ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников и как их избежать
О. М. Алиева, преподаватель ЕГЭ-Студии
ЕГЭ по обществознанию — один из популярных экзаменов по выбору. Выпускники считают его легким. И при этом допускают на ЕГЭ по обществознанию ужасные, вопиющие, ничем не объяснимые ошибки.
Какие именно типичные ошибки делают абитуриенты на ЕГЭ по обществознанию?
Вот что удалось выявить благодаря специальным исследованиям, результаты которых ежегодно публикует ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).
1. Ежегодно ЕГЭ по обществознанию показывает очевидные пробелы выпускников в знаниях правового блока.
А ведь эти знания необходимы каждому гражданину России.
Сегодня ты сдаешь ЕГЭ — но в ближайшем будущем ты работник, предприниматель, налогоплательщик, активный участник экономической жизни.
— Например, около 20% участников ЕГЭ не знают целей деятельности прокуратуры и полиции и считают, что правоохранительные органы принимают законы.
Вдумайтесь: школьники считают, что законы РФ принимают полицейские. Прямо на месте, в зависимости от ситуации и по своему произволу. Конечно, это абсурд.
— 24% выпускников уверены, что трудовой договор по желанию сторон может быть заключён в устной форме.
Что это значит?
Представьте себе, что директор предприятия говорит сотруднику: «Зачем нам лишние бумаги, давай просто так договоримся, что ты получаешь 100 тысяч рублей в месяц». Проходит месяц, сотрудник рассчитывает получить 100 тысяч… и получает всего 3000 рублей. Претензии не принимаются. «Ничего не знаю, - говорит директор предприятия, - скажи спасибо, что получил хотя бы это».
Значит, все-таки заключение трудового договора в письменной форме необходимо.
— 25% выпускников не знают о возможных сроках заключения трудового договора и условиях испытания работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе;
Другими словами, не знают о своих правах и обязанностях в качестве работников. Это означает – неготовность ко взрослой жизни в обществе.
— 30% не различают уголовное и гражданское право.
Например, считают, что лишение свободы – это административное наказание.
Задай себе вопрос: как изучение обществознания поможет тебе во взрослой жизни? Ведь тебе придется заключать трудовой договор (и не в устной форме, конечно!). Платить налоги. Знать свои права и обязанности.
2. К сожалению, около трети выпускников не понимает основ конституционного строя Российской Федерации. Не различают функции исполнительной и законодательной власти. Это самая распространенная ошибка.
Без этого невозможно сдать ЕГЭ не то что на высокий – хотя бы на положительный балл.
Важно четко понимать, что такое:
— светское государство,
— социальное государство,
— федеративное государство.
Далеко не все выпускники средней школы знают названия высших государственных органов Российской Федерации.
Доходит до смешного. Некоторые выделяют даже репродуктивную (!) функцию Правительства Российской Федерации (то есть считают, что обязанностью Правительства является зачатие и рождение новых граждан России).
3. Огромное количество ошибок на ЕГЭ по обществознанию ученики делают потому, что просто не понимают или вообще не читают текст задания.
К каждому заданию на ЕГЭ дается инструкция по его выполнению. Но старшеклассники редко их читают и еще реже - адекватно понимают.
Например, в задании с кратким ответом было указано, что в ответ надо записать слово, а участники ЕГЭ записывали вместо слова - словосочетание. Или наоборот.
4. Очень странно, что на ЕГЭ по обществознанию выпускники как будто забывают все то, что они изучали в школе на уроках физики, химии или биологии и практически не привлекают знания из других школьных предметов. Это большая ошибка.
Например, только 23% участников ЕГЭ смогли на примере трёх конкретных деятелей науки и их достижений проиллюстрировать положение о том, что российская наука обогатила мировую науку. Получается, что 67% сдающих ЕГЭ ничего не могли сказать ни о достижениях математиков, физиков, химиков России. Многие вообще не знают, что первым космонавтом был Юрий Гагарин.
Это значит, что для многих старшеклассников обществознание оказывается оторванным от других школьных предметов. Важно не только заучивать факты и правила, но и выстраивать логические связи между тем, что вы получаете на различных уроках в школе.
5. Еще одна ошибка. Важно отвечать именно на поставленный в задании вопрос, а не на какой-то другой.
Многие участники ЕГЭ по обществознанию с трудом понимают смысл заданий и дают ответы вовсе не на поставленные вопросы, а на какие-то другие.
Поэтому важно, когда вы готовитесь к экзамену, ознакомиться с инструкциями по выполнению заданий и критериями оценивания развернутых ответов.
Это позволит понять, как записывать ответы. Правильно выполнять отдельные задания и контролировать свою работу по времени.
Какие же темы и задания, по мнению ФИПИ, оказались на ЕГЭ по обществознанию самыми сложными?
Начнем с заданий базового уровня (задания 1, 2, 3, 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 21, 22)
Здесь сложные темы – это «Налоги» и «Понятие и виды юридической ответственности». Самые трудные для участников ЕГЭ налоги - транспортный, земельный и налог на доходы физических лиц.
В заданиях повышенного уровня сложности (задания 4, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 20) это темы:
«Постоянные и переменные затраты»,
«Финансовые институты. Банковская система»,
«Основные источники финансирования бизнеса»;
«Избирательные системы»;
В заданиях высокого уровня сложности (задания 23-29) это темы:
«Истина и её критерии»,
«Политическая система общества»,
«Политический процесс», «Конституционный строй»,
«Юридические лица».
Конечно же, это показывает неготовность выпускника и к ЕГЭ по обществознанию. Какой же вывод можно сделать?
К ЕГЭ по обществознанию надо серьезно готовиться. Каждый месяц проходить Репетиционные ЕГЭ (наша ЕГЭ-Студия проводит такие бесплатно). Вдумчиво относиться к заданиям. Думать и анализировать информацию. И понимать, как изучение этого предмета и подготовка к ЕГЭ по обществознанию пригодятся вам не только для сдачи экзамена, но и для дальнейшей жизни.