm MnSO_4 + KMnO_4 + H_2O \xrightarrow{} MnO_2 + \dotso\)

  8. Во что переходят реагенты в реакции?
    Если ответ на этот вопрос не дают выученные нами схемы, то нужно проанализировать, какие в реакции окислитель и восстановитель — сильные или не очень?
    Если окислитель средней силы, вряд ли он может окислить, например, серу из \(-2\) в \(+6\), обычно окисление идёт только до \(\rm S^0\).
    И наоборот, если \(\rm KI\) — сильный восстановитель и может восстановить серу из \(+6\) до \(-2\), то \(\rm KBr\) — только до \(+4\).

    Задание 9: Во что перейдёт сера? Допишите и уравняйте реакции:

    \(\rm H_2S + KMnO_4 + H_2O \xrightarrow{} \dotso\)

    \(\rm H_2S + HNO_3\) (конц.) \(\xrightarrow{} \dotso\)

  9. Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель.
    Задание 10: Сколько ещё продуктов в этой реакции, и каких?

    \(\rm KMnO_4 + HCl \xrightarrow{} MnCl_2 + \dotso\)

  10. Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.
    Задание 11: Кто из этих галогенов окислитель, а кто восстановитель?

    \(\rm Cl_2 + I_2 + H_2O \xrightarrow{} \dotso + \dotso\)

  11. Если же один из реагентов — типичный окислитель или восстановитель — тогда второй будет «выполнять его волю», либо отдавая электроны окислителю, либо принимая у восстановителя.

    Пероксид водорода — вещество с двойственной природой, в роли окислителя (которая ему более характерна) переходит в воду, а в роли восстановителя — переходит в свободный газообразный кислород.

    Задание 12: Какую роль выполняет пероксид водорода в каждой реакции?

    \(\rm H_2O_2 + KI + H_2SO_4 \xrightarrow{}\)

    \(\rm H_2O_2 + K_2Cr_2O_7 + H_2SO_4 \xrightarrow{}\)

    \(\rm H_2O_2 + KNO_2 \xrightarrow{}\)

к оглавлению ▴

Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении.

Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса.
Помните, что удваивать или сокращать их можно только вместе. Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) — его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены.
Предпоследним уравнивается водород, а по кислороду мы только проверяем!

  1. Задание 13: Допишите и уравняйте:

    \(\rm HNO_3 + Al \xrightarrow{} Al(NO_3)_3 + N_2 + H_2O\)

    \(\rm Al + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{} Al_2(SO_4)_3 + \dotso + K_2SO_4 + H_2O\)

Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты.
Число атомов кислорода в левой и правой части должно сойтись!
Если этого не произошло (при условии, что вы их считаете правильно), значит, где-то ошибка.

к оглавлению ▴

Возможные ошибки.

  1. Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно.
    Часто ошибаются в следующих случаях:

    а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин \(\rm PH_3\) — степень окисления у фосфора — отрицательная;
    б) в органических веществах — проверьте ещё раз, всё ли окружение атома \(\rm C\) учтено;
    в) аммиак и соли аммония — в них азот всегда имеет степень окисления \(-3\);
    г) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления \(+1, +3, +5,+7 \);
    д) пероксиды и надпероксиды — в них кислород не имеет степени окисления \(-2\), бывает \(-1\), а в \(\rm KO_2\) — даже \(-\frac{1}{2}\);
    е) двойные оксиды: \(\rm Fe_3O_4, Pb_3O_4\) — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.
    Задание 14: Допишите и уравняйте:

    \(\rm Fe_3O_4 + HNO_3 \xrightarrow{} Fe(NO_3)_3 + NO + \dotso\)

    Задание 15: Допишите и уравняйте:

    \(\rm KO_2 + KMnO_4 + \dotso \xrightarrow{} \dotso + \dotso + K_2SO_4 + H_2O\)

  2. Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот.
    Пример: в реакции \(\rm MnO_2 + HCl \xrightarrow{} MnCl_2 + Cl_2 + H_2O\) свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса…
  3. Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!
    а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
    б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
    в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.
    Задание 16: Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях:

    \(\rm Ba + HNO_3 \xrightarrow{} BaO + NO_2 + H_2O\)

    \(\rm PH_3 + KMnO_4 + KOH \xrightarrow{} K_2MnO_4 + H_3PO_4 + H_2O\)

    \(\rm P + HNO_3 \xrightarrow{} P_2O_5 + NO_2 + H_2O\)

    \(\rm FeSO_4 + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{} Fe(OH)_3 + MnSO_4 + K_2SO_4 + H_2O\)

к оглавлению ▴

Ответы и решения к заданиям с пояснениями.

