Сдай ЕГЭ! Бесплатные материалы для подготовки каждую неделю!
null
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
banner
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Задание 29 на ЕГЭ по химии. Особенности, советы, рекомендации.

Автор статьи — профессиональный репетитор О. В. Овчинникова.

Вторая часть на ЕГЭ по химии включает 6 заданий, и каждое из них требует развёрнутого ответа. Для сдачи экзамена на высокий балл потребуется научиться решать все. Первым идёт задание 29, где нужно составить окислительно-восстановительную реакцию, используя вещества из списка. Вот один из вариантов формулировки:

Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительновосстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Это задание в последние годы заметно усложнили. Если ранее было достаточно найти любые два вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция (ОВР), записать её и уравнять методом электронного баланса, то теперь необходимо также знать визуальные признаки взаимодействия этих веществ.
Нам подойдёт реакция, которая описана в условии, любую другую не зачтут. Из-за этого для выполнения данного задания на ЕГЭ требуется не только научиться уравнивать ОВР методом электронного баланса, проработать огромное количество материала, связанного с химическими свойствами веществ, но и запомнить, что происходит в процессе большинства из данных реакций внешне. Звучит страшно, но надо понимать: всё это пригодится вам и в других заданиях.

Приведённая ниже информация поможет понять, на что обратить внимание.

к оглавлению ▴

Теоретические сведения.

Перманганат калия как окислитель.

\bf KMnO_4 + восстановители \; \xrightarrow{}
Среда, куда переходит в кислой среде \bf Mn^{+2} в нейтральной среде \bf Mn^{+4} в щелочной среде \bf Mn^{+6}
Образующееся соединение марганца (соль той кислоты, которая участвует в реакции)
\rm M \mkern -2mu nSO_4, M \mkern -2mu nCl_2
\rm M \mkern -2mu nO_2 \downarrow Манганат \rm K_2M \mkern -2mu nO_4
Внешние признаки реакции Обесцвечивание тёмно-фиолетового раствора Обесцвечивание тёмно-фиолетового раствора и выпадение бурого осадка Раствор из тёмно-фиолетового становится зелёным
к оглавлению ▴

Дихромат и хромат как окислители.

\bf K_2Cr_2O_7 (кислая и нейтральная среда), \bf K_2CrO_4 (щелочная среда) + восстановители \; \xrightarrow{} всегда получается \bf Cr^{+3}
кислая среда нейтральная среда щелочная среда
Соли тех кислот, которые участвуют в реакции: \rm CrCl_3^{\vphantom {2}}, Cr_2^{\vphantom {2}} \left( SO_4^{\vphantom {2}} \right)_3^{\vphantom {2}} \rm Cr \left( OH \right)_3
Раствор из оранжевого (жёлтого) становится зелёным Выпадение зелёного осадка, обесцвечивание оранжевого раствора
к оглавлению ▴

Повышение степеней окисления хрома и марганца.

\bf Cr^{+3} + очень сильные окислители \; \xrightarrow{} \bf Cr^{+6} (всегда независимо от среды!)
\rm Cr_2O_3, Cr(OH)_3, соли, гидроксокомплексы + очень сильные окислители:
а)\rm K\,NO_3, кислородсодержащие соли хлора (в щелочном расплаве)
б) \rm Cl_2, Br_2, H_2O_2 (в щелочном растворе)
Щелочная среда:

образуется хромат \rm K_2CrO_4

\rm Cr(OH)_3, соли + очень сильные окислители в кислой среде \rm (H\,NO_3 или \rm CH_3COOH): \rm PbO_2, KBiO_3
Кислая среда:

образуется дихромат \rm K_2Cr_2O_7 или дихромовая кислота \rm H_2Cr_2O_7

\rm Mn^{+2,+4} — оксид, гидроксид, соли + очень сильные окислители:
\rm K\,NO_3, кислородсодержащие соли хлора (в расплаве)
Щелочная среда: \bf Mn^{+6}

\rm K_2MnO_4 — манганат

\rm Mn^{+2} — соли + очень сильные окислители в кислой среде \rm (HNO_3 или \rm CH_3COOH):
\rm PbO_2, KBiO_3
Кислая среда: \bf Mn^{+7}

\rm K\,MnO_4 — перманганат
\rm H\,MnO_4 — марганцевая кислота

к оглавлению ▴

Азотная кислота с металлами.

