Сдай ЕГЭ! Бесплатные материалы для подготовки каждую неделю!
null
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
banner
Slider
previous arrow
next arrow
Slider

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку

Задание 1

Найдите в каждом из примеров указанное языковое средство связи предложений:

1. Лексический повтор

1) Ее жизнь должна соответствовать сцене «развратного поведения». Должна – и неважно, что она богата, свободна, что Минский оказался для его дочери отнюдь не «ложным» другом.

2) Законы эти неизменны. И когда необходимо оплатить «биллиардный» долг не слишком честно игравшему Зурину. И когда следует отблагодарить случайного проводника тулупчиком с полтиной.

2. Формы одного и того же слова

1) Все герои повестей так или иначе смотрят на жизнь сквозь призму схем, порожденых отнюдь не самой жизнью. Есть своя схема восприятия жизни и у Самсона Вырина, героя повести «Станционный смотритель».

2) Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают.

3. Однокоренные слова

1) Берестов-старший враждует с соседом-англоманом, пристрастия которого должны навести читателя на литературную параллель с семействами Монтекки и Карулетти в трагедии Шекспира. Тем более что у Муромского растет дочь Лиза, в которую не может не влюбиться представитель враждебного родового «клана» Алексей Берестов.

2) Лишь во время третьего «свидания» Пугачев раскрывается до конца. Гринев, присутствующий на казачьем пиру, замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы.

4. Синонимы

1) Иван Петрович Белкин – вымышленный повествователь - небогатый помещик, рано пристрастившийся к сочинительству. Пушкин впервые использовал образ простодушного рассказчика в незавершенной «Истории села Горюхина».

2) Четыре картинки изображают эпизоды из притчи о блудном сыне. Первая показывает «почтенного старика» в шлафроке, который благословляет «беспокойного юношу» и дает ему мешок с деньгами. Вторая живописует развратное поведение юноши, окруженного «ложными друзьями и бесстыдными женщинами».

3) Закон чести неизменен, когда необходимо оплатить «биллиардный» долг не слишком честно игравшему Зурину. И когда нужно возвратиться в расположение пугачевцев, чтобы спасти возлюбленную.

4) В пушкинском документальном повествовании Пугачев изображен как жестокий и кровавый вождь народной стихии. В «Капитанской дочке» образ предводителя восстания многогранен.

5. Антонимы

1) Муромский, будучи истинно русским барином, только играет роль англомана. Отец Алексея Берестова, Иван Петрович, тезка Белкина и подчеркнутый русофил, успешно хозяйничает на своей суконной фабрике и терпеть не может соседа за иноземные пристрастия.

2) Закон не позволяет быть жестоким сверх разумной меры, карать сверх справедливости. Властитель ничем не ограничен в своем праве миловать, прощать, награждать.

6. Личное местоимение

1) Сильвио – тридцатипятилетний офицер-дуэлянт, одержимый идеей мести. История о нем поведана Белкину неким подполковником И. Л. П., от чьего лица и ведется повествование.

2) Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы.

7. Притяжательное местоимение

1) Марья Гавриловна переезжает в другое наследственное имение, становится богатой невестой, но отвергает всех женихов - как Пенелопа, ждущая своего Одиссея. Намеки на странность ее положения содержатся в прямых и косвенных сравнениях рассказчика.

2) Крепость переходит в руки бунтовщиков. Швабрин становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу.

8. Указательное местоимение

1) Самому Белкину судьба не предложила счастливой развязки жизненного сюжета – рукописи Белкина после его смерти ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. Это вносит в общую мелодию повестей необходимую для ее полноты грустную ноту.

2) Поняв это, Священник уходит, благословляя Вальсингама. Тот остается, погруженный в глубокую задумчивость.

9. Определительное местоимение

1) Сначала Вальсингам просит желтоволосую шотландку Мери спеть старинную песню. Затем поет сам.

2) Томский связан с темой незаслуженного счастья, Бедная Лизавета Ивановна – с темой социального смирения, старая графиня – с темой судьбы. Каждый наделен одной, определяющей его и неизменной чертой.

3) Исторический анекдот о трех картах, подробное бытописание, фантастика. Всё в повести спутывается, покрывается флером иронии и двусмысленности.