Задание 1:

\(\rm H^+C^0O^{-2}H^+\)\(\rm Fe^{+2}S_2^-\)\(\rm Ca^{+2}(O^{-2}Cl^+)Cl^-\)\(\rm H_2^+S_2^{+7}O_8^{-2}\)

Задание 2:

2-метилбутен-2: \(\rm CH_3\)–\(\rm C^{-1}H^{+1}\)=\(\rm C^0\)\(\rm (CH_3)-CH_3\)

ацетон: \(\rm (CH_3)_2\)\(\rm C^{+2}O^{-2}\)

уксусная кислота: \(\rm CH_3\)–\(\rm C^{+3}O^{-2}O^{-2}H^+\)

Задание 3:

Так как в молекуле дихромата 2 атома хрома, то и электронов они отдают в 2 раза больше — т.е. 6.

\(\rm 6FeSO_4+K_2Cr_2O_7+7H_2SO_4 \xrightarrow{} 3Fe_2(SO_4)_3 + Cr_2(SO_4)_3 + K_2SO_4 + 7H_2O\)

Задание 4:

Так как в молекуле \(\rm N_2O\) два атома азота, эту двойку надо учесть в электронном балансе — т.е. перед магнием должен быть коэффициент \(4\).

\(\rm 10HNO_3 + 4Mg \xrightarrow{} 4Mg(NO_3)_2 + N_2O + 5H_2O\)

Задание 5:

Если среда щелочная, то фосфор \(+5\) будет существовать в виде соли — фосфата калия.

\(\rm PH_3 + 8KMnO_4 + 11KOH \xrightarrow{} 8K_2MnO_4 + K_3PO_4 + 7H_2O\)
Если среда кислая, то фосфин переходит в фосфорную кислоту.

\(\rm PH_3 + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{} MnSO_4 + H_3PO_4 + K_2SO_4 + H_2O\)

Задание 6:

Так как цинк — амфотерный металл, в щелочном растворе он образует гидроксокомплекс. В результате расстановки коэффициентов обнаруживается, что вода должна присутствовать в левой части реакции:

\(\rm KNO_3 + 4Zn + 7KOH + 6H_2O \xrightarrow{} N^{-3}H_3^+ + 4K_2[Zn(OH)_4]\)

Задание 7:

Электроны отдают два атома \(\bf C\) в молекуле алкена. Поэтому мы должны учесть общее количество отданных всей молекулой электронов:

\(\rm 3CH_3-C^{-1}H = C^{-2}H_2 + 2KMn+7O_4 + 4H_2O\) (хол. р-р.) \(\rm \xrightarrow{} 3CH_3-C^0HOH-C^{-1}H_2OH + 2Mn^{+4}O_2 + 2KOH \)
 

\(\rm 3CH_3-C^{-1}H = C^{-2}H_2 + 10KMn^{+7}O_4\xrightarrow{t^{\circ}}3CH_3-C^{+3}OOK + 3K_2C^{+4}O_3 + 10Mn^{+4}O_2 + KOH + 4H_2O\)

Обратите внимание, что из 10 ионов калия 9 распределены между двумя солями, поэтому щелочи получится только одна молекула.

Задание 8:

\(\rm 3MnSO_4 + 2KMnO_4 + 2H_2O \xrightarrow{} 5MnO_2 + K_2SO_4 + 2H_2SO_4\)
В процессе составления баланса мы видим, что на 2 иона \(\bf K^+\) приходится 3 сульфат-иона. Значит, помимо сульфата калия образуется ещё серная кислота (2 молекулы).

Задание 9:

\(\rm 3H_2S + 2KMnO_4 + (H\llap {---}_2\llap {---}O\llap {---}) \xrightarrow{} 3S^0 + 2MnO_2 + 2KOH + 2H_2O\)
(перманганат не очень сильный окислитель в растворе; обратите внимание, что вода переходит в процессе уравнивания вправо!)

\(\rm H_2S + 8HNO_3 \) (конц.) \(\rm \xrightarrow{} H_2S^{+6}O_4 + 8NO_2 + 4H_2O\)
(концентрированная азотная кислота очень сильный окислитель)

Задание 10:

Не забудьте, что марганец принимает электроны, при этом хлор их должен отдать.
Хлор выделяется в виде простого вещества.