не выделяется водород, образуются продукты восстановления азота.

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот
\bf NO_2 \bf NO \bf NO_2 / N_2 / NH_4NO_3 \bf N_O (чаще)/ \bf N_2O / N_2 / NH_4NO_3 \bf NO
Неактивные металлы (правее алюминия включительно) + конц. Кислота;
Неметаллы + конц. Кислота
Активные металлы (левее Mg включительно) + конц. Кислота Активные металлы (левее Mg включительно) + разб Кислота Металлы от алюминия до железа включительно + разб. кислота Неактивные металлы (правее кобальта включительно) + разб. Кислота
Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют:
\bf Al, Cr, Fe, Be, Co.
Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации:
\bf Au, Pt, Pd.
к оглавлению ▴

Серная кислота с металлами.

разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее \rm H в ряду напряжений, при этом выделяется водород;
— при реакции с металлами концентрированной серной кислоты не выделяется водород, образуются продукты восстановления серы.

\bf SO_2 \bf H_2S
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. Кислота
Щелочные металлы до магния включительно + концентрированная кислота.
Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:
\bf Al, Cr, Fe, Be, Co.
Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации:
\bf Au, Pt, Pd.
к оглавлению ▴

Диспропорционирование.

Реакции диспропорционирования — это реакции, в которых один и тот же элемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая, и понижая свою степень окисления:

\rm 3Cl_2 + 6KOH \xrightarrow{t^{\circ}} 5KCl + KClO_3 + 3H_2O
к оглавлению ▴

Диспропорционирование неметаллов — серы, фосфора, галогенов (кроме фтора).

Сера + щёлочь \xrightarrow{} 2 соли, сульфид и сульфит металла (реакция идёт при кипячении) \rm S^0 \xrightarrow{} S^{-2} и \rm S^{+4}
Фосфор + щелочь \xrightarrow{} фосфин \rm P\,H_3 и соль гипофосфит \rm KH_2PO_2 (реакция идёт при кипячении) \rm P^0 \xrightarrow{} P^{-3} и \rm P^{+1}
Хлор, бром, иод + вода (без нагревания) \xrightarrow{} 2 кислоты, \rm H\,Cl, H\,Cl\,O
Хлор, бром, иод + щелочь (без нагревания) \xrightarrow{} 2 соли, \rm K\,Cl и \rm K\,Cl\,O и вода
\rm Cl_2^0 \xrightarrow{} Cl^- и \rm Cl^+
Бром, иод + вода (при нагревании)\xrightarrow{} 2 кислоты, \rm H\,Br, H\,BrO_3
Хлор, бром, иод + щелочь (при нагревании)\xrightarrow{} 2 соли, \rm K\,Cl и \rm K\,ClO_3 и вода
\rm Cl_2^0 \xrightarrow{} Cl^- и \rm Cl^{+5}
к оглавлению ▴

Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.

\rm NO_2 + вода \xrightarrow{} 2 кислоты, азотная и азотистая
\rm NO_2 + щелочь \xrightarrow{} 2 соли, нитрат и нитрит
\rm N^{+4} \xrightarrow{} N^{+3} и \rm N^{+5}
\rm K_2SO_3 \xrightarrow{t^{\circ}} сульфид и сульфат калия
\rm S^{+4} \xrightarrow{} S^{-2} и \rm S^{+6}
\rm K\,Cl\,O_3 \xrightarrow{t^{\circ}} 2 соли, хлорид и перхлорат \rm K\,Cl\,O_4
\rm Cl^{+5} \xrightarrow{} Cl^{-} и \rm Cl^{+7}
к оглавлению ▴

Активность металлов и неметаллов.

