Сдай ЕГЭ! Бесплатные материалы для подготовки каждую неделю!
null
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
banner
Slider
previous arrow
next arrow
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Анализ модели КИМ для ЕГЭ-2022 по русскому языку

ФИПИ опубликовал перспективную модель КИМ по русскому языку

Серьезных изменений структуры КИМа по русскому языку ФИПИ не планирует. Композиция экзаменационной работы остается прежней.

Новая модель демоверсии ЕГЭ по русскому языку на 2022 год произвела фурор, едва успев появиться на сайте ФИПИ. Да, настолько радикальных изменений, как в ОГЭ, предложенных в 2019-м, здесь нет. Но общая тенденция просматривается очень явно.

Основные изменения:

1. Добавляется новый текст с двумя заданиями – лингвистический анализ текста (задания 1 и 2).

2. Новое задание (№ 22) на анализ построения микротекста.

3. Исключены два задания на пунктуацию (обособленные члены предложения и сложноподчинённое предложение с который).

4. Изменена очередность заданий на речевые, грамматические и нормы ударения.

5. Количество первичных баллов увеличилось до 60.

Новое задание 1

Задания 1 и 22 создадут выпускникам 2022 года серьезные проблемы. Не только из-за новизны, но из-за реальной трудности, хотя разработчики отнесли их к базовому уровню сложности. Новое задание 1 на лингвистический анализ текста с несколькими правильными ответами.

Формулировки вариантов ответов далеко не простые, учащимся придется не раз перечитать, чтобы просто понять смысл фразы, характеризующей текст. Например, вариант ответа 2:

«2) Связующую функцию специальных средств, указывающих на последовательность развития описываемого явления и на развитие мысли автора текста, выполняют слова: потом, позднее, наконец».

Появляется еще одно задание, которое создает условия для создания отличающихся по сложности вариантов (мало было задания 21...). Как разработчикам удастся подобрать для него тексты разных стилей с одинаковой лингвистической нагрузкой, представить сложно. Конечно, можно использовать только научные тексты, но тогда задание 2 надо менять. То, что будут сложности с подготовкой вариантов ответов, видно из представленного материала: ответы 1 и 5, 2 и 3 получаются взаимоисключающими, так как в качестве иллюстрации используется один и тот же языковой пример (примеры).

Новое задание 22

Сложность задания 22 не столько в содержании, сколько во временных затратах на его выполнение.

ЕГЭ по русскому в 2022 году: с 1 по 28 задание

  • № 1−2 — сюрприз. Вместо привычных коротких упражнений, здесь большой текст. Его надо вычитать, разобрать и проанализировать (2 вопроса на поиск верных характеристик и подбор термина).
  • № 3−5 — сюда «перенесены» привычные задания № 1−3 (соответственно) из ЕГЭ 2020 и 2021 годов.
  • № 6 тоже понятный и привычный (лексика, паронимы).
  • № 7, по сути, «закрывает» блок вопросов по первому тексту (его анализу).
  • № 8 — на простановку ударений (раздел орфоэпии, по нему сохранился всего 1 вопрос).
  • № 9−10 — это номера 7 и 8 соответственно из старого ЕГЭ (грамматика).
  • № 11-17 — орфография (корни, приставки, суффиксы, окончания глаголов, частицы не и ни, слитное и раздельное написание слов).
  • № 18-21. Раздел пунктуации «лишился» 2 заданий, теперь их всего 4 (а баллов можно получить 5).
  • № 22 — еще одна неожиданность. Целых 5 небольших текстов для анализа.
  • Следом идет еще один большой текст, которому посвящены 5 пунктов экзаменационного листа (опять же, знанием правил здесь не обойтись, нужно разбираться в типах речи, связках, языковых средствах).
  • Заканчивает список сочинение в задании № 28.

Вопросы к разработчикам перспективной модели:

1. Почему задания 1 и 22 оцениваются в 1 балл? Разве они легче пунктуационного задания (знаки препинания при однородных членах предложения и сложносочиненном предложении), за которое можно получить 2 балла?

2. Почему не увеличили время на выполнение экзаменационной работы? Ведь увеличился, только чтение задания 22 займет у учащегося 3-4 минуты, а осмысленное и того больше.

3. Почему все задания теперь стали базового уровня сложности?

4. Почему в Спецификации убрано конкретное содержание, проверяемое в задании, а появились компетенции. Для большей части заданий указано: «Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью»?

Резюме:

В целом можно сказать, что экзамен требует несколько иной подготовки, чем та, которой занимаются выпускники в этом году. Во-первых, намного больше стало анализа текстов, ученикам придется больше читать, чтобы лучше понимать и вникать в тексты. Во-вторых, надо учить много новых терминов.

В целом заданий стало больше на 1, а вот времени на ответы не добавили (хотя вычитывание текстов его потребует). Из приятного можно отметить только «пропажу» сразу 2 заданий по пунктуации (обособления и сложные предложения).

Автор: Храпова Ирина Михайловна.
Лучший результат учеников на ЕГЭ-2021: 100 баллов.

Чтобы записаться на бесплатные пробные ЕГЭ и занятия с Ириной Михайловной Храповой в Москве, звоните по телефону: 8 (495) 984 09 27

Поделиться страницей

Это полезно

Вес и масса. Есть ли разница?
С точки зрения физики — это абсолютно разные понятия. И даже единицы измерения у них совершенно разные. Хотя многим кажется, что это одно и то же, но это не так.
Математика 100 баллов
Физика с нуля. Вес и масса. Есть ли разница?