\(\rm 2KMnO_4 + 16HCl \xrightarrow{} 2MnCl_2 + 5Cl_2 + 2KCl + 8H_2O\)

Задание 11:

Чем выше в подгруппе неметалл, тем более он активный окислитель, т.е. хлор в этой реакции будет окислителем. Йод переходит в наиболее устойчивую для него положительную степень окисления \(+5\), образуя йодноватую кислоту.

\(\rm 5Cl_2 + I_2 + 6H_2O \xrightarrow{} 10HCl + 2HIO_3\)

Задание 12:

\(\rm H_2O_2 + 2KI + H_2SO_4 \xrightarrow{} I_2 + K_2SO_4 + 2H_2O\)
(пероксид — окислитель, т.к. восстановитель — \(\rm KI\))

\(\rm 3H_2O_2 + K_2Cr_2O_7 + 4H_2SO_4 \xrightarrow{} 3O_2 + Cr_2(SO_4)_3 + K_2SO_4 + 7H_2O\)
(пероксид — восстановитель, т.к. окислитель — перманганат калия)

\(\rm H_2O_2 + KNO_2 \xrightarrow{} KNO_3 + H_2O\)
(пероксид — окислитель, т.к. роль восстановителя более характерна для нитрита калия, который стремится перейти в нитрат)

Задание 13:

\(\rm 36HNO_3 + Al \xrightarrow{} 10Al(NO_3)_3 + 3N_2 + 18H_2O\)

\(\rm 10Al + 6KMnO_4 + 24H_2SO_4 \xrightarrow{} 5Al_2(SO_4)_3 + 6MnSO_4 + 3K_2SO_4 + 24H_2O\)

Задание 14:

В молекуле \(\rm Fe_3O_4\) из трех атомов железа только один имеет заряд \(+2\). Он окислится в \(+3\).
\(\rm (Fe^{+2}O \cdot Fe_2^{+3}O_3)\)

\(\bf 3Fe_3O_4 \rm + 28HNO_3 \xrightarrow{} 9Fe^{+3}(NO_3)_3 + NO + 14H_2O\)

Задание 15:

Общий заряд частицы \(\rm O_2\) в надпероксиде калия \(\rm KO_2\) равен \(-1\). Поэтому он может отдать только \(\rm 1e\).

\(\rm 5KO_2 + KMnO_4 + 4H_2SO_4 \xrightarrow{} 5O_2 + MnSO_4 + 3K_2SO_4 + 4H_2O\)

Задание 16:

\(\rm Ba + HNO_3 \xrightarrow{} B\llap {---}a\llap {---}O\llap {---} + NO_2 + H_2O\) (водный раствор)
\(\rm Ba + HNO_3 \xrightarrow{} \bf Ba(NO_3)_2 \rm + NO_2 + H_2O\)

\(\rm PH_3 + KMnO_4 + KOH \xrightarrow{} K_2MnO_4 + H\llap {---}_3\llap {---}P\llap {---}O\llap {---}_4\llap {---} + H_2O\) (щелочная среда)
\(\rm PH_3 + KMnO_4 + KOH \xrightarrow{} K_2MnO_4 + \bf K_3PO_4 \rm + H_2O\)

\(\rm P + HNO_3 \xrightarrow{} P\llap {---}_2\llap {---}O\llap {---}_5\llap {---} + NO_2 + H_2O\) (водный раствор)
\(\rm P + HNO_3 \xrightarrow{} \bf H_3PO_4 \rm + NO_2 + H_2O\)

\(\rm FeSO_4 + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{} Fe\llap {---}(O\llap {---}H\llap {---})_3\llap {---} + MnSO_4 + K_2SO_4 + H_2O \) (кислая среда)
\(\rm FeSO_4 + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{}\bf Fe_2(SO_4)_3 \rm + MnSO_4 + K_2SO_4 + H_2O\)

Если вам нравятся наши материалы - записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по химии  онлайн

Читаем дальше: Задача С2 на ЕГЭ по химии.
Задачи на сплавы и смеси на ЕГЭ по химии.
Задача С5 на ЕГЭ по химии. Определение формул органических веществ.

Поделиться страницей

Это полезно

Теория вероятностей на ЕГЭ-2025 по математике
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
ЕГЭ Математика
Олимпиада ОММО:
100 баллов за 5 задач