«ВОЙНА и МИР» – к 150-летию ВЕЛИКОЙ КНИГИ
Прочитаем комментарий к тематическому направлению «“Война и мир” – к 150-летию великой книги» итогового сочинения 2019 – 2020 учебного года, размещённый на сайте ФИПИ.
Тематическое направление |
Комментарий |
«ВОЙНА и МИР» – к 150-летию ВЕЛИКОЙ КНИГИ |
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях. |
Томас Манн писал о Толстом: «Чисто эпическая мощь его творений не знает себе равных, и, общаясь с ними, всякий художник … всегда будет черпать в них… всё новые и новые силы, свежесть, чистую радость созидания и бодрость духа».
В романе-эпопее «Война и мир» насчитывается более 500 персонажей. Мы не можем по традиции разделить героев произведения на «положительных» и «отрицательных». Лев Николаевич Толстой говорил: «Одно из самых величайших заблуждений при суждении о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество». Поэтому автор предлагает разделить героев на «неизменяемых, застывших» и «изменяющихся».
К «неизменяемым» относятся Анна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, Князь Василий, маленькая княгиня.
У «изменяющимся» персонажам относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья.
Подборка примерных тем итогового сочинения по направлению «“Война и мир” – к 150-летию великой книги»
— Какие «вечные вопросы» поднимает Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»?
— Как судьба человека связана с историей народа (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)?
— Что такое «вечные ценности» в понимании героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
— В чём проявляется подлинная красота человека? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)?
— Реализм Л.Н. Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
— Путь нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.
— Чем роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» может быть интересен современному читателю?
— Какие проблемы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» наиболее интересны для вас?
— «Мысль народная» в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
— «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Материал для аргументации
«Мысль семейная» в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого является одной из самых важных. Тема семьи, её значение в становлении и формировании личности человека актуальна во все времена, ведь только в семье человек получает то, что в последующем определяет его жизнь. Именно поэтому Лев Николаевич рассказывает о разных семьях, о принадлежности героев к определённой фамилии, тем самым объясняя их характер и поступки.
Читатели знакомятся с семьями князей Болконских, Ростовых, Курагиных, Бергов. А в эпилоге романа-эпопеи автор представляет нам две новые семьи: Пьера Безухова и Наташи Ростовой и Николая Ростова и княжны Марьи. Именно такие семьи писатель считает достойными: они основаны на искренней любви и взаимопонимании.
Разберём образы семей подробнее.
Семья Бергов начинает своё существование с закладки «материального фундамента». Эту семью отличает мания приобретательства в любой ситуации. Показателен эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы. Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой для общества, так как стремление исключительно к материальной выгоде не может возвысить человека духовно, а скорее наоборот – опустошает его душу.
Семья Курагиных (князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен) внутренне разобщена. Единственное, что их связывает друг с другом, – это кровное родство. Духовных связей между ними вовсе нет. Такая семья, по мнению, Толстого не может быть примером нравственного воспитания общества.
Семья Болконских является хранительницей аристократических традиций. Она отличается безусловным уважением и почитанием старших членов семьи. А любовь друг к другу иногда перерастает даже в жертвенную: княжна Марья, чтобы не оставлять отца одного, не хочет даже думать о личном счастье. Преданность, человеческое достоинство, патриотизм – вот идеалы, на которых основывается воспитание в этой семье. Например, старый князь, провожая сына на войну, говорит, что бесчестье страшнее смерти.
Семья Ростовых является идеалом семейного бытия для Толстого. Добрая, искренняя атмосфера царит в их доме. Старшее и младшее поколение связывают дружеские отношения, наполненные любовью и уважением. Ростовы живут «жизнью сердца», им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Искренность, открытость, стремление любить весь мир – лучшие качества, которые дети унаследовали от своих родителей.
В финале произведения возникают новые счастливые семьи. Эти союзы воплощают авторский взгляд на хорошую, крепкую, счастливую семью.
Тренинг
Задание: проанализируйте цитаты из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». При разработке каких тем итогового сочинения по направлению «“Война и мир” – к 150-летию великой книги» они были бы уместны?
— Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий стук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила приличную разговорную машину. (Т. I, ч. 1, II)
— Долголетним военным опытом он (Кутузов) знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти. (Т. III, ч. 2, гл. XXXV)
— Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевные её были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы, если б было другое. (Эпилог, ч. 1, X)
— По непреодолимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска. …Смысл его слов сообщался повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека. (Т. III, ч. 2, XXXV)
— Несмотря на то, что ещё немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее. (Т. I, ч. 2, III)
К.ф.н. Кривенкова И.А.