Организм | Орган |
… | трахеи |
лягушка | легкие |
Вариант ОГЭ по биологии состоит из 30 заданий. Приведем один из вариантов экзаменационной работы по биологии 2020 года с комментариями о том, что проверяется в каждом задании и какой теме оно посвящено.
1. Какой уровень организации живого изображен на фотографии?
Для выполнения задания надо знать уровни биологических объектов на разных уровнях организации живого.
2. Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках?
Задание на тему: Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
3. По способу питания молочнокислые бактерии относят к
Это задание на тему: Царство Бактерии. Царство Грибы.
4. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
Тема задания: Царство Растения.
5. Земноводные благодаря шейному позвонку способны
Тема задания: Царство Животные.
6. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
Тема: Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека.
7. Проводниковая функция спинного мозга осуществляется
Тема: Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
8. Какую функцию выполняет жидкость, находящаяся внутри суставной сумки?
Тема: Опора и движение.
9. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?
Тема: Внутренняя среда организма.
10. В чём проявляется сходство в строении лимфатических сосудов и вен?
Тема: Транспорт веществ в организме.
11. Выберите верное утверждение.
Тема: Питание. Дыхание.
12. В результате какого типа обмена веществ в организме образуется гемоглобин?
Тема: Обмен веществ. Выделение, Покровы тела.
13. Периферический отдел какого из анализаторов воспринимает химический состав веществ?
Тема: Органы чувств.
14. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием
Тема: Психология и поведение человека.
15. При инфекционных заболеваниях повышают норму потребления витамина С, так как он
Тема: Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.
16. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?
Тема: Влияние экологических факторов на организмы.
17. Как получают энергию консументы (потребители)?
Тема: Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира.
18. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Организм | Орган |
… | трахеи |
лягушка | легкие |
Что следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Что необходимо знать и уметь для выполнения задания: Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов.
19. Верны ли следующие суждения о растениях?
Необходимо: Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности.
Ответом к заданиям 20-26 является последовательность цифр.
20. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Выберите два правильных утверждения.
Необходимо: Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме.
21. Какие из перечисленных желез относят к железам смешанной секреции? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны
Проверяется: Умение проводить множественный выбор.
22. Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Проверяется: Умение проводить множественный выбор.
23. Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА |
A) состоят из остатков молекул аминокислот | 1) белки |
Б) выполняют роль биологических катализаторов | 2) углеводы |
В) являются обязательными веществами плазматической мембраны | |
Г) являются главными источниками энергии | |
Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Необходимо: Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Проверяется: умение устанавливать соответствие.
24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.
Проверяется: Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
25. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ________________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — _______ (Б). Так, адреналин вырабатывается ______________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Проверяется: Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных.
26. Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
Б. Жилкование листа
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.
Д. Край листа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Проверяется: Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму.
27. Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на третьем рисунке? Почему они разрушаются?
Тема задания: Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого.
28. Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ
Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.
Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.
При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы- квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.
Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.
В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.
Проверяется: Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать.
29. Учащиеся одной из школ оценивали способность школьников 6,7 — 10 классов понимать и приобщаться к переживаниям другого человека. Эта способность называется эмпатией. В табли¬це представлены результаты исследования. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
Пояснения:
Ответьте на следующие вопросы:
Проверяется: Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
30. Студенка института физкультуры Марина занимается волейболом. Каждый день после института она тренируется по 2 часа. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблиц, ответьте на вопросы.
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Энергозатраты при различных видах физической активности
Проверяются умения: Решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов. Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания.
В статье использованы задания и иллюстрации с сайта sdamgia.ru
Автор Некипелова