Квадратичная функция. Парабола. Свойства и график
Мы знаем, что такое линейная функция. Конечно, функции бывают не только линейные. В этой теме мы изучаем квадратичную функцию. В ее формулу входит \(x\) в квадрате, ее график - парабола.
Мы помним, как выглядит парабола \(y = x^2\). В седьмом классе мы рисовали таблицу и строили график \(y = x^2\) по точкам.
Вот такая была таблица. Мы берем \(x\) из первой строчки, возводим его в квадрат и записываем во вторую строчку значение \(y\).
\(x\) |
\(-3\) |
\(-2\) |
\(-1\) |
\(0\) |
\(1\) |
\(2\) |
\(3\) |
\(y\) |
\(9\) |
\(4\) |
\(1\) |
\(0\) |
\(1\) |
\(4\) |
\(9\) |
Наносим точки с координатами\( (x; y)\) на координатную плоскость. Это точки:
\((-3; 9), \; (-2; 4); \; (-1; 1); \; (0; 0); \; (1; 1); \; (2; 4); \; (3; 9).\)
И соединяем эти точки плавной кривой. Получается график, который называется параболой.
Посмотрим внимательно на этот график и перечислим его основные свойства.
1) Функция \(y = x^2\) определена для всех \(x\), от минус бесконечности до плюс бесконечности. Другими словами, в формулу \(y = x^2\) можно подставить любой \(x\).
2) Область значений этой функции – неотрицательные числа. Весь график расположен не ниже оси \(X\), потому что квадрат любого числа – величина неотрицательная.
3) Если \(x=0\), то \(y=0\). Можно сказать, что при \(x=0\) парабола касается оси \(X\).
4) Точка \((0; 0)\) на графике называется вершиной параболы. Конечно, это немного странно: ведь точка \((0; 0)\) на графике – это, наоборот, ямка, самая низкая точка. Но вот такое у нее название.
5) Легко заметить, что график квадратичной функции симметричен относительно оси \(Y\). Например, при \(x=3\) и \(x=-3\) функция принимает одинаковые значения, равные \(9\).
При \(x=2\) и \(x=-2\) также одинаковые значения, равные \(4\).
В общем виде формула квадратичной функции выглядит так:
\(y = ax^2 + bx + c.\)
Будем учиться строить график квадратичной функции, заданной такой формулой.
1. Начнем с простого случая. Построим график функции \(y = x^2 + 3\).
График функции \(y = x^2 + 3\) сдвинут на \(1\) вверх по отношению к графику функции \(y = x^2\). Потому что к каждому значению функции \(y = x^2\) мы прибавили \(3\), и график сдвинулся на \(3\) вверх.
2. Следующий - график функции \(y = x^2 - 2\) сдвинут на \(2\) вниз по отношению к графику функции \(y = x^2\). Потому что из каждого значения функции \(y = x^2\) мы вычитаем \(2\), и график сдвигается на \(2\) вниз.
Мы поняли, как строить график функции \(y = x^2 + c\).
Если \(c>0\), то он будет сдвинут на \(c\) вверх по отношению к графику функции \(y = x^2\). Если \(c<0\), то сдвинут на \(c\) вниз.
Как будто мы вырезали шаблон графика \(y = x^2\) из бумаги и двигаем его вверх-вниз.
Можно сказать, что график функции \(y = x^2 + c\) получается из графика \(y = x^2\) параллельным переносом вверх (если \(c>0\)) или вниз (если \(c<0\)).
3. Построим график функции \(y = (x-3)^2\).
Тоже параллельный перенос. Но как же теперь надо подвинуть наш шаблон? На самом деле достаточно понять, куда движется вершина параболы. Куда вершина – туда поедет и вся парабола.
У параболы \(y = x^2\) вершина (то есть самая низкая точка на графике) - это \((0; 0)\).
И это понятно. Ведь \(x^2\geq 0\) при всех \(x\).
Выражение \((x-3)^2\) тоже не может быть меньше нуля. А значение, равное нулю, оно принимает, если \(x=3\). Точка \((3; 0)\) будет вершиной параболы \(y = (x-3)^2\).
