Критерии оценивания итогового сочинения
Сочинение, которое вам предстоит написать в начале декабря, оценивается по системе «ЗАЧЁТ-НЕЗАЧЁТ».
Зачёт за всю работу ставится, если получены обязательные зачёты по:
— Требованию №1 (Объём сочинения)
— Требованию №2 (Самостоятельность работы)
— Критерию №1 («Соответствие теме»)
— Критерию №2 («Аргументация. Привлечение литературного материала»).
Также должен быть получен зачёт по одному из трёх оставшихся критериев:
— либо по Критерию №3 («Композиция»)
— либо по Критерию №4 («Качество речи»)
— либо по Критерию №5 («Грамотность»).
Итак, система оценивания состоит из ДВУХ установленных ТРЕБОВАНИЙ и ПЯТИ КРИТЕРИЕВ.
Требование № 1. Объём сочинения.
Ваша работа не должна быть менее 250 слов. Если в вашем сочинении будет, например, 249 слов, эксперты поставят незачёт. 250 слов – это необходимый минимум. ФИПИ рекомендует 350 слов для более полного раскрытия темы сочинения. Конечно, можно написать больше 350 слов, ограничений уже нет.
Требование № 2. Самостоятельность работы.
Первое, что делают эксперты, – проверяют вашу работу на плагиат, то есть на оригинальность текста. Пользоваться на экзамене какими-либо интернет-ресурсами или книгами нельзя. Списывать, конечно же, тоже нельзя. На экзамене вы должны продемонстрировать свой читательский опыт, умение самостоятельно анализировать художественное произведение в рамках заявленной темы. Вы можете пользоваться Орфографическим словарём, который выдадут там.
Критерий № 1. Соответствие теме.
Этот критерий направлен на проверку содержания сочинения. Вы рассуждаете, отвечая на вопрос, поставленный в теме, или размышляете над предложенной проблемой. Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, то есть содержание сочинения не раскрывает тему.
Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
В качестве аргументации должно быть привлечено не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. Лучше использовать два литературных произведения. Вы не только упоминаете подходящее литературное произведение, но и осмысливаете его в ракурсе заявленной проблемы, используя элементы анализа. Вы демонстрируете знания системы образов, проблематики произведения, средств художественной выразительности и так далее. Незачёт может быть поставлен, если:
1. сочинение написано без привлечения литературного материала;
2. содержание произведения искажено;
3. есть лишь упоминание литературных произведений, но они не становятся опорой для рассуждения.
Подведём промежуточный итог.
Если ученик получает зачёт по двум требованиям и по первому и второму критериям, зачёт ставится за всю работу. При этом важно получить зачёт по одному из трёх оставшихся критериев. Разберём их подробнее.
Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения.
В данном случае проверяется умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Вам необходимо выдержать соотношение между тезисом и доказательствами. Незачёт ставится, если есть грубые логические нарушения или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 4. Качество письменной речи.
По данному критерию проверяется качество речевого оформления текста сочинения, то есть отмечается наличие речевых ошибок в тексте сочинения. Проверяется ваше умение точно выражать мысли, использовать разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, а также умение обходиться без речевых штампов. Незачёт ставится за низкое качество речи.
Критерий № 5. Грамотность.
По данному критерию оценивается грамотность выпускников. Незачёт ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, превышают в сумме 5 ошибок на 100 слов текста.
Желаю вам получить пять зачётов по всем пяти критериям!
*В статье использованы материалы ФИПИ
К.ф.н. Кривенкова И.А.