Для анализа активности металлов используют либо электрохимический ряд напряжений металлов, либо их положение в Периодической таблице. Чем активнее металл, тем легче он будет отдавать электроны и тем более хорошим восстановителем он будет в окислительно-восстановительных реакциях.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb  H  Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au

Активность неметаллов так же можно определить по их положению в таблице Менделеева.

В заданиях ЕГЭ считается, что азот — более активный неметалл, чем хлор.

На самом деле по поводу того, кто имеет большую электроотрицательность – азот или хлор, давно идут споры. Мы придерживаемся позиции, что хлор в данном противостоянии побеждает – он находится в седьмой группе, до устойчивого состояния ему не хватает одного электрона, в отличие от азота, которому не хватает трёх.

Более активный неметалл будет окислителем, а менее активный будет довольствоваться ролью восстановителя, если они реагируют друг с другом.

Данные из справочника: CRS Handbook of Chemistry and Physics (издание 2007 года).
Таблица электроотрицательности (Х) некоторых атомов

Элемент
X
Элемент
X
Cs
0,79
H
2,20
K
0,82
C
2,55
Na
0,93
S
2,58
Li
0,98
I
2,66
Ca
1,0
Br
2,96
Mg
1,31
N
3,04
Be
1,57
Cl
3,16
Si
1,90
O
3,44
B
2,04
F
3,98
P
2,19
к оглавлению ▴

Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей.

а) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды:
\rm K\,Cl\,O_3 + P = P_2O_5 + K\,Cl

б) если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления — они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество).
\rm H_2S^{-2} + S^{(+4)}O_2 = S^0 + H_2O

к оглавлению ▴

Необходимые навыки.

  1. Расстановка степеней окисления.
    Необходимо помнить, что степень окисления — это гипотетический заряд атома (т.е. условный, мнимый), но он должен не выходить за рамки здравого смысла. Он может быть целым, дробным или равным нулю.

    Задание 1: Расставьте степени окисления в веществах:

    \rm HCOH\rm FeS_2\rm Ca(OCl)Cl\rm H_2S_2O_8

  2. Расстановка степеней окисления в органических веществах.
    Помните, что нас интересуют степени окисления только тех атомов углерода, которые меняют своё окружение в процессе ОВР, при этом общий заряд атома углерода и его неуглеродного окружения принимается за 0.

    Задание 2: Определите степень окисления атомов углерода, обведённых рамкой вместе с неуглеродным окружением:

    2-метилбутен-2: \rm CH_3\rm CH=\rm C\rm (CH_3)-CH_3

    ацетон: \rm (CH_3)_2\rm CO

    уксусная кислота: \rm CH_3\rm COOH

  3. Не забывайте задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает, и во что они переходят? Чтобы не получалось, что электроны прилетают из ниоткуда или улетают в никуда.
    Пример: \rm KNO_2 + KI + H_2SO_4 \xrightarrow{} \dotso + \dotso + \dotso + \dotso

    В этой реакции надо увидеть, что иодид калия \rm KI может являться только восстановителем, поэтому нитрит калия \rm KNO_2 будет принимать электроны, понижая свою степень окисления.
    Причём в этих условиях (разбавленный раствор) азот переходит из \bf +3 в ближайшую степень окисления \bf +2.

    \rm KNO_2 + KI + H_2SO_4 \xrightarrow{} I_2 + NO + K_2SO_4 + H_2O
  4. Составление электронного баланса сложнее, если формульная единица вещества содержит несколько атомов окислителя или восстановителя.
    В этом случае это необходимо учитывать в полуреакции, рассчитывая число электронов.
    Самая частая проблема — с дихроматом калия \rm K_2Cr_2O_7, когда он в роли окислителя переходит в +3:

    \rm 2Cr^{+6} + 6e \xrightarrow{} 2Cr^{+3}

    Эти же двойки нельзя забыть при уравнивании, ведь они указывают число атомов данного вида в уравнении.