10. Наречия (местоименные, указательные)

1) Все обставлено соответственным образом – написаны письма подруге и родителям, запечатаны тульской печаткой («два пылающие сердца с приличной надписью»). Вдруг наутро после побега читатель обнаруживает Марью Гавриловну дома, в ее собственной постели – только несколько бледную.

2) По-своему смотритель прав, подобные «романические» истории с увозами чаще всего завершаются катастрофой. Тут читатель, по замыслу автора, должен вновь вспомнить повесть Карамзина – ее трагический финал.

3) Переправившись на остров через бурные воды взбунтовавшейся реки, Евгений обнаружил, что Параша погибла, а ветхий домик снесен. Здесь происходит ложная кульминация.

4) Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собой и в то же время подчиняется ее безличной власти. Поэтому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана.

11. Частицы

1) Но стоит новому офицеру повздорить с Сильвио, как тот, вопреки угрюмости и гордости, довольствуется формальными извинениями и не вызывает обидчика на дуэль. Только в конце первой части рассказчик узнает о причине неожиданной «робости».

2) Сюжет жизни Самсона Вырина прост, повторяет очертания сюжета сентиментальной повести Мармонтеля о деревенском фермере Базиле, чья дочь уезжает с графом, прикинувшимся больным. И все-таки автор с самого начала вводит скромную историю смотрителя в общефилософский контекст цикла.

12. Вводные слова

1) Двух этих персонажей, дворянина и крепостного, нельзя отделить друг от друга, как Санчо Панса нельзя отделить от Дон Кихота. Следовательно, смысл повести состоит в том, чтобы внутри своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое и ему служить не за страх, а за совесть.

2) «Наполеоновская» поза, скрещенные руки говорят властелине судьбы, потерпевшем поражение, но не смирившемся с ним. Впрочем, голос совести еще раз заговорит в Германе – спустя три дня после роковой ночи.

13. Союзы (сочинительные и подчинительные)

1) Подполковник-рассказчик, в свою очередь, сначала описывает свое давнее личное впечатление, затем пересказывает эпизод, поведанный ему графом Б***. Так что образ Сильвио последовательно отражен в самых разных зеркалах – и при этом ничуть не меняется.

2) Намеки на странность ее положения содержатся в прямых и косвенных сравнениях рассказчика. Но – по законам новеллы – все разъясняется только в финале.

3) Нежное сердце Марьи Гавриловны не выдерживает. Романическое же сознание продолжает работать в заданном направлении, готовя красивую развязку.

4) Ее цель – остаться неузнанной и не понравиться Берестову – достигнута вполне. Однако автору и читателю она по-прежнему нравится – любые игровые маски лишь оттеняют неизменную красоту души Лизы.

5) Первоначально Пушкин собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой – прототипом ему служил реальный офицер екатерининской эпохи Шванвич. Фамилия Гринев тоже взята из действительной истории пугачевщины.

14. Пропуск слов

1) Эти слова вводят в сюжет неявный мотив социальной зависти к «счастливцу праздному», который Пушкин будет разрабатывать в «Пиковой даме и «Медном всаднике». Вводят – и лишают героя таинственного ореола.

15. Парцелляция.

1) Однако автору и читателю она по-прежнему нравится – любые игровые маски лишь оттеняют неизменную красоту души Лизы. Души русской, простой, открытой и сильной.

16. Междометие

1) Наутро после наводнения Евгений переправляется через бурные воды на остров, где жила Параша. Увы, ветхий домик снесен стихией.

Задание 2

1. В каком из примеров в качестве средства связи использовано личное местоимение, в каком - притяжательное местоимение:

1) Царская власть предполагает право властителя поступать по своему усмотрению. Закон ограничивает нижний предел его воли.

2) Во время дуэли Швабрин наносит подлый удар шпагой. У читателя есть все основания заподозрить его в тайном доносе родителям Гринева.

2. В каком из примеров в качестве средства связи использовано указательное местоимение, в каком - указательное наречие:

1) Фамилия Гринев тоже взята из действительной истории пугачевщины: ее носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный. Так окончательно определился замысел повести «Капитанская дочка».

2) Именно эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, делает дворянина Гринева до конца свободным. Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей.

3) Председатель уже не участвует в бешеном веселье, он погружен в глубокую задумчивость. Пушкин не впервые оставляет своих героев в таком «пограничном состоянии».

4) Сначала Гринев попадает в Оренбург, затем в Белогорскую крепость. Туда и тогда, где и когда осенью 1773 года разгуляются пугачевцы и вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

3. В каком из примеров в качестве средства связи использован лексический повтор, в каком - форма слова:

1) Он живет одновременно и бедно и расточительно. Он держит собрание пистолетов, стреляет в стены, необычайно меток. Главное – он угрюм и горд.

2) Граф слишком равнодушно отнесся к дуэли с Сильвио. Фуражка Сильвио была прострелена на вершок ото лба.

4. В каком из примеров в качестве средства связи использована форма слова, в каком - личное местоимение:

1) Пушкин прибегает к приему косвенного повествования: сам Швабрин остается за рамками рассказа. Читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.

2) Она мыслит литературными формулами, воспринимает жизнь как романную фабулу. Вместе с ней в повесть входит мир провинциальной читательницы русских романтических баллад.

5. В каком из примеров в качестве средства связи использована форма слова, в каком - однокоренное слово:

1) Сальери завидует Моцарту только потому, что великий дар достался человеку, этого не заслуживающему. От такой зависти один шаг до конкуренции с Небом.

2) В трагедии две сцены. Моцарт два раза встречается со своим другом Сальери и дважды уходит домой.

6. В каком из примеров в качестве средства связи использовано наречие, в каком - частица:

1) Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами людей из толпы, даже с образом Екатерины II. Все-таки главное сопоставление Пугачева – с Гриневым, обычным человеком, действующим в великой истории.

2) Страшный буран происходит в самом начале сентября; это неправдоподобно, зато работает на построение сюжета и образа. Затем Пугачев будет неизменно появляться в сопровождении зимнего пейзажа.

3) Центральная проблема романа – проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного или опытного историка, а глазами простого и честного дворянина.

4) Тот, кто недостаточно серьезно относится к музыке, для Сальери опасный еретик. Вот в чем причина его болезненной зависти к Моцарту.

Задание 3

В каком из предложений выделенное слово выступает в роли средства связи между предложениями:

1) Белкин неспособен ничего выдумать – он пересказывает истории, слышанные им от «разных особ», даже названия деревень позаимствованы из окружающей реальности. Значит, развязки повестей не «литературны».
2) Белкин неспособен ничего выдумать – он пересказывает истории, слышанные им от «разных особ», даже названия деревень позаимствованы из окружающей реальности. Значит ли это, что сам герой неинтересен автору и читателю?

1) Вполне балладная метель, сбившая с пути жениха, как некая стихия Провидения, вторглась в задуманный ими сюжет. Живая жизнь предложила, однако, развязку настолько литературную, что в настоящем романе она показалась бы надуманной, неправдоподобной.
2) Она воображает себя героиней романа (пруд, ива, белое платье, обязательная книга в руках, гусар). Однако все напрасно – в момент объяснения оказывается, что Бурмин и есть тот самый «незваный жених».
3) Он смотрел вслед удаляющейся коляске. Как, однако, время изменило милые когда-то черты!

1) На эти вопросы нет и не может быть ответа. Сам того не замечая, Герман попал в «промежуточное» пространство, где законы разума уже не действуют.
2) По возвращении от Нарумова ему снится сон об игре, в котором золото и ассигнации словно демонизируются. После того, уже наяву, неведомая сила подводит его к дому старой графини.

Задание 4

Определите, с помощью каких средств связаны предложения в данном тексте:

(1) Отправив Машу в отцовское имение, Гринев остается в отряде. (2) После взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина и не может отвести от себя подозрения, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. (3) Но та отправляется в Петербург добиться оправдания жениха и случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе. (4) Случайно не узнает государыню и простодушно рассказывает обо всем. (5) Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова (и может быть, Машиной матери, Василисы Егоровны). (6) Если бы не это, как знать, смогла бы она столь непредвзято подойти к делу и оправдать Гринева?

Автор Ольга Гущина

Поделиться страницей

Это полезно

Задача 18 на числа и их свойства
В этой статье мы расскажем, какие непростые и нестандартные задачи встречались на ЕГЭ-2022 по математике.
Математика «100 баллов»
Задачи на числа и их свойства.
Олимпиадные методы решения!