ГОРДОСТЬ и СМИРЕНИЕ
Прочитаем комментарий к тематическому направлению «Гордость и смирение» итогового сочинения 2019 – 2020 учебного года, размещённый на сайте ФИПИ.
Тематическое направление |
Комментарий |
ГОРДОСТЬ и СМИРЕНИЕ |
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения. |
к оглавлению ▴
Определение слов «ГОРДОСТЬ» и «СМИРЕНИЕ»
Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения. Пример со словом «гордость»: национальная гордость.
Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, смирение – это покорность. Смириться – значит покориться обстоятельствам, перестать упорствовать в чём-либо.
к оглавлению ▴
Список произведений, которые подойдут для аргументации в сочинении:
— А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
— А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
— М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
— М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
— М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
— Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
— И.С. Тургенев «Отцы и дети»
— Л.Н. Толстой «Война и мир»
— М. Горький «Макар Чудра»
— М. Горький «Старуха Изергиль»
— М. Горький «На дне»
— А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
— М.А. Шолохов «Тихий Дон»
— Л. Улицкая «Бедные родственники»
к оглавлению ▴
Подборка примерных тем итогового сочинения по направлению «Гордость и смирение»
— Согласны ли вы с высказыванием «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым»?
— Помогает ли смирение понять себя?
— Гордость или смирение обогащает личность?
— Какого человека называют гордым?
— Чем отличается гордость от гордыни?
— Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
— Как был наказан Ларра – герой рассказа Максима Горького?
— Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперёд несмотря ни на что.
— Что такое смирение?
— Гордость или смирение обогащают личность?
Афоризмы о гордости
Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.С. Тургенев)
Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству. (Л.Н. Толстой)
Есть люди, которые гордятся силою своих желаний, а не силою власти над желаниями. (Л.Н. Толстой)
к оглавлению ▴
Материал для аргументации
Рассказ «Старуха Изергиль» Максима Горького относится к романтическим рассказам. Вспомним, что романтизм утверждает личность исключительную, сильную, гордую, свободолюбивую. Общество, как правило, не понимает такого человека. Именно поэтому герой одинок, а окружающая действительность «конфликтует» с его представлением об идеальном мире.
Герои легенд, рассказанные старухой Изергиль, воплощают романтический идеал. Данко и Ларра – исключительные личности. Данко воплощает идею самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайнюю степень индивидуализма.
Обратимся к легенде о Ларре, который является сыном орла и женщины. Юноша воплощает собой гордость, но гордится он только собой, и любит он только себя, презирая людей, их чувства и желания. Непомерная гордость превращается в гордыню, то есть высокомерие, пренебрежение к окружающим. Главный герой убивает девушку, когда та поступает против его воли: «Я убил её потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно её. <…> Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего».
Старейшины племени приговаривают молодого человека к вечному одиночеству. Отныне его имя Ларра, что значит «отверженный, выкинутый вон». Одиночество порождает в гордом юноше желание умереть, но это ему не удаётся: «Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож <…> И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него. <…> – Он не может умереть! – с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. <…> В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». «Он уже стал теперь как тень, – пора! Он живёт тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..» – говорит о нём сама старуха Изергиль.
Из рассказа Максима Горького «Макар Чудра» мы узнаём легенду о Лойке Зобаре и Радде. Для Зобара высшей ценностью является свобода. Радда является высшим проявлением гордости. Эту гордость не может сломить даже любовь к Лойке: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. <…> Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою – и тогда я буду твоей женой». Неразрешимое противоречие в романтическом характере – между любовью и гордостью – оказывается естественным для Макара Чудры. И только смерть может разрешить этот конфликт. Любовь ведь предполагает покорность любимому человеку и некое смирение, но на это не могут пойти ни Лойко, ни Радда. Компромисс для романтического сознания просто невозможен. В конце рассказа повествователь видит во тьме, как красавец-цыган Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
В системе образов комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад» можно выделить три группы: «герои прошлого», «герои настоящего» и «герои будущего». К «героям прошлого» относятся Любовь Андреевна Раневская и её брат Леонид Андреевич Гаев. Отношение к ним неоднозначное: одни испытывают неприятие, другие – сочувствие и жалость. Максим Горький в своё время дал довольно резкую критику этим персонажам, сказав, что Раневская и Гаев – это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая». Действительно, оба героя достаточно безвольны и малодушны. Гаев признаётся, что «проел состояние на леденцах». Он много мечтает, много праздно говорит. Леонид Андреевич всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. Любовь Андреевна внешне обаятельная, «добрая, славная», женщина. Но её переживания мимолётны и поверхностны. Она совершенно не умеет себя ограничивать, так как привыкла только тратить.
И для Гаева, и для Раневской мысль о вырубке сада невыносима. Она приносит им душевные страдания, ведь сад – это олицетворение их детства и юности, воспоминания о родителях. Но герои бездействуют. Смиряются. Отказываются от борьбы за свой вишнёвый сад. И в конце произведения за сценой слышится стук топора – вишнёвый сад вырубают.
к оглавлению ▴
Тренинг
Задания: напишите сочинение (направление «Гордость и смирение»), используя стихотворение А.С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» в качестве аргумента. Сформулируйте тему (темы) самостоятельно, учитывая именно этот литературный материал.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
К.ф.н. Кривенкова И.А.