    Задание 3: Какой коэффициент нужно поставить перед \rm FeSO_4 и перед \rm Fe_2(SO_4)_3

    \rm FeSO_4 + K_2Cr_2O_7 + H_2SO_4 \xrightarrow{} Fe_2(SO_4)_3 + Cr_2(SO_4)_3 + K_2SO_4 + H_2O
    \rm Fe^{+2} - 1e \xrightarrow{} Fe^{+3}
    \rm 2Cr^{+6} + \dotso e \xrightarrow{} 2Cr^{+3}

    Задание 4: Какой коэффициент в уравнении реакции будет стоять перед магнием?

    \rm HNO_3 + Mg \xrightarrow{} Mg(NO_3)_2 + N_2O + H_2O

  5. Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция.
    Это можно сделать либо про продуктам восстановления марганца и хрома, либо по типу соединений, которые получились в правой части реакции: например, если в продуктах мы видим кислоту, кислотный оксид — значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла — точно не кислая. Ну и разумеется, если в левой части мы видим сульфаты металлов, а в правой — ничего похожего на соединения серы — видимо, реакция проводится в присутствии серной кислоты.

    Задание 5: Определите среду и вещества в каждой реакции:

    \rm PH_3 + \dotso + \dotso \xrightarrow{} K_2MnO_4 + \dotso + \dotso

    \rm PH_3 + \dotso + \dotso \xrightarrow{} MnSO_4 + H_3PO_4 + \dotso + \dotso

  6. Помните, что вода — вольный путешественник, она может как участвовать в реакции, так и образовываться.
    Задание 6: В какой стороне реакции окажется вода? Bо что перейдёт цинк?

    \rm KNO_3 + Zn + KOH \xrightarrow{} NH_3 + \dotso

    Задание 7: Мягкое и жесткое окисление алкенов.
    Допишите и уравняйте реакции, предварительно расставив степени окисления в органических молекулах:

    \rm CH_3-CH = CH_2 + KMnO_4 + H_2O (хол. р-р.) \rm \xrightarrow{} CH_3-CHOH-CH_2OH + \dotso

    \rm CH_3-CH=CH_2 + KMnO_4 (водн.р-р)  \rm \xrightarrow{t^{\circ}} CH_3-COOK + K_2CO_3 + \dotso
  7. Иногда какой-либо продукт реакции можно определить, только составив электронный баланс и поняв, каких частиц у нас больше:
    Задание 8: Какие продукты ещё получатся? Допишите и уравняйте реакцию:

    \rm MnSO_4 + KMnO_4 + H_2O \xrightarrow{} MnO_2 + \dotso

  8. Во что переходят реагенты в реакции?
    Если ответ на этот вопрос не дают выученные нами схемы, то нужно проанализировать, какие в реакции окислитель и восстановитель — сильные или не очень?
    Если окислитель средней силы, вряд ли он может окислить, например, серу из -2 в +6, обычно окисление идёт только до \rm S^0.
    И наоборот, если \rm KI — сильный восстановитель и может восстановить серу из +6 до -2, то \rm KBr — только до +4.

    Задание 9: Во что перейдёт сера? Допишите и уравняйте реакции:

    \rm H_2S + KMnO_4 + H_2O \xrightarrow{} \dotso

    \rm H_2S + HNO_3 (конц.) \xrightarrow{} \dotso

  9. Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель.
    Задание 10: Сколько ещё продуктов в этой реакции, и каких?

    \rm KMnO_4 + HCl \xrightarrow{} MnCl_2 + \dotso

  10. Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.
    Задание 11: Кто из этих галогенов окислитель, а кто восстановитель?

