Рассказывает педагог ЕГЭ-Студии Гущина Ольга Владимировна
Здравствуйте! Меня зовут Ольга Владимировна Гущина. Я репетитор по русскому языку и литературе. Сейчас я вам хочу рассказать о том, что представляет из себя особенный экзамен – ЕГЭ по литературе.
Что такое ЕГЭ по литературе?
Тестовая часть этого экзамена занимает обычно у ребят не больше 15-ти минут на самом экзамене. Поэтому о тестовой части я все уже сказала: она легкая, можно сказать, элементарная. Это некая подготовка для того, чтобы ученик умел пользоваться терминами, которые ему нужны на экзамене. А основная часть экзамена, основное время, которого всем не хватает на экзамене, – это пять письменных работ, пять сочинений.
Сочинения разноплановые, ученик должен от одного сочинения, первого (конкретный ответ на вопрос, анализ конкретного эпизода), перейти к совершенно иной теме, сравнительной теме (вспомнить два произведения, только в голове поискав их, нет никаких текстов, сравнить с предложенным фрагментом). Затем он переключается на стихотворение. Это совершенно иной вид работы, это иной род литературы. Анализирует стихотворение, переключается на следующий вид работы – сравнивает с двумя стихотворениями, которые только в голове. Еще раз напоминаю: девятый класс может пользоваться текстами, одиннадцатый класс не может. Жесткое условие, но оно для всех одинаковое. И последнее сочинение – это уже такой глубокий, разносторонний, доказательный ответ на вопрос, на проблемный вопрос.
С ребятами мы на первом занятии расписываем время, которое нужно затратить на каждую работу. У нас получается 20 минут сочинение, 40 минут, 20, 40 и 1,5 часа. Вот в это время надо укладываться. Представляете, как нужно быть готовым к экзамену, чтобы, не теряя ни секунды, не отвлекаясь, сесть и написать пять творческих работ?
Кто сдает ЕГЭ по литературе?
Ребята, которые приходят готовиться в сентябре, приходят по двум разным основным причинам, и они делятся, как правило, на две группы. Одни ребята прекрасно подготовленные, с прекрасными возможностями и способностями. Они пишут творческие работы, они побеждают на олимпиадах, они творят и претендуют на многое. Это будущие филологи, будущие журналисты. Они много читали, многое понимают, но, если такой человек готовится самостоятельно, его, как правило, ждет разочарование на экзамене. И вместо тех 100 баллов, на которые он правда претендует, он получит 70 и даже меньше. Это разочарование, потому что критерии очень важны, когда вы пишете сочинение, и когда эксперт их проверяет. Вот таким ребятам нужно помогать их знания, их умения, их талант направлять в нужное русло.
Есть другая группа ребят, которая сдает литературу по необходимости, этого требует вуз. Литература в школе – не их конек. Признаемся честно, они не все литературные произведения прочитают, которые нужны на экзамене, но сдавать экзамен нужно. Я порой чувствую себя врачом, я обязана помогать людям, любят они литературу или не любят, хорошие это люди или плохие. Хочется помочь всем. Поэтому для одной группы нужно наполнять уроки содержанием. Они должны оказаться в стихии русской литературы, им должно стать близким и понятным произведение, оно должно «ожить» перед ними: образы, эпизоды, сюжетные линии, характерные особенности – все должно уложиться в их голове. И, как правило, даже если ученик на первом занятии признается, что ему надо только сдать и все, только получить свои баллы, то далее он увлекается, ему начинает нравиться литература, она не может не нравиться, она захватывает его. Те ребята, которые хорошо владеют текстами литературных произведений, они учатся свою «непричесанную» творческую стихию направлять в нужное русло.
Что важнее всего при подготовке к ЕГЭ по литературе?
Моя задача дать им содержательную часть и показать те пути, по которым они должны идти на экзамене, создавая каждое сочинение. Это задача моя. Задача ребят – обязательно писать. Это главное условие. Те ребята, получившие 100 баллов, писали много работ, десятки работ. Я не знаю ни одного случая, чтобы, не создавая тренировочные сочинения в течение года, вдруг на экзамене появлялись шедевры. Работа, работа и работа. Не стоит бояться, что все время будет захвачено литературой. Еще раз вспомним, сколько надо времени потратить на письменный ответ на вопрос? 20 минут. Не надо растягивать время, не надо это удовольствие на часы растягивать. Надо поставить будильник, закрыть дверь в комнату, завести часы, сесть и встать через 20 минут, но уже с написанной работой.
Как проходит подготовка в ЕГЭ-Студии?
Курс подготовки по литературе похож на лекционный курс. Здесь важна содержательная часть. Но ученик при этом должен все время писать сочинения, он должен быть в тонусе. Нельзя оставлять на потом. «Я в течении года слушаю, читаю, слушаю, а в конце я попробую написать сочинение». Мы начинаем писать сразу. Сначала небольшие ответы на вопрос «Анализ эпизода». Это можно сделать даже если много не прочитано. Когда этот этап освоен, мы пробуем, потому что багаж накопился уже. Следующий этап – мы переходим к лирике, потому что лирика требует особого подхода и т. д. То есть в течение года занятие прошло, и в идеале ученик должен сесть и, потратив полчаса, написать письменную работу, которую преподаватель проверит по критериям, по которым проверяет и эксперт. Обязательно важно пойти по правильному пути.
Чем хороша работа в группах здесь? На уроках литературы в школе просто этому не уделяется внимания по объективным причинам: в классе есть 2 ученика, сдающие литературу, и 25, которые ее не сдают. Заниматься индивидуально с репетитором – не с чем сравнить свой уровень (хорошо я готовлюсь или плохо, слабо я пишу или на уровне). А вот когда собирается небольшая группа, мы друг другу помогаем и учим друг друга, на чужих ошибках, на своих ошибках. Если очень удачная работа, то ее ребята просят распечатать, они занимаются, глядя на этот образец.
Работа, которую мы вместе проводим в группах, обогащает каждого из нас. Ребята учатся на лучших сочинениях, на удавшихся сочинениях. Они учатся на своих и на чужих ошибках. Я признаюсь, что и у меня накапливается банк работ, которые я потом показываю ребятам и говорю: «Посмотрите, вот Милена, сдавшая на 100 баллов, оставила вам прекрасную работу, чтобы вам помочь и вас научить». Таким образом изо дня в день, каждую неделю, понемногу количественный результат переходит в качественный.
Признаюсь, что я каждый год особенно переживаю за тех, кто сдает литературу. Это мои труженики. Очень часто наши занятия перерастали программу, и разговор о книге превращался в разговор о жизни, я надеюсь, разговор хороших друзей. Так что желаю вам сдать экзамен, желаю вам успехов в жизни, желаю, чтобы литература была вместе с вами, она вас радовала бы и помогала вам. Удачи!
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.
В варианте ЕГЭ-2025 две задачи по теории вероятностей — это №4 и №5. По заданию 5 в Интернете почти нет доступных материалов. Но в нашем бесплатном мини-курсе все это есть.