Получается, что график функции \(y = (x-3)^2\) сдвинут на \(3\) вправо относительно графика функции \(y = x^2\).
4. А график функции \(y = (x+2)^2\) сдвинут на \(2\) влево относительно графика функции \(y= x^2\).
Вот что мы получили:
Если функция задана формулой \(y=(x-a)^2\) и \(a>0\), её график сдвинут относительно графика \(y= x^2\) на \(a\) вправо.
А график функции \(y=(x+a)^2\) при \(a>0\) сдвинут относительно графика функции \(y= x^2\) на \(a\) влево.
5. Построим график функции \(y = (x-3)^2 + 4\).
Он получается из графика \(y= x^2\) сдвигом на \(3\) вправо и на \(4\) вверх.
Обратите внимание, как выглядят формулы для трех функций, графики которых мы только что построили. В них есть полный квадрат!
Один из способов построения графика квадратичной функции – это выделение полного квадрата.
6. Построим график функции \(y=x^2+4x+1.\)
Выделим полный квадрат:
\(y=x^2+4x+1=x^2+4x+4-3=(x+2)^2-3.\)
Но что делать, если не удается выделить полный квадрат? В этом случае мы строим график по следующей схеме:
1) Смотрим на знак коэффициента \(a\).
Знак коэффициента \(a\) отвечает за направление ветвей. При \(a>0\) ветви направлены вверх, при \(a<0\) — вниз.
На рисунке приведены две параболы \(y = ax^2\) с равными по модулю, но противоположными по знаку значениями \(a\).
2) Абсолютная величина коэффициента \(a\) отвечает за «раскрыв» параболы. Чем больше \(\left| a\right|\), тем у́же парабола (больше прижата к оси \(Y\)). Наоборот, чем меньше \(\left| a\right|\), тем шире парабола (больше прижата к оси \(X\)).
7. На рисунке показаны две параболы \(y = x^2\) и \(y = 3x^2\).
Вторая парабола в \(3\) раза более узкая, чем первая.
3) Абсцисса вершины параболы \(y = ax^2 + bx + c\) находится по формуле:
\(x_0=-\displaystyle\frac{b}{2a}.\)
Чтобы найти ординату вершины \(y_0\), удобнее всего подставить \(x_0\) в уравнение параболы. Но вообще, полезно помнить, что
\(y_0=-\displaystyle\frac{D}{4a},\)
где \(D = b^2 - 4ac\) — дискриминант.
4) Точки пересечения параболы \(y = ax^2 + bx + c\) с осью \(X\) – это корни квадратного уравнения \(ax^2 + bx + c=0\). Если дискриминант равен нулю, то парабола касается оси \(X\). Если дискриминант меньше нуля, то корней нет, и парабола не пересекает ось \(X\).
5) Точка пересечения с осью \(Y\) находится легко: мы подставляем \(x = 0\) в уравнение параболы. Получается точка \((0; c)\).
6) И пользуемся тем, что парабола симметрична относительно прямой, проходящей через ее вершину.
8. Построить график функции: \(y=x^2-8x+12.\)
Выделим полный квадрат в формуле функции:
\(y=(x^2-8x+16)-16+12;\)
\(y=(x-4)^2-4.\)
График этой функции получим сдвигом графика функции \(y=x^2\) вдоль оси \(X\) на \(4\) единицы вправо и вдоль оси \(Y\) на \(4\) единицы вниз.
9. Построить график функции: \(y=2x^2-4x-6.\)
График этой функции построим по алгоритму, без выделения полного квадрата.
1) \(a=2>0\), значит, ветви параболы направлены вверх.
2) \(a=2\), значит, готовый график будет в два раза у́же, чем исходный \(y=x^2.\)
3) Найдем координаты вершины параболы:
\(x_0=\displaystyle\frac{-b}{2a}; \; x_0=\displaystyle\frac{4}{4}=1;\)
\(y_0=2\cdot 1^2-4\cdot 1-6=2-4-6=-8.\)
4) Найдем точки пересечения параболы с осью \(X\):
\(2x^2-4x-6=0;\)
\(x^2-2x-3=0.\)
Корни уравнения: \(x=3\) и \(x=-1.\)
5) Найдем точку пересечения с осью \(Y\): подставляем \(x = 0\) в уравнение параболы.