    \rm Cl_2 + I_2 + H_2O \xrightarrow{} \dotso + \dotso

  11. Если же один из реагентов — типичный окислитель или восстановитель — тогда второй будет «выполнять его волю», либо отдавая электроны окислителю, либо принимая у восстановителя.

    Пероксид водорода — вещество с двойственной природой, в роли окислителя (которая ему более характерна) переходит в воду, а в роли восстановителя — переходит в свободный газообразный кислород.

    Задание 12: Какую роль выполняет пероксид водорода в каждой реакции?

    \rm H_2O_2 + KI + H_2SO_4 \xrightarrow{}

    \rm H_2O_2 + K_2Cr_2O_7 + H_2SO_4 \xrightarrow{}

    \rm H_2O_2 + KNO_2 \xrightarrow{}

к оглавлению ▴

Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении.

Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса.
Помните, что удваивать или сокращать их можно только вместе. Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) — его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены.
Предпоследним уравнивается водород, а по кислороду мы только проверяем!

  1. Задание 13: Допишите и уравняйте:

    \rm HNO_3 + Al \xrightarrow{} Al(NO_3)_3 + N_2 + H_2O

    \rm Al + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{} Al_2(SO_4)_3 + \dotso + K_2SO_4 + H_2O

Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты.
Число атомов кислорода в левой и правой части должно сойтись!
Если этого не произошло (при условии, что вы их считаете правильно), значит, где-то ошибка.

к оглавлению ▴

Возможные ошибки.

  1. Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно.
    Часто ошибаются в следующих случаях:

    а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин \rm PH_3 — степень окисления у фосфора — отрицательная;
    б) в органических веществах — проверьте ещё раз, всё ли окружение атома \rm C учтено;
    в) аммиак и соли аммония — в них азот всегда имеет степень окисления -3;
    г) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления +1, +3, +5,+7 ;
    д) пероксиды и надпероксиды — в них кислород не имеет степени окисления -2, бывает -1, а в \rm KO_2 — даже -\frac{1}{2};
    е) двойные оксиды: \rm Fe_3O_4, Pb_3O_4 — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.
    Задание 14: Допишите и уравняйте:

    \rm Fe_3O_4 + HNO_3 \xrightarrow{} Fe(NO_3)_3 + NO + \dotso

    Задание 15: Допишите и уравняйте:

    \rm KO_2 + KMnO_4 + \dotso \xrightarrow{} \dotso + \dotso + K_2SO_4 + H_2O

  2. Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот.
    Пример: в реакции \rm MnO_2 + HCl \xrightarrow{} MnCl_2 + Cl_2 + H_2O свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса…
  3. Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!
    а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
    б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
    в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.
    Задание 16: Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях:

    \rm Ba + HNO_3 \xrightarrow{} BaO + NO_2 + H_2O

    \rm PH_3 + KMnO_4 + KOH \xrightarrow{} K_2MnO_4 + H_3PO_4 + H_2O

    \rm P + HNO_3 \xrightarrow{} P_2O_5 + NO_2 + H_2O

    \rm FeSO_4 + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{} Fe(OH)_3 + MnSO_4 + K_2SO_4 + H_2O

к оглавлению ▴

Ответы и решения к заданиям с пояснениями.

Задание 1:

\rm H^+C^0O^{-2}H^+\rm Fe^{+2}S_2^-\rm Ca^{+2}(O^{-2}Cl^+)Cl^-\rm H_2^+S_2^{+7}O_8^{-2}

Задание 2:

2-метилбутен-2: \rm CH_3\rm C^{-1}H^{+1}=\rm C^0\rm (CH_3)-CH_3

ацетон: \rm (CH_3)_2\rm C^{+2}O^{-2}

уксусная кислота: \rm CH_3\rm C^{+3}O^{-2}O^{-2}H^+

Задание 3:

Так как в молекуле дихромата 2 атома хрома, то и электронов они отдают в 2 раза больше — т.е. 6.

