Анализ модели КИМ для ЕГЭ-2022 по русскому языку
ФИПИ опубликовал перспективную модель КИМ по русскому языку
Серьезных изменений структуры КИМа по русскому языку ФИПИ не планирует. Композиция экзаменационной работы остается прежней.
Новая модель демоверсии ЕГЭ по русскому языку на 2022 год произвела фурор, едва успев появиться на сайте ФИПИ. Да, настолько радикальных изменений, как в ОГЭ, предложенных в 2019-м, здесь нет. Но общая тенденция просматривается очень явно.
к оглавлению ▴
Основные изменения:
1. Добавляется новый текст с двумя заданиями – лингвистический анализ текста (задания 1 и 2).
2. Новое задание (№ 22) на анализ построения микротекста.
3. Исключены два задания на пунктуацию (обособленные члены предложения и сложноподчинённое предложение с который).
4. Изменена очередность заданий на речевые, грамматические и нормы ударения.
5. Количество первичных баллов увеличилось до 60.
Новое задание 1
Задания 1 и 22 создадут выпускникам 2022 года серьезные проблемы. Не только из-за новизны, но из-за реальной трудности, хотя разработчики отнесли их к базовому уровню сложности. Новое задание 1 на лингвистический анализ текста с несколькими правильными ответами.
Формулировки вариантов ответов далеко не простые, учащимся придется не раз перечитать, чтобы просто понять смысл фразы, характеризующей текст. Например, вариант ответа 2:
«2) Связующую функцию специальных средств, указывающих на последовательность развития описываемого явления и на развитие мысли автора текста, выполняют слова: потом, позднее, наконец».
Появляется еще одно задание, которое создает условия для создания отличающихся по сложности вариантов (мало было задания 21...). Как разработчикам удастся подобрать для него тексты разных стилей с одинаковой лингвистической нагрузкой, представить сложно. Конечно, можно использовать только научные тексты, но тогда задание 2 надо менять. То, что будут сложности с подготовкой вариантов ответов, видно из представленного материала: ответы 1 и 5, 2 и 3 получаются взаимоисключающими, так как в качестве иллюстрации используется один и тот же языковой пример (примеры).
к оглавлению ▴
Новое задание 22
Сложность задания 22 не столько в содержании, сколько во временных затратах на его выполнение.
ЕГЭ по русскому в 2022 году: с 1 по 28 задание
- № 1−2 — сюрприз. Вместо привычных коротких упражнений, здесь большой текст. Его надо вычитать, разобрать и проанализировать (2 вопроса на поиск верных характеристик и подбор термина).
- № 3−5 — сюда «перенесены» привычные задания № 1−3 (соответственно) из ЕГЭ 2020 и 2021 годов.
- № 6 тоже понятный и привычный (лексика, паронимы).
- № 7, по сути, «закрывает» блок вопросов по первому тексту (его анализу).
- № 8 — на простановку ударений (раздел орфоэпии, по нему сохранился всего 1 вопрос).
- № 9−10 — это номера 7 и 8 соответственно из старого ЕГЭ (грамматика).
- № 11-17 — орфография (корни, приставки, суффиксы, окончания глаголов, частицы не и ни, слитное и раздельное написание слов).
- № 18-21. Раздел пунктуации «лишился» 2 заданий, теперь их всего 4 (а баллов можно получить 5).
- № 22 — еще одна неожиданность. Целых 5 небольших текстов для анализа.
- Следом идет еще один большой текст, которому посвящены 5 пунктов экзаменационного листа (опять же, знанием правил здесь не обойтись, нужно разбираться в типах речи, связках, языковых средствах).
- Заканчивает список сочинение в задании № 28.
к оглавлению ▴
Вопросы к разработчикам перспективной модели:
1. Почему задания 1 и 22 оцениваются в 1 балл? Разве они легче пунктуационного задания (знаки препинания при однородных членах предложения и сложносочиненном предложении), за которое можно получить 2 балла?
2. Почему не увеличили время на выполнение экзаменационной работы? Ведь увеличился, только чтение задания 22 займет у учащегося 3-4 минуты, а осмысленное и того больше.
3. Почему все задания теперь стали базового уровня сложности?
4. Почему в Спецификации убрано конкретное содержание, проверяемое в задании, а появились компетенции. Для большей части заданий указано: «Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью»?
к оглавлению ▴
Резюме:
В целом можно сказать, что экзамен требует несколько иной подготовки, чем та, которой занимаются выпускники в этом году. Во-первых, намного больше стало анализа текстов, ученикам придется больше читать, чтобы лучше понимать и вникать в тексты. Во-вторых, надо учить много новых терминов.
В целом заданий стало больше на 1, а вот времени на ответы не добавили (хотя вычитывание текстов его потребует). Из приятного можно отметить только «пропажу» сразу 2 заданий по пунктуации (обособления и сложные предложения).
Автор: Храпова Ирина Михайловна.
Лучший результат учеников на ЕГЭ-2021: 100 баллов.
Чтобы записаться на бесплатные пробные ЕГЭ и занятия с Ириной Михайловной Храповой в Москве, звоните по телефону: 8 (495) 984 09 27
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Анализ модели КИМ для ЕГЭ-2022 по русскому языку» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
09.03.2023