\(y=0^2-4\cdot 0-6=-6.\)
Получается точка \((0; -6).\)
6) Пользуемся симметричностью графика относительно его вершины.
Примеры решения задач ОГЭ:
1. На рисунке изображены графики четырех квадратичных функций.
а) На каком из рисунков изображен график функции \(y=2(x+3)^2+1\)? В ответ запишите номер рисунка.
Решение:
Вершина параболы – в точке с координатами \((-3; 1)\). Парабола растянута в \(2\) раза по оси ординат. Это рисунок 2.
Ответ: 2.
б) На одном из рисунков изображен график функции \(y=0,5 (x+3)^2-1\). На каком? В ответ запишите номер рисунка.
Решение:
Вершина параболы – в точке с координатами \((-3; - 1)\). Парабола сжата в \(2\) раза по оси ординат. Это рисунок 3.
Ответ: 3
2. На каком рисунке изображен график функции \(y=-x^2-2\)?
Решение:
Формула \(y=-x^2-2\) задает параболу с ветвями вниз, полученную с помощью сдвига параболы \(y=-x^2\) на \(2\) единицы вниз вдоль оси \(OY\). Такая парабола изображена на рисунке 3.
Ответ: 3
3. Определите, график какой из функций изображен на рисунке. В ответе запишите номер формулы.
1) \(y=-x^2+2;\)
2) \(y=-(x-2)^2;\)
3) \(y=-x^2-2;\)
4) \(y=-(x-2)^2+2.\)
Решение:
На рисунке изображена парабола с ветвями вниз, коэффициент при \(x^2\) – отрицательный.
Так как вершина параболы имеет координаты \((2; 2)\), то эта парабола получена сдвигом параболы \(y=-x^2\) на \(2\) единицы вправо по горизонтали и на \(2\) единицы вверх по вертикали.
Формула функции, график которой изображен на рисунке: \(y=-(x-2)^2+2\). Это формула 4.
Ответ: 4
4. Найдите значение \(c\) по графику функции \(y=ax^2+bx+c\), изображенному на рисунке.
Решение:
Значение \(c\) — это ордината графика при \(x=0\). Значит, \(c=3\).
Ответ: 3
5. На рисунке изображён график функции \(y=ax^2+bx+c\). Установите соответствие между утверждениями и промежутками, на которых эти утверждения выполняются. Впишите в приведённую в ответе таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Утверждения:
А) функция возрастает на промежутке
Б) функция убывает на промежутке
Промежутки:
1) \([1; 2];\)
2) \([0; 2];\)
3) \([-1; 0];\)
4) \([-2; 3].\)
Решение:
Данная квадратичная функция возрастает на промежутке \((-\infty; 1)\). Этому промежутку соответствует единственный отрезок \([-1; 0]\), под номером 3.
И функция убывает на промежутке \((1;+\infty)\), а этому промежутку принадлежит отрезок под номером 1, то есть \([1; 2]\). Это ответ №1.
Ответ: 31
6. На рисунке изображены графики функций вида \(y=ax^2+bx+c\). Для каждого графика укажите соответствующее ему значения коэффициента \(a\) и дискриминанта \(D\).
Знаки чисел:
1) \(a>0, \; D>0;\)
2) \(a>0, \; D<0;\)
3) \(a<0, \; D>0;\)
4) \(a<0, \; D<0.\)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Решение:
а) Ветви графика направлены вверх, значит, \(a>0\). Парабола пересекает ось \(OY\) в двух точках, значит уравнение имеет два корня, такое возможно, если \(D>0\). Номер 1.
б) Ветви графика направлены вверх, значит, \(a>0\). Парабола не пересекает ось \(OY\), уравнение не имеет корней, если \(D<0\). Номер 2.
в) Ветви графика направлены вниз, значит, \(a<0\). Парабола не пересекает ось [mathOY\), уравнение не имеет корней, если \(D<0\). Номер 3.
г) Ветви этого графика направлены вниз, значит, \(a<0\). Парабола пересекает ось \(OY\) в двух точках, уравнение имеет два корня, если \(D>0\). Номер 4.
Ответ: 1234