\rm 6FeSO_4+K_2Cr_2O_7+7H_2SO_4 \xrightarrow{} 3Fe_2(SO_4)_3 + Cr_2(SO_4)_3 + K_2SO_4 + 7H_2O

Задание 4:

Так как в молекуле \rm N_2O два атома азота, эту двойку надо учесть в электронном балансе — т.е. перед магнием должен быть коэффициент 4.

\rm 10HNO_3 + 4Mg \xrightarrow{} 4Mg(NO_3)_2 + N_2O + 5H_2O

Задание 5:

Если среда щелочная, то фосфор +5 будет существовать в виде соли — фосфата калия.

\rm PH_3 + 8KMnO_4 + 11KOH \xrightarrow{} 8K_2MnO_4 + K_3PO_4 + 7H_2O
Если среда кислая, то фосфин переходит в фосфорную кислоту.

\rm PH_3 + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{} MnSO_4 + H_3PO_4 + K_2SO_4 + H_2O

Задание 6:

Так как цинк — амфотерный металл, в щелочном растворе он образует гидроксокомплекс. В результате расстановки коэффициентов обнаруживается, что вода должна присутствовать в левой части реакции:

\rm KNO_3 + 4Zn + 7KOH + 6H_2O \xrightarrow{} N^{-3}H_3^+ + 4K_2[Zn(OH)_4]

Задание 7:

Электроны отдают два атома \bf C в молекуле алкена. Поэтому мы должны учесть общее количество отданных всей молекулой электронов:

\rm 3CH_3-C^{-1}H = C^{-2}H_2 + 2KMn+7O_4 + 4H_2O (хол. р-р.) \rm \xrightarrow{} 3CH_3-C^0HOH-C^{-1}H_2OH + 2Mn^{+4}O_2 + 2KOH
 

\rm 3CH_3-C^{-1}H = C^{-2}H_2 + 10KMn^{+7}O_4\xrightarrow{t^{\circ}}3CH_3-C^{+3}OOK + 3K_2C^{+4}O_3 + 10Mn^{+4}O_2 + KOH + 4H_2O

Обратите внимание, что из 10 ионов калия 9 распределены между двумя солями, поэтому щелочи получится только одна молекула.

Задание 8:

\rm 3MnSO_4 + 2KMnO_4 + 2H_2O \xrightarrow{} 5MnO_2 + K_2SO_4 + 2H_2SO_4
В процессе составления баланса мы видим, что на 2 иона \bf K^+ приходится 3 сульфат-иона. Значит, помимо сульфата калия образуется ещё серная кислота (2 молекулы).

Задание 9:

\rm 3H_2S + 2KMnO_4 + (H\llap {---}_2\llap {---}O\llap {---}) \xrightarrow{} 3S^0 + 2MnO_2 + 2KOH + 2H_2O
(перманганат не очень сильный окислитель в растворе; обратите внимание, что вода переходит в процессе уравнивания вправо!)

\rm H_2S + 8HNO_3 (конц.) \rm \xrightarrow{} H_2S^{+6}O_4 + 8NO_2 + 4H_2O
(концентрированная азотная кислота очень сильный окислитель)

Задание 10:

Не забудьте, что марганец принимает электроны, при этом хлор их должен отдать.
Хлор выделяется в виде простого вещества.

\rm 2KMnO_4 + 16HCl \xrightarrow{} 2MnCl_2 + 5Cl_2 + 2KCl + 8H_2O

Задание 11:

Чем выше в подгруппе неметалл, тем более он активный окислитель, т.е. хлор в этой реакции будет окислителем. Йод переходит в наиболее устойчивую для него положительную степень окисления +5, образуя йодноватую кислоту.

