Вариант ОГЭ по биологии
Вариант ОГЭ по биологии состоит из 30 заданий. Приведем один из вариантов экзаменационной работы по биологии 2020 года с комментариями о том, что проверяется в каждом задании и какой теме оно посвящено.
1. Какой уровень организации живого изображен на фотографии?
Для выполнения задания надо знать уровни биологических объектов на разных уровнях организации живого.
2. Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках?
1) ядро
2) рибосома
3) клеточный центр
4) лизосома
Задание на тему: Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
3. По способу питания молочнокислые бактерии относят к
1) бактериям-сапротрофам
2) бактериям-паразитам
3) фотосинтезирующим бактериям
4) автотрофным бактериям
Это задание на тему: Царство Бактерии. Царство Грибы.
4. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) тело составляют органы и ткани
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) в семени формируется зародыш
4) осуществляется двойное оплодотворение
Тема задания: Царство Растения.
5. Земноводные благодаря шейному позвонку способны
1) вытягивать голову вперёд
2) опускать и поднимать голову
3) делать головой вращательные движения
4) поворачивать голову в правую и левую стороны
Тема задания: Царство Животные.
6. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
1) строение передних конечностей
2) уровень обмена веществ
3) общий план строения
4) наличие заботы о потомстве
Тема: Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека.
7. Проводниковая функция спинного мозга осуществляется
1) системой защитных оболочек
2) серым веществом
3) спинномозговой жидкостью
4) белым веществом
Тема: Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
8. Какую функцию выполняет жидкость, находящаяся внутри суставной сумки?
1) обеспечивает рост тела в длину
2) помогает транспорту веществ в костях
3) создает клетки крови
4) снижает трение костей
Тема: Опора и движение.
9. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врождённый
2) естественный приобретённый
3) искусственный активный
4) искусственный пассивный
Тема: Внутренняя среда организма.
10. В чём проявляется сходство в строении лимфатических сосудов и вен?
1) содержат створчатые клапаны
2) стенка образована одним слоем клеток
3) имеют полулунные клапаны
4) стенка образована развитым мышечным слоем
Тема: Транспорт веществ в организме.
11. Выберите верное утверждение.
1) в желудке не происходит переваривания белков
2) в желудке перевариваются белки, жиры и углеводы
3) в желудке перевариваются жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты
4) в желудке перевариваются только белки
Тема: Питание. Дыхание.
12. В результате какого типа обмена веществ в организме образуется гемоглобин?
1) Обмена нуклеиновых кислот
2) 2) обмена углеводов
3) Белкового обмен
4) Жирового обмена
Тема: Обмен веществ. Выделение, Покровы тела.
13. Периферический отдел какого из анализаторов воспринимает химический состав веществ?
1) вкусового
2) слухового
3) зрительного
4) кожно-мышечной чувствительности
Тема: Органы чувств.
14. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием
1) инстинктов
2) безусловных рефлексов
3) эмоциональной памяти
4) абстрактного мышления
Тема: Психология и поведение человека.
15. При инфекционных заболеваниях повышают норму потребления витамина С, так как он
1) обезвреживает попавшие в организм вирусы
2) является составной частью антител
3) уничтожает яды, производимые микробами
4) способствует повышению иммунитета
Тема: Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.
16. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?
1) обеспечивают производителей минеральным питанием
2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ
3) поедают живые растительные организмы
4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов
Тема: Влияние экологических факторов на организмы.
17. Как получают энергию консументы (потребители)?
1) они используют энергию солнца
2) они потребляют воду из почвы
3) они питаются растущими растениями
4) они минерализуют органические вещества
Тема: Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира.
18. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Организм |
Орган |
… |
трахеи |
лягушка |
легкие |
Что следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) Дождевой червь
2) Беззубка
3) Пчела
4) Речной рак
Что необходимо знать и уметь для выполнения задания: Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов.
19. Верны ли следующие суждения о растениях?
А. Растения дышат все время жизни, поглощая кислород.
Б. У папоротников имеется корневая система
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Необходимо: Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности.
Ответом к заданиям 20-26 является последовательность цифр.
20. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Выберите два правильных утверждения.
1) Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.
2) Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.
3) После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.
4) При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.
5) Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.
Необходимо: Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме.
21. Какие из перечисленных желез относят к железам смешанной секреции? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны
1) железа
2) надпочечник
3) поджелудочная железа
4) семенник
5) слюнная железа
6) яичник
Проверяется: Умение проводить множественный выбор.
22. Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Растение обитает на землях, используемых в качестве
сельскохозяйственных угодий.
2) Питательные вещества пырей откладывает в хорошо развитые подземные побеги.
3) Предоставленная самой себе заросль пырея существует шесть-семь лет, затем постепенно изреживается и гибнет.
4) Растение служит кормом для домашнего скота.
5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
6) Сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита и воспаления лёгких.
Проверяется: Умение проводить множественный выбор.
23. Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК |
ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО
ВЕЩЕСТВА |
A) состоят из остатков молекул аминокислот |
1) белки |
Б) выполняют роль биологических катализаторов |
2) углеводы |
В) являются обязательными веществами плазматической мембраны |
|
Г) являются главными источниками энергии |
|
Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов |
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Необходимо: Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Проверяется: умение устанавливать соответствие.
24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.
1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник
наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.
Проверяется: Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
25. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ________________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — _______ (Б). Так, адреналин вырабатывается ______________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) внешняя
2) внутренняя
3) фермент
4) гормоны
5) антитело
6) селезенка
7) надпочечник
8) поджелудочная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проверяется: Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных.
26. Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.
Д. Край листа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проверяется: Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму.
27. Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на третьем рисунке? Почему они разрушаются?
Тема задания: Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого.
28. Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какую пользу извлекает организм-квартирант от хозяина?
2) Каков характер отношений между организмами в нахлебничестве?
3) Какое преимущество получает рак-отшельник в кооперации с актинией?
НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ
Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.
Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.
При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы- квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.
Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.
В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.
Проверяется: Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать.
29. Учащиеся одной из школ оценивали способность школьников 6,7 — 10 классов понимать и приобщаться к переживаниям другого человека. Эта способность называется эмпатией. В табли¬це представлены результаты исследования. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
Пояснения:
1 уровень — полное непонимание переживаний другого человека
2 уровень — иногда понимает переживания другого человека
3 уровень — способен сопереживать, хорошо понимает чувства другого человека
% отражает кол-во учащихся (в %) с данным уровнем развития эмпатии
Ответьте на следующие вопросы:
1) Существует ли связь между возрастом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы.
2) Существует ли связь между полом и уровнем эмпатии. Под¬твердите ответ данными таблицы.
3) Учащиеся какого класса обладают наименьшим уровнем эмпатии? Мальчики или девочки?
Проверяется: Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
30. Студенка института физкультуры Марина занимается волейболом. Каждый день после института она тренируется по 2 часа. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблиц, ответьте на вопросы.
1) Какое блюдо (не напиток) может заказать Марина, чтобы не превысить энергозатраты на тренировку, если она уже заказала апельсиновый сок и маленькую порцию картофеля фри?
2) Какое максимальное количество жиров может содержать обед Марины, состоящий из трёх разных блюд и напитка?
3) До каких мономеров происходит расщепление углеводов в пищеварительном тракте?
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Энергозатраты при различных видах физической активности
Проверяются умения: Решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов. Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания.
В статье использованы задания и иллюстрации с сайта sdamgia.ru
Автор Некипелова