Секреты подготовки к ОГЭ по биологии
Экзаменационная работа на ОГЭ по биологии состоит из 30 заданий. Задания разные по сложности, и оцениваются они по-разному.
Задания на один балл самые простые. Они проверяют знания по биологии. Если мы говорим о знаниях, то они будут проверяться по всему изучаемому материалу, начиная с 5-го класса. Номера этих заданий в работе: с 1 по 19. Все они расположены в первой части варианта ОГЭ по биологии.
Например, вот задание, проверяющее материал по строению животных. Надо выбрать один из вариантов ответа:
Поступление кислорода в тело гидры происходит через:
1) жаберные щели
2) дыхальца
3) стрекательные клетки щупалец
4) всю поверхность тела
Или задание, проверяющее материал по строению человеку:
Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?
1) защищает организм от ультрафиолетового излучения
2) служит резервным питательным веществом для клеток
3) способствует сохранению тепла организмом
4) укрепляет клетки кожи
Задания на два балла – очевидно, сложнее. Номера этих заданий: 20-25, 27. Чтобы справиться с ними, мало знать материал по биологии. Нужно уметь выбирать правильную информацию из всей предложенной, то есть анализировать график или таблицу. Представлять последовательность событий, понимать, что изображено на рисунке.
Например, задания в экзаменационной работе под номером 20 проверяют, насколько вы умеете пользоваться графиками. Вот пример задания 20:
Изучите график зависимости интенсивности энергетического обмена спортсмена от длины дистанции, которую он пробегает (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у — уровень энергетического обмена (в ккал/мин)).
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) В конце дистанции спортсмен тратит больше энергии, чем в начале.
2) Во время бега на короткие дистанции тратится больше энергии.
3) При беге на длинные дистанции у спортсменов энергетический обмен находится примерно на одном уровне.
4) Резкое падение уровня энергетического обмена наблюдается на дистанции в 1000 м.
5) Для бега на большие дистанции необходимо уметь бегать короткие.
В заданиях 21 и 22 любого варианта ОГЭ по биологии надо выбрать три правильных ответа из шести.
Пример:
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт
1) от сердца
2) к сердцу
3) насыщенная углекислым газом
4) насыщенная кислородом
5) под высоким давлением
6) под низким давлением
В задании 23 ОГЭ по биологии для получения двух баллов необходимо выбрать четыре, пять или шесть правильных ответов. В любом варианте задание 23 – это выявление соответствия между признаками и объектами. Например:
Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК |
ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ |
A) кровь движется к сердцу |
1) артерия |
Б) кровь движется от сердца |
2) вена |
В) стенки образованы одним слоем плоских клеток |
3) капилляр |
Г) через стенки осуществляется газообмен |
|
Д) кровь в сосудах движется под самым высоким давлением |
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В задании 24 ОГЭ по биологии надо записать правильную последовательность действий. Например:
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.
1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.
В задании 25 надо выбрать нужные слова из предложенных и вставить в текст. Пример задания:
Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.
Перечень слов:
1) вегетативное;
2) митоз;
3) половое;
4) почкование;
5) бесполое;
6) оплодотворение;
7) спора;
8) гамета.
В задании 26 надо выбрать признаки, подходящие для конкретного листа, собаки или лошади. Вот пример задания на выбор признаков, соответствующих строению листа бегонии.
Рассмотрите фотографию листа бегонии. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 27 ОГЭ по биологии – это работа с рисунком. Задание оценивается в два балла. Пример задания:
Рассмотрите рисунок с изображением стопы человека. Как называют нарушение формы стопы, изображённое на рисунке под цифрой 2? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
Задание 28 - работа с текстом. Для примера рассмотрим задание с текстом, который называется «Происхождение живых существ».
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель.
В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. С этой целью он провел эксперимент. В первые четыре банки исследователь положил по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В закрытые банки мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках червей обнаружено не было.
В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.
Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.
1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
2) Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались от условий в других сосудах?
3) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
Задание 29 - работа с таблицами. Пример задания:
Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.
1. Во сколько раз возрастает концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?
2. Какое вещество из первичной мочи полностью отсутствует в составе вторичной?
3. Какова причина этого явления?
Задание 30 ОГЭ по биологии - решение задачи. Надо провести расчет и обосновать полученные данные. Для решения задачи пользуемся данными из таблиц. Пример задачи:
Павел решил поужинать в Макдональдсе. Он взял Чикен Фреш МакМаффин, маленькую порцию картофеля фри и «кока-колу».
1) Каково количество жиров в ужине Павла?
2) Достаточно ли ккал потребил Павел во время ужина от суточной нормы, если за день с едой он получил 3100 ккал, что соответствует его возрасту?
3) Назовите одно из заболеваний, которые могут развиться при неограниченном потреблении фастфуда.
Обратите внимание, что Павел съел не все перечисленное в таблице, а только Чикен Фреш МакМаффин и маленькую порцию картофеля фри и еще выпил «кока-колу».
На выполнение всех 30 заданий по биологии дается всего 3 часа. Сможете справиться?
В статье использованы задания и иллюстрации с сайта sdamgia.ru
Автор Некипелова