\rm 5Cl_2 + I_2 + 6H_2O \xrightarrow{} 10HCl + 2HIO_3

Задание 12:

\rm H_2O_2 + 2KI + H_2SO_4 \xrightarrow{} I_2 + K_2SO_4 + 2H_2O
(пероксид — окислитель, т.к. восстановитель — \rm KI)

\rm 3H_2O_2 + K_2Cr_2O_7 + 4H_2SO_4 \xrightarrow{} 3O_2 + Cr_2(SO_4)_3 + K_2SO_4 + 7H_2O
(пероксид — восстановитель, т.к. окислитель — перманганат калия)

\rm H_2O_2 + KNO_2 \xrightarrow{} KNO_3 + H_2O
(пероксид — окислитель, т.к. роль восстановителя более характерна для нитрита калия, который стремится перейти в нитрат)

Задание 13:

\rm 36HNO_3 + Al \xrightarrow{} 10Al(NO_3)_3 + 3N_2 + 18H_2O

\rm 10Al + 6KMnO_4 + 24H_2SO_4 \xrightarrow{} 5Al_2(SO_4)_3 + 6MnSO_4 + 3K_2SO_4 + 24H_2O

Задание 14:

В молекуле \rm Fe_3O_4 из трех атомов железа только один имеет заряд +2. Он окислится в +3.
\rm (Fe^{+2}O \cdot Fe_2^{+3}O_3)

\bf 3Fe_3O_4 \rm + 28HNO_3 \xrightarrow{} 9Fe^{+3}(NO_3)_3 + NO + 14H_2O

Задание 15:

Общий заряд частицы \rm O_2 в надпероксиде калия \rm KO_2 равен -1. Поэтому он может отдать только \rm 1e.

\rm 5KO_2 + KMnO_4 + 4H_2SO_4 \xrightarrow{} 5O_2 + MnSO_4 + 3K_2SO_4 + 4H_2O

Задание 16:

\rm Ba + HNO_3 \xrightarrow{} B\llap {---}a\llap {---}O\llap {---} + NO_2 + H_2O (водный раствор)
\rm Ba + HNO_3 \xrightarrow{} \bf Ba(NO_3)_2 \rm + NO_2 + H_2O

\rm PH_3 + KMnO_4 + KOH \xrightarrow{} K_2MnO_4 + H\llap {---}_3\llap {---}P\llap {---}O\llap {---}_4\llap {---} + H_2O (щелочная среда)
\rm PH_3 + KMnO_4 + KOH \xrightarrow{} K_2MnO_4 + \bf K_3PO_4 \rm + H_2O

\rm P + HNO_3 \xrightarrow{} P\llap {---}_2\llap {---}O\llap {---}_5\llap {---} + NO_2 + H_2O (водный раствор)
\rm P + HNO_3 \xrightarrow{} \bf H_3PO_4 \rm + NO_2 + H_2O

\rm FeSO_4 + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{} Fe\llap {---}(O\llap {---}H\llap {---})_3\llap {---} + MnSO_4 + K_2SO_4 + H_2O (кислая среда)
\rm FeSO_4 + KMnO_4 + H_2SO_4 \xrightarrow{}\bf Fe_2(SO_4)_3 \rm + MnSO_4 + K_2SO_4 + H_2O

Если вам нравятся наши материалы - записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по химии  онлайн

Читаем дальше: Задача С2 на ЕГЭ по химии.
Задачи на сплавы и смеси на ЕГЭ по химии.
Задача С5 на ЕГЭ по химии. Определение формул органических веществ.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами. Информация на странице «Задание 29 на ЕГЭ по химии. Особенности, советы, рекомендации.» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 06.02.2023

Поделиться страницей

Это полезно

Теория вероятностей на ЕГЭ-2023 по математике
В варианте ЕГЭ-2023 две задачи по теории вероятностей — это №3 и №4. По заданию 4 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
Математика 100 баллов
Неравенства. 14 задание ЕГЭ
Ященко и реальный ЕГЭ