Задание 19 ЕГЭ по русскому языку. Запятые в сложноподчинённом предложении.
В задании 19 ЕГЭ по русскому языку вы работаете со сложноподчиненными предложениями, состоящими из главного и придаточного предложения. Вам известно, что на границах простых предложений в составе сложного должны стоять запятые. Какие трудности могут встретиться при определении этих границ?
Формулировка задания:
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3)
насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений(4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
Напомним, что нужно знать, чтобы определить границы между главным и придаточным предложением.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов или союзных слов, которые, как правило, располагаются на границе предложений, т. е. начинают придаточную часть. Но есть некоторые предложения, в которых союз или союзное слово стоит не после запятой на границе предложений, а внутри придаточного предложения.
Придаточное может стоять перед главным предложением, после него и внутри него. Запятые ставим на границе предложений:
1) [ ], ( союз или союзное слово ) 2) ( союз или союзное слово ), [ ]
3) [ , ( союз или союзное слово ), ]
Какие синтаксические конструкции чаще всего встречаются на экзамене? Сложноподчиненные предложения с придаточной частью, которая располагается внутри главного предложения (см. схему 3) и присоединяется к нему с помощью союзного слова который. (Не забудьте, что это слово склоняется и может иметь предлог.)
Как выполнить такое задание? Прочитайте предложение выразительно, смысловые паузы укажут вам на границу предложений. Прочитайте каждое простое предложение (не забудьте, что вам надо соединить две части главного предложения, если придаточное разделило его). Убедитесь, что вы правильно определили союз или союзное слово, соединяющее предложения.
Выполним задание:
Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3)
насчитывает более шестидесяти тысяч художественных
произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с
XI века.
Прочитаем выразительно, делая смысловые паузы.
Прочитаем отдельно главное: Государственная Третьяковская галерея отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
Прочитаем придаточное предложение: коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений.
Определим средство связи: которой.
Ответ: запятые стоят на границе предложений 1, 4.
Еще примеры:
Он поинтересовался, возле какого дома остановить машину, и снова замолчал. Главное предложение: Он поинтересовался и снова замолчал. Союз И соединяет сказуемые в главном предложении. Придаточное предложение: возле какого дома остановить машину. Союзное слово возле какого.
Схема: [ ], (возле какого)
Мы увидели замок, непривычный архитектурный стиль которого так и не смогли определить. Союзное слово которого стоит внутри придаточного предложения. Схема: [ ], (которого)
Он спросил, хотим ли мы есть, и пригласил всех к столу. Главное предложение: Он спросил и пригласил всех к столу. Придаточное предложение: Хотим ли мы есть. Соединяющее слово ли.
Схема: [ , (ли